Авто с разгоном до 100 км/ч быстрее болида «Ф-1» – реальность. Стоит $14 млн, мощность – 3к лошадей, технологии – космические

И это не электрокар.

«Формула-1» регулярно поставляет технические новинки в производство серийных моделей – например, автоматическая коробка передач появилась именно в Гран-при. Автоконцерны вообще специально участвуют в гонках для тестов новейших разработок – и из погони за скоростью  и идеальным балансом мощности и массы рождаются самые удивительные экземпляры индустрии.   

Один из таких новичков – модель Chaos. Потенциально быстрейшая машина в мире!

Авто с разгоном до 100 км/ч быстрее болида «Ф-1» – реальность. Стоит $14 млн, мощность – 3к лошадей, технологии – космические

Авто придумала молодая греческая компания Spyros Panopoulos Automotive – она специализируется на производстве и разработке высокотехнологичных деталей, также занимается развитием ДВС и еще сотрудничает с греческой армией, включая ВМС и ВВС. Ее основатель – инженер Спирос Панопулос (справедливо назвал фирму своим именем) с 20-летним опытом в 3D-моделировании.

Раньше Спирос работал над технологиями для дрэг-рейсинга и даже создал в 2004-м двигатель с самым высоким КПД на основе агрегата «Косуорт».

«Показатели доходили до 13000 об/мин при 426 л.с. С этим мне удалось достичь КПД в 92%», – рассказал инженер в эксклюзивной беседе для Sports.ru.

Позже Спирос улучшил свою технологию: с 2016-го занялся конструированием моторов с нуля и довел мощность до 1550 л.с. на 1000 см³ с помощью керамического напыления на поршни (подобным пользуются в космической и авиационной сферах: энергия сгораемого топлива направляется на дополнительную полезную работу и повышает мощность ДВС). Также он активно участвовал в разработке и улучшении моторов для WRC и MotoGP и над серийными авто: среди его клиентов – «Порше», «Форд», и «Феррари». И как же без «Формулы-1»? Панопулос успел поучаствовать даже здесь.

«Не хочу раскрывать имя компании, – рассказал нам Спирос, – Но да, я работал над электронным блоком управления. Та компания поставляла этот элемент болидам «Формулы-1» в 2013-м. Помимо этого, я делал ступицы из магния и титана».

В 2019-м специально для одной из команд «Формулы-1» он первым создал поршни по новейшему методу электроэрозионной обработки EDM (желаемая форма металла достигается с помощью электрических разрядов – искры). Но до дебюта новации на треке дело не дошло.

«Это были тестовые поршни. Компания, с которой я работал, хотела опробовать детали и посмотреть, что да как. Никто их, собственно, не собирался ставить в [реальный гоночный] мотор: технология EDM оказалась слишком дорогой», – пояснил нам Спирос.

В конце концов греческий инженер решил создать собственный проект для реализации всех идей и новаций. Так родилась идея Chaos: «За долгое время мы успели изготовить детали для множества скоростных серийных машин, как «Ламборгини» и «Макларен». В итоге мы пришли к выводу, что пора бы самим спроектировать и построить модель, которая соединит в себе все наши затеи».

Авто с разгоном до 100 км/ч быстрее болида «Ф-1» – реальность. Стоит $14 млн, мощность – 3к лошадей, технологии – космические

В марте 2020 года SP Automotive анонсировала планы на чудо-авто, и теперь наконец оно обернулась реальностью (презентацию планировали в Женеве, но мероприятие отменили из-за коронавируса).  

Сам Спирос назвал его «первым ультракаром» – раньше так машины еще не называли. Автожурналисты даже сейчас больше склонны называть Chaos продвинутым гиперкаром (такие машины обладают мощностью более 1000 л.с., их собирают из эксклюзивных деталей и делают по индивидуальным заказам – казалось бы, все как с творением Спироса), однако Панопулос не согласен. Он дал нам более точное определение своего проекта: «Ультракар» – новое явление [в автопромышленности]. Машина с мощностью более 2000 л.с. и сделанная из уникальных материалов – как Zylon и углеволокно».

Chaos – сборник запредельных технологий. Его характеристикам позавидует даже «Формула-1»

Всего выпустят две версии: Earth Version и Zero Gravity. В обе поставят 4-литровый бензиновый V10: у EV – 2048 л.с., у ZG – 3064 л.с. Звучит впечатляюще.

Особый упор компания сделала на более скоростной версии, поскольку невероятная мощность предполагает достижение 100 км/ч всего за 1,5 секунды  – быстрее болида «Формулы-1» (у него 1,6 секунды – и раньше соперничать могли только топовые электрокары)! 300 км/ч Chaos достигнет где-то за 7,9 с, а максималка у Zero Gravity – 500 км/ч. Спирос уже анонсировал погоню за рекордом скорости среди серийных авто (сейчас он принадлежит SSC Tuatara – 508 км/ч): компания планирует заезд на полигоне «Эра-Лессин» при поддержке «Ред Булл».

Не менее удивительны технологии Chaos. Большая часть машины (78%) сделана по специально разработанному Спиросом методу проектирования и печати с помощью 3D-принтера – Anadiaplasi. Дизайн, конечно, вдохновлен «Формулой-1»: и по словам основателя, и по своеобразной форме носа (похожий, к слову, был у «Феррари» Enzo – ее тоже конструировали с учетом опыта Гран-при). Даже монокок греческого авто сделан из полимера Zylon: в «Ф-1» его используют при изготовлении шлемов и закрепляющих колеса тросов, а в NASA материал нужен для длительных исследований на Марсе.

Авто с разгоном до 100 км/ч быстрее болида «Ф-1» – реальность. Стоит $14 млн, мощность – 3к лошадей, технологии – космические

Скорость машины объясняют не только чистой мощностью, но и аэродинамикой: ей инженеры уделили особое внимание. Бампер с аэродинамическими элементами дает равную «Ф-1» прижимную силу: за основу взяли антикрыло болида «Ред Булл» 2017 года. На днище установили плавники для предотвращения турбулентности и вдобавок использовали эффект Вентури – тот самый «граунд-эффект» из «Ф-1», присасывающий машину к земле с ростом скорости.

«Формулу-1» спасут от скуки сверхопасным эффектом. Даже придумали, как избежать жестких аварий

Еще одна особенность Chaos – крыша из металлического стекла SAM2X5-630. Его создали американские ученые из Калифорнийского университета в Сан-Диего в 2016 году: поместили порошкообразное железо в графитовую форму, и нагревали его до 630 °C с регулярным повышением давления до 1000 атмосфер. В итоге структура железа стала похожа на структуру стекла. Тогда это шокировало ученых: «Мы не знаем, почему небольшое количество кристаллических областей в объемном металлическом стекле обеспечивает столь существенную разницу при нагрузках». Самое главное – идеальное сочетание температуры нагревания и скорости охлаждения сделало новый материал не просто супернадежным (прочнее стали в 588 раз), но и способным возвращать прежнюю форму.

А еще в машине есть система распознавания отпечатков пальцев, возможность использовать голосовые команды и даже считывающие лицо камеры (он определить настроение человека в данный момент и в зависимости от этого отрегулировать управление автомобилем).

Авто с разгоном до 100 км/ч быстрее болида «Ф-1» – реальность. Стоит $14 млн, мощность – 3к лошадей, технологии – космические

«Да, по центру расположены две камеры, которые распознают лицо водителя и его выражения, – рассказал нам Спирос. – Но основу тут составляет руль, который может определить у человека давление и т.д. Все данные высвечиваются на панели управления – она расположены прямо на руле. Как все работает? Ну если вы разозлитесь, машина никак не отреагирует. Тут ведь все зависит больше не от самого настроения, а от пульса – если он участится, то авто само уменьшит мощность двигателя».  

Авто с разгоном до 100 км/ч быстрее болида «Ф-1» – реальность. Стоит $14 млн, мощность – 3к лошадей, технологии – космические

Греки надеются побить главные рекорды скорости – и выставили космический ценник

Обе версии модели стоят безумно дорого: если цена Earth Version – $6,4 млн, то Zero Gravity – аж $14,4 млн. Всего планируется сделать 100 экземпляров (по 20 на каждый континент).

Поражают и планы компании на 2022-2023 годы: сперва – презентация при поддержке греческого правительства, затем – мероприятие в собственном центре, а затем – тесты в Top Gear.

Авто с разгоном до 100 км/ч быстрее болида «Ф-1» – реальность. Стоит $14 млн, мощность – 3к лошадей, технологии – космические

А еще Спирос Панопулос уже объявил о намерении побить рекорды Нюрбургринга и максимальной скорости на четверти мили.

Тем не менее, грек считает новинку обычным автомобилем: «Chaos – это не гоночная машина; это дорожное авто, авто для ежедневного пользования, просто более быстрое. Мы хотим, чтобы эта модель подходила для повседневности и каждого водителя: для этого можно специально отрегулировать желаемую мощность – от 500 л.с. до 3000 л.с.»

Интересно, зачем вообще тогда было ставить в машину такой дикий мотор?

Схема мотора старого истребителя покоряет «Ф-1»: «Мерседес» нашел ее случайно и перенес в гонки с помощью отдела грузовиков

«Ф-1» готовит контрудар по электрификации автопарка – суперэкологичное биотопливо. Чтобы подсадить на него весь мир

«Ф-1» готовит новые моторы: ради «Порше» и «Ауди» уберет главную фишку современных двигателей и радикально снизит стоимость