Разбираем главных мажоров.
Никита Мазепин провел первый год в «Формуле-1» на бумаге совершенно неудачно: последние места, редкие обгоны напарника, частые проигрыши ему по полкруга и среднее отставание в 0,8 секунды в квалификации. Однако во многом отсутствие шансов связано со слабостью болида «Хааса»: его нормально не обновляли, наверное, с середины 2019-го, все инвестиции ушли на машину 2022-го, и американская команда не скрывала: проигрыш всем подряд вполне ожидался.
Но даже за место в такой команде Никите и его отцу (владельцу «Уралхима» и «Уралкалия» Дмитрию) приходится платить – причем немало. Бизнесмен публично подтвердил серьезный объем вложений в «Хаас» – и это еще не считая полной оплаты нового шасси для сына или программы бонусов для сотрудников команды, инициированной под конец сезона:
«Есть коммерческая тайна, раскрывать цифры я не могу. Отмечу только, что в прессе обсуждались суммы, и они плюс-минус близки к истине (итальянская газета Corriere dello Sport писала о 20 миллионах евро в год – Sports.ru)», – заявил Дмитрий в интервью «Матч-ТВ».
Спонсор Никиты Мазепина полностью заложен «Сберу» за кредит в $6,5 млрд. Но платит миллионы за болид-триколор в «Ф-1»
Что мы знаем о миллиардере Мазепине – отце нового русского гонщика «Ф-1»? Разбогател на скупке химзаводов, предлагал за другую команду $140 млн
Но №9 из Москвы все-таки далеко до титула «главного рентача» чемпионата – как минимум трое в новом году заплатят еще больше.
Николас Латифи («Уильямс») – поддержка от семейных компаний на $30-50 млн
Казалось, финансово легендарная английская команда в порядке: после продажи инвестиционному фонду Dorlington Capital год назад в бюджет вкачали $100 млн, и необходимость в максимуме спонсорских взносов сильно снизилась. Однако «Уильямс» все равно сохранил Николаса еще на год – по слухам, он очень полюбился персоналу, да и должен помочь новичку Алексу Албону с улучшением машины.
«Если бы вы увидели данные – там совсем другое, чем видно публике, – объяснил продление контракта с Латифи шеф англичан Йос Капито. – Ему не везло в этом сезоне, сваливались технические неполадки, и потому он не блистал в квалификациях как мог бы – так что результат мог быть намного лучше. Мы должны поддержать его, чтобы раскрыть реальный талант».
Николасу – 26 лет, он завершил второй сезон, провел 39 Гран-при и набрал 7 очков. (два финиша в топ-10). Лучший результат – седьмая позиция в хаотичном Гран-при Венгрии этого года, а в прошлом он занял последнее место в общем зачете среди постоянных пилотов.
Главный момент карьеры – вице-чемпионство в «Формуле-2» в 2019-м (хоть и в слабейшем сезоне в ее истории), всего в главной молодежной серии выиграл 7 гонок. Начал занятия картингом в 12 лет, за те же 12 лет дошел до Гран-при, и до «Формулы-2» вообще никогда не побеждал в серьезных молодежных сериях. Нет, правда: до 2016-го на его счету были лишь восемь подиумов. Но вообще он приятный парень: болеет за «Рапторс», любит «Нутеллу», встречается с бывшей подружкой Шченсного.
А отец Николаса – канадский миллиардер Майкл – владеет крупнейшей в стране компанией по производству и дистрибуции пищевых продуктов Sofina Foods (к примеру, распространяет по миру кофе Lavazza, консервы Rio Mare и минералку San Benedetto).
Активы семьи оцениваются в размере $8 млрд, и Латифи правда привел в «Уильямс» спонсоров на $40 млн в год. Через сезон после ухода главного спонсора ROKiT поддержка расширилась до $50 млн – вдвое больше, чем отец Никиты Мазепина платит за болид-триколор!
Более того, до продажи команды американским инвесторам канадский миллиардер даже выдал организации кредит в размере $50 млн под залог контракта в «Ф-1»: предполагалось, что Николас не потеряет место вплоть до момента полного погашения долга. Но с тех пор Dorlington Capital вроде бы закрыл все обязательства, потому, возможно, канадца продлили за опыт и талант – тем не менее, огромную спонсорскую поддержку это не отменяет. Хотя еще до 2021-го уровень «Уильямса» виделся не сильно выше качества машины «Хааса».
Ланс Стролл («Астон Мартин») – и миллиардные инвестиции отца в личную команду и концерн
Ланс Стролл – 23-летний канадский пилот «Астон Мартин» и напарник Себастьяна Феттеля, провел в «Формуле-1» уже пять сезонов. Трижды поднимался на подиум (первый раз – вообще в дебютный год за «Уильямс»), в прошлом году занял 11-е место в общем зачете. Пришел в Гран-при после побед в итальянской «Ф-4» и европейской «Ф-3» – его взлет вышел моментальным.
И Ланс вряд ли смог пробуриться так быстро без помощи отца Лоренса. По инсайду grandprix247, Лоренс потратил 20 миллионов долларов в 2016 году на прокат сына по частным тестам в различных болидах «Уильямса» по трекам из календаря «Ф-1». В дебютный сезон канадец 15 миллионов долларов спонсорской поддержки и добавил еще 15 миллионов уже в середине года.
Также Лоренс потратил еще 40 миллионов на карьеру Ланса в картинге и молодежных сериях: на членство в молодежной Академии «Феррари», участие во Florida Winter Series (гоночные соревнования Скудерии на машинах для «Формулы-3», проведены лишь раз в 2014 году – по совпадению во время дебюта Ланса в открытых колесах), сезон в итальянской «Ф-4» за лучшую команду «Према», сезон в Toyota Racing Series (фактически новозеландская «Ф-3») и два сезона в «Формуле-3» за «Према». К концу последнего сезона Ланса за итальянскую команду выяснилось: Лоренс просто купил ее целиком перед переходом сына в «открытые колеса».
Лоренс Стролл потратил огромную сумму на карьеру сына в «Формуле-1». Сотни миллионов долларов
Откуда у канадца столько денег? Он сделал состояние на брендах модной одежды: начал с продаж вещей Pierre Cardin и Ralph Lauren, затем совместно с гонконгским бизнесменом Сайласом Чоу основал компанию Sportswear Holdings, а в 1989-м купил малоизвестную фирму Tommy Hilfiger. Стролл сделал ее одной из самых успешных компаний в индустрии моды и в 2006-м продал ее за 1,6 миллиарда долларов. Сейчас его активы оцениваются в 3,2 млрд – неплохо, да?
В 2018-м он ради сына выкупил банкротившуюся «Форс-Индию» за $142 млн (с долгами) и переименовал ее в «Рейсинг Пойнт». А через два года прибавил к портфолио бренд и завод «Астон Мартин»: заплатил около $238 млн за 16 процентов акций автокомпании, а позже увеличил пакет до 20 процентов. Дополнительные $650 млн вложил консорциум, состоящий из друзей миллиардера: председателя JCB (производитель строительного оборудования и спонсор бывшей «Рейсинг Пойнт») Энтони Бэмфорда, экс-босса Power Corp Canade (международная холдинговая компания) Андре Десмаре, Сайласа Чоу и прочих.
С автопромом пошло туго: в «Астон Мартин» пришлось влить еще $1,3 млрд ($250 млн пошли на постройку новой базы для команды «Ф-1»), и, по слухам, у канадца появился долг размером в $1 млрд – причем под огромную кредитную ставку в 16 процентов. Пришлось распродавать яхты и элитный автопарк.
Ради «Астон Мартин» миллиардер сбыл яхту, пентхаус, коллекцию спорткаров и гоночный трек. Выручил $450 млн, а долг – еще $1 млрд
И все – ради успеха сына: по прикидкам Лоренса, дорога к титулу займет еще от двух до четырех лет.
Чжоу Гуаньюй («Альфа Ромео») – и китайские спонсоры на $35 млн
В 2022-м «Формула-1» увидит только одного новичка – швейцарцы после подписания опытного Валттери Боттаса решили рискнуть и взяли с рынка парня из топ-3 «Формулы-2» с мощным пулом спонсоров: по инсайду Radio Monte-Carlo Motori, поддержка Чжоу принесет «Альфа Ромео» $35 млн. Ходят слухи, будто часть денег вложена госкомпаниями ради улучшения образа Китая среди гоночных фанатов – поскольку репутации у местных пилотов нет вообще никакой (в отличии от финнов, например).
Тем не менее, нельзя сказать, будто Чжоу взяли только из-за денег. Специальное издание Formula Scout о молодежных сериях рассчитало самых быстрых пилотов «Ф-2» в 2021-м – и китаец оказался №3 по квалификационной скорости и №2 – по темпу на длинной дистанции (по последнему пункту опередил даже чемпиона). Выходит, именно Гуаньюй в минувшем сезоне был самым сбалансированным в главной «молодежке» планеты – и шаг на самый верх потому весьма логичен.
А вообще Чжоу – первый в истории «Ф-1» пилот из Китая, но к 10 годам он выиграл все 8 национальных чемпионатов и в 11 переехал в английский Шеффилд для продолжения карьеры – примерно так же поступают в России, Польше и любом другом регионе без развитой системы подготовки.В 2014-м после побед в нескольких уже британских чемпионатах юного гонщика заприметила «Феррари» – и подписала контракт еще до перехода в открытые колеса. Затем парень дебютировал в итальянской «Ф-4» против Роберта Шварцмана и накатывавшего на отдельные этапы Ландо Норриса. Их результаты в том сезоне выглядели сравнимыми, китаец даже взял серебро в общем зачете и обошел коллегу из Питера.
Переход в европейскую «Формулу-3» не задался, хоть Гуаньюй и гонялся в сильных командах «Мотопарк» и «Према». Три сезона, 13 подиумов, всего 2 победы (и все – на третий год) и два восьмых места в общих зачетах – вряд ли все это можно назвать успехом. В 2018-м Чжоу отчислили за отсутствие прогресса, но поддержка спонсоров подарила второй шанс в программе «Альпин». С ее помощью шанхайца устроили в «Ф-2» – причем сразу в топовую «УНИ-Витуози» (бывшую «Русское время» – одну из сильнейших команд серии) – и в 2019-м он всех по-настоящему удивил четырьмя подиумами (включая Монако), шестью финишами в топ-5, седьмым местом в общем зачете, потрясающей стабильностью и титулом лучшего новичка (для сравнения: Шумахер оказался только 12-м). На третий сезон в 2021-м он наконец-то добрался до третьего места в общем зачете (после Пиастри и Шварцмана).
Из сильных сторон – Чжоу явно готов, стабилен на треке и крайне трудолюбив. Из слабых – даже шеф программы «Альпин» не скрывает его психологических проблем из-за огромного давления от представления самой большой нации на планете. Мажорства в нем точно нет.
В «Ф-1» – первый китайский пилот: притащил $35 млн, обогнал русского юниора и других талантов из «Феррари» и «Альпин»
Многие гонщики платили больше Мазепина: например, Серхио Перес или Роберт Кубица
В последние годы все больше говорят о расцвете явления рента-драйверства, но на самом деле ситуация находится примерно на той же стадии последние несколько десятилетий – еще со времен Ники Лауды. Просто раньше бюджеты команд были меньше, и потому порог вхождения в «Ф-1» оказывался ниже – и с точки зрения количества команд, и по их требованиям от гонщиков. Чего там, даже Михаэль Шумахер получил шанс на дебют в первом Гран-при только потому, что владельцу «Джордана» позарез требовались деньги – и совместная программа «Заубера» и «Мерседеса» заплатила за гонку будущего семикратного 150 тысяч фунтов!
«Формуле-1» не нужны талантливые гонщики. Только с деньгами
Даже в нынешнем пелотоне платят (или платили) те, кому, казалось бы, и не нужно: например, мексиканские спонсоры Серхио Переса раньше финансировали «Форс-Индию» чуть ли не на четверть бюджета (около 25 миллионов долларов), или 24 миллиона выложил польский «Орлен» за продвижение Роберта Кубицы в «Уильямс» на место боевого пилота. Переход победителя Гран-при Канады 2008-го в резервисты тоже обошелся не даром: национальный нефтегигант до сих пор платит «Альфа Ромео» по 5 миллионов в год.
К слову, даже трансфер Валттери Боттаса в «Мерседес» изначально не случился бы без финансовой поддержки финской Wihuri на 7-9 миллионов долларов.
Но, конечно, лучшая история о «Формуле-1» и деньгах – трансфер Фернандо Алонсо в «Феррари»: личный партнер двукратного чемпиона испанский банк Santander взял на себя полные гонорары и №14, и отправленного в ралли Кими Райкконена (с двухлетним контрактом), и еще добавил сверху за место на машине – суммарно около 60 миллионов в год.
А сделка Мазепиных – вполне обычная для Гран-при.