Босс мировых гонок атаковал владельцев «Ф-1» – ради денег! «Чемпионат – не их собственность», грозит убирать Гран-при

Команды и серия готовят ответный удар.

Босс мировых гонок атаковал владельцев «Ф-1» – ради денег! «Чемпионат – не их собственность», грозит убирать Гран-при

Какие темы в «Формуле-1» оказались самыми горячими за последний месяц?

Конечно, прежде всего добавление 11-й команды – регулятор автоспорта Международная автомобильная федерация ФИА приняла заявку «Андретти», хотя 9 из 10 участников «Формулы-1» против. Выходит некоторое принуждение к расширению.

А еще постоянные списания кругов на Гран-при Катара вызвали гнев у гонщиков – и новый взрыв негодования в соцсетях. Все вспомнили фарс с 1200 нарушений границ трассы на Гран-при Австрии – судьи разбирались и выписывали штрафы до ночи, сняли 179 кругов и выдали 145 дополнительных секунд. В Лусаиле в двух квалификациях списали больше 70 кругов, в гонке четверть пелотона получила штрафы (Перес – даже три штуки), и перерисовка границ перед субботними сессиями не помогла.

Судейство в «Ф-1» и так достаточно часто критикуют – особенно в случаях явного непостоянства. Например, когда условного Ферстаппена не наказывают за очевидные блокировки в квалификациях, хотя других пилотов штрафовали ранее по ходу сезона, а затем на дополнительных слушаниях стюарды признают необходимость вмешательства в таких случаях.

Обычные болельщики критично высказываются именно о «судействе в «Ф-1», но ФИА принимает ее близко к сердцу – ведь именно она организует слежку за соблюдением правил, формирует комиссию стюардов и выносит решения. Оттого президент ФИА Мохаммед бен Сулайем воспользовался удачным моментом, чтобы вновь атаковать владельцев коммерческих прав на чемпионат – и потребовать больше денег:

«Должен поздравить стюардов с тем, что они заметили все нарушения границ трассы. Но решение ли это? Нет. Решением станет улучшение самого трека. Знаю, что некоторые сопротивляются, но надо говорить правду: нет улучшений – нет гонки. Вот и все. Мы не можем позволить подобное.

На мой взгляд, сейчас вопрос не в том, делать ли что-то – мы должны действовать. Я должен срочно решить вопрос, потому что изменения надо внедрить к следующему сезону. Мы не можем себе позволить [оставить ситуацию как есть], особенно с учетом того, что наблюдаем все время.

Босс мировых гонок атаковал владельцев «Ф-1» – ради денег! «Чемпионат – не их собственность», грозит убирать Гран-при

Мы должны использовать технологии. Во многих областях они используются, однако ФИА нужно больше ресурсов, чтобы вкладывать их в автоспорт. Говорю без стеснения: нам требуется больше ресурсов. Невозможно без денег управлять серией на 20 миллиардов долларов.

Люди хвалятся тем, сколько стоят команды «Ф-1», но ФИА должна обладать ресурсами, чтобы управлять чемпионатом наилучшим образом. Чем лучше мы работаем, тем лучше для команд и для «Ф-1».

Мы – не поставщик услуг. Чемпионат принадлежит нам. Мы сдали его в аренду, мы арендодатель. Это тоже нужно уважать. Мои намерения никогда не заключались в том, чтобы загнать кого-то в угол или поставить в неловкое положение. Я здесь ради духа спорта.

Я считаю, что гонок слишком много, а не команд. Нужно больше команд и меньше гонок. Участникам нужен свой кусок «пирога», я понимаю их беспокойство. Однако мы беспокоимся по иным причинам.

Невозможно заставить «Андретти» или «Дженерал Моторс» купить другую команду просто потому, что [владельцы] хотят ее продать. Не буду называть имена, но меня просили убедить «Дженерал Моторс» так поступить. Это не моя работа. Меня избрали не ради такого, я не брокер.

ФИА должна умолять производителей прийти [в «Ф-1»]. Нельзя им отказывать. Спросите о моей мечте, и я отвечу: заполнить все 12 [слотов для команд], иметь коллектив из США, связанный с производителем, и гонщика оттуда. А потом, может, пойти в Китай и попробовать сделать там то же самое. Очень трудно сказать «нет» команде, получившей одобрение ФИА».

Звучит как открытое объявление войны владельцам «Ф-1»

Бен Сулайем не впервые уже вмешивается в дела «Формулы-1» – еще в январе он прокомментировал первые же слухи о сделке с саудовским госфондом PIF о покупке коммерческих прав на серию за $20 млрд:

«Будучи хранителями автоспорта, ФИА, как некоммерческая организация, с осторожностью относится к предположительно завышенной цене в $20 млрд, которую навесили на «Формулу-1».

Cчитаю, ФИА должна участвовать в подобных переговорах – или как минимум предложить совет, поскольку сам чемпионат принадлежит ФИА. Да, мы его как бы сдаем в аренду. Но я просто хочу внести ясность, чтобы мы все могли двигаться вперед».

Босс мировых гонок атаковал владельцев «Ф-1» – ради денег! «Чемпионат – не их собственность», грозит убирать Гран-при

Нынешним владельцам чемпионата из «Либерти Медиа», менеджменту серии и командам заявление не понравилось настолько, что на следующий день юридический отдел «Формулы-1» выслал президенту ФИА официальное письмо, в котором «Либерти» выразила крайнее недовольство высказываниями бен Сулайема – утверждалось, что президент ФИА перешел черту.

Тогда же всплывала и тема с требованиями принять «Андретти» с «Кадиллаком», и публичные недовольства критикой судейства со словами «ФИА обвиняют за ситуацию, но не ФИА придумала правила. Их придумали команды, а мы применили. Так что спасибо!»

Однако тогда он действительно перешел черту. ФИА – учредитель, спортивный и технический организатор «Ф-1», также владелец самого бренда, однако в 2001-м Евросоюз запретил ФИА получать финансовые выгоды от серии, ссылаясь на необходимость разделения спорта и коммерции. Федерации пришлось продать права на проведение чемпионата мира менеджерской Formula One Managment (сейчас она принадлежит«Либерти Медиа») примерно за 283,5 миллиона евро в виде единовременной выплаты. Также ФИА еще получает 10 миллионов каждый год.

Именно эта сделка на 100 лет и действует прямо сейчас до 2101 года. По условиям соглашения команды и серия договариваются о правилах и сделках, а ФИА затем визирует и подтверждает (или отклоняет) итог – то есть об участии в переговорах речи идти не может. Хотя право подтвердить или отклонить любую сделку в наличии.

Все аспекты участия в «Формуле-1» и проведения чемпионата регулируются Договором согласия между ФИА, FOM и командами. Ни одна из сторон не может провернуть изменения без ведома и согласия остальных – требуется консенсус. У ФИА единственное преимущество – она является финальным результирующем органом для утверждения итога на Международном Совете по автоспорту. Без подтверждения на нем никакие изменения в регламент, схему владения или календарь не имеют силы.

После январской эскалации бен Сулайем немного утих – ведь ФИА уже открыла тендер на рассмотрение заявок новых команд. Теперь же формальная часть закончилась, и у президента ФИА появилось больше оружия для сражения с командами и менеджментом «Ф-1».

Босс мировых гонок атаковал владельцев «Ф-1» – ради денег! «Чемпионат – не их собственность», грозит убирать Гран-при

Угрозы исключения из календаря проблемных треков – тоже часть политического инструментария. Формально все заверяется именно подтверждением ФИА – если регулятор решит выбросить Гран-при Катара и/или Гран-при Австрии, то в расписании чемпионата мира их не будет вне зависимости от сроков контрактов. «Ф-1» максимум сможет провести там «внезачетную» гонку по своим правилам, но без статуса Гран-при и какой-либо спортивной подоплеки – то есть проблемы с промоутерами обеспечены.

И бен Сулайем сейчас угрожает именно коммерческими неурядицами – теперь даже с двух сторон. Это очень серьезно и необычно: президенты ФИА не вели себя так с «Ф-1» аж с конца 80-х.

Зачем он это делает? Ради денег

Бен Сулайем сам наконец все открыто признал: он явно хочет больше денег от «Ф-1», поскольку единовременный взнос уже точно потрачен, а платеж в 10 миллионов не удовлетворяет ФИА.

Регулятор международных автогонок давно убыточен, и дефицит составляет около 20 миллионов долларов.

В «Ф-1» много говорят о росте коммерческой стоимости чемпионата и команд, но Федерация не получает никаких прибылей и преимуществ. Еще декаду назад на зарплаты сотрудникам, перелеты и прочие траты ФИА уходило порядка 53 миллионов евро, и взносы от «Формулы-1» не покрывают и половины операционных расходов. Для сравнения: на организацию рекордного по размерам чемпионата 2023-го с команд и гонщиков собрали 27 миллионов долларов взносов.

Потому, конечно, президент ФИА давит на «Ф-1» с целью передговориться и заполучить больше денег. Но даже и без политических аспектов присутствует чисто формальная логика: больше команд и гонщиков – больше взносов, есть возможность переложить часть затрат – надо ей пользоваться.

Команды и «Ф-1» мечтают убрать неугодного президента

Владельцы коммерческих прав, может, и готовы были бы найти решение – но точно не в случае принуждения, угроз и буквального выкручивания рук. Манера управления бен Сулайема заронила закономерные сомнения в его договороспособности – и потому «Либерти Медиа» с командами уже думает об альтернативных вариантах.

Босс мировых гонок атаковал владельцев «Ф-1» – ради денег! «Чемпионат – не их собственность», грозит убирать Гран-при

«Давно я не слышал сколь-нибудь серьезных разговоров в паддоке «Ф-1» о возможном разрыве «Ф-1» и ФИА, но теперь снова слышу, – написал в блоге постоянный и многолетний посетитель Гран-при по журналисткому пропуску Джо Сэйуорд. – Это маловероятно, поскольку Федерация обладает исключительным правом присуждать статус чемпионата мира в автоспорте.

Тем не менее, без «Ф-1» ФИА окажется в очень глубокой яме, так как «Ф-1» предоставляет Федерации более половины ее дохода, и отключение такого потока денег станет катастрофой для организации. В теории ФИА может проводить «Ф-1» с другими командами, но такая серия никогда не взлетит как сегодняшняя «Ф-1».

Вопрос «Андретти» – это проблема. Бен Сулайем запустил процесс. Никто в «Ф-1» не был рад идее. Да, регламент позволяет присоединиться еще двум командам, однако многие команды до сих пор не вполне стабильны [с финансовой точки зрения] и требуют больших вложений. Было бы умнее подождать, пока все подтянутся, прежде чем размывать призовой фонд, включая других участников, которые очень вряд ли будут конкурентоспособными на годы вперед.

Все команды и сама «Формула-1» считают, что добавление нового коллектива – плохая идея, даже если некоторые из них дипломатично высказываются на публике, чтобы избегать скандалов. Все они категорически против.

Босс мировых гонок атаковал владельцев «Ф-1» – ради денег! «Чемпионат – не их собственность», грозит убирать Гран-при

Всего этого можно было избежать, если бы президент ФИА не решил начать процесс в начале года. Необходимости не было, потому что в тот момент инвесторы продолжали скупать команды. Сам [Майкл] Андретти был близок к покупке «Заубера», но затем ему указали на дверь. ФИА может винить лишь себя за то, что начала процесс. Возможно, ФИА вырыла яму и сама туда попала. Нет сомнений: «Ф-1» считает, что проблему «Андретти» породила ФИА.

В век, когда спортом правят деньги, нет места неоптимальной организации и дипломатическим оплошностям. Сомневаюсь, что разрыв с ФИА когда-либо произойдет, однако могу представить решение поменять ФИА изнутри благодаря поиску подходящего лидера. Такое случилось 30 лет назад, когда Макс Мосли – человек из «Ф-1» – стал президентом ФИА».

Разговоры о возможном уходе бен Сулайема под внутренним давлением шли и зимой.

«Люди по-прежнему говорят мне, что у них есть проблемы со стилем управления Мохаммеда бен Сулайема, и это высокопоставленные лица из ряда команд «Формулы-1», – заявлял Слэйтер из Sky Sports – постоянный обитатель паддока.

«Все считают, что он должен уйти. Это общее мнение, безусловно», – заявил один из боссов команд «Формулы-1» изданию BBC на условиях анонимности.

«Интересно, сменит ли он тактику? Если он совершит еще одну ошибку, то не понимаю, как он может устоять», – высказывался еще один инсайдер изданию ВВС.

Босс мировых гонок атаковал владельцев «Ф-1» – ради денег! «Чемпионат – не их собственность», грозит убирать Гран-при

«Ф-1» и команды не имеют власти над президентом ФИА. В то же время ВВС сообщало, что, по слухам, некоторые автомобильные федерации намеревались вынести бен Сулайему вотум недоверия и заменить его бывшим боссом «БАР» (с него начинался нынешний «Мерседес») и «Бенеттона» (одна из предыдущих стадий «Альпин») Дэвидом Ричардсом. Он когда-то здорово повысил зрительский интерес к ралли, а сейчас управляет главным регулятором гонок Британии Motorsport UK.

Автоклубы и местные федерации же как раз заинтересованы в расширении календаря и увеличении количества Гран-при – они ведь зарабатывают на организации вместе с «Ф-1». У их лице у серии серьезные союзники, и именно автоклубы выбирают президента.

Бен Сулайем не сменил тактику и даже пошел на обострение. Каким же будет ответ?

Миллиардера не пустили в «Ф-1» – и у него бугурт: цены на команды слишком высокие, конкуренты – странные и слабее его планов

В «Ф-1» добавляют новую команду! Регулятор принял заявку из США, соперники против, из «Кадиллака» выжимают деньги

У Хэмилтона пытаются забрать первый титул «Ф-1»: пока досудебной претензией. Претендента больше не пускают на гонки