Уже за миллион просмотров.
В ноябре «Ред Булл» выпустил самое зрелищное видео года с участием болида «Формулы-1» – ролик о пит-стопе в невесомости. Видели? Сейчас у него больше миллиона просмотров.
Ролик сняли в Подмосковье в Звездном городке – в Центре подготовки космонавтов имени Гагарина. Самолет – оборудованная для Роскосмоса модель Ил-76 МДК. Этот борт предназначен для тренировок в условиях воссозданной невесомости. Самолет оборудован 4 турбореактивными двигателями, его эксплуатируют с 1988 года (вообще модель Ил-76 – с 1970-х), а разработали специально для тренировок в пониженной гравитации (невесомость, потенциально – условия поверхности Луны и Марса).
У самолета усиленные крылья и фюзеляж, гидроаккумуляторы и модернизированные топливная и гидравлическая системы, спроектированные для функционирования в невесомости.
Sports.ru узнал подробности съемок у Анатолия Забрускова (начальник отдела ЦПК) и Марка Уиллиса (координатор гоночного подразделения «Ред Булл»). «Насколько я знаю, поездка в Россию была единственным вариантом, – говорит Уиллис. – Только русским могла вообще прийти в голову такая сумасшедшая идея. Как я понимаю, инициатива была от них».
«Невесомость очень смущала. Казалось, у меня взорвется голова»
Чтобы создать внутри условия невесомости, самолет сначала разгоняется до максимальной скорости, затем поднимается под углом 45–50°. После этого самолет пикирует под углом 45–50° (Роскосмос называет это «горкой»). В результате люди на борту попадают в состояние невесомости.
Съемки состояли из двух частей, рассказывает Забрусков. «Первая – наземная. Все происходило в павильоне. Воссоздали декорации, которые потом установили в лабораторном отсеке самолета. Пошагово отрабатывались все операции, которые впоследствии осуществили во время полета. Использовалась точная копия болида, изготовленная из твердого пенопласта. Еще одна сцена, снятая на земле – совещание за круглым столом.
Вторая часть – уже непосредственно съемки в условиях кратковременной невесомости. В соответствии с контрактом было запланировано 80 режимов. Все режимы были выполнены за 7 полетов.
– 80 режимов – что это значит?
– Что из себя представляет невесомость? Это так называемый режим «горка». Он относится к сложным элементам пилотажа. Самолет с углом тангажа порядка 45-50 градусов набирает высоту с 6 до 9 тысяч метров. И потом пикирует обратно до высоты 6 тысяч метров. Этот режим состоит из трех этапов. Первый – воздействие перегрузки от 18 до 20 секунд, она составляет где-то 1,8-2G. Потом, собственно, сам режим – 25-28 секунд самой невесомости. И на выводе опять перегрузка продолжительностью где-то 20 секунд, 1,8-2G. Из-за неравномерности режима на вводе и на выводе время такого более-менее чистого восприятия невесомости – порядка 20 секунд. То есть мы выполнили 80 режимов по 20 секунд съемки».
«Невесомость очень смущала, – говорит Sports.ru Марк Уиллис. – Мне казалось, у меня взорвется голова. Давление внутри было очень сильным, я не мог простейшие вещи делать. В первой невесомости я ударился головой о потолок, потому что не понимал, что происходит и пытался встать, а не сидеть. В следующие два-три раза я был в замешательстве и только после этого начал понимать, что происходит и что мы делаем. И возвращаться тоже странно. Это как сойти на сушу после долгой поездки на лодке. Ноги продолжают быть слегка ватными на твердой земле. Но после 30-40 минут нормально».
Механики в ролике – переодетые инструкторы ЦПК
По словам Забрускова, первый полет был пробным, ознакомительным для представителей «Ред Булл», и он подтвердил опасение ЦПК, что в качестве инженеров на видео лучше использовать испытателей ЦПК.
«Мы подразделяем людей на три группы, – объясняет Забрусков. – Первая – это люди с отличной вестибулярной устойчивостью, у которых с первого же полета нет никаких неприятных ощущений. Вторая – это те, у кого такие ощущения первоначально присутствуют, но в процессе тренировок они исчезают. Третья – это слаботренируемые люди, у них эти неприятные ощущения практически неустранимы.
Я бы отнес механиков «Ред Булл» ко второй группе. Планировалось, что будут летать четверо. В первом полете участвовали все, а потом реально с нами осталось двое. И то они были как на подхвате, иногда нужно было получить от них консультацию по работе со снаряжением. А так они просто находились на своих штатных местах и в кадре практически не появлялись. Все, кто попал в клип – испытатели нашей тренировочной бригады».
– Так это инструкторы Центра, одетые в форму «Ред Булл»?
– Да, абсолютно верно.
Забрусков рассказал, что для съемок каждому испытателю выдали комплект формы команды и защитное снаряжение вплоть до наколенников. «Декорации были из твердых материалов – в частности, фанеры. И чтобы обезопасить испытателей, использовали дополнительную защиту. Были учтены все меры безопасности. С болида слили все горючие материалы, снизили давление в колесах. Все эти вещи были продуманы. Как и вопросы, связанные со швартовкой болида перед входом в зону выполнения режимов невесомости. И между режимами. Вносились коррективы в ведение обратного отсчета времени выполнения режима. То есть не 5-секундный отсчет, как мы обычно делаем, а посекундный. Продуманы элементы фиксации испытателей. Доработаны декорации – на случай необходимости аварийного покидания самолета. И так далее», – рассказывает начальник отдела ЦПК.
Уиллис говорит, что механики «Формулы-1» физически не готовились к невесомости. Хотя существуют способы и методы повышения переносимости воздействия невесомости. Это различные тренажеры, медикаменты, снижающие вестибулярную непереносимость, а также пластыри, браслеты и тому подобное.
Машина старая, ее взяли, потому что она легче и там проще менять колеса
В ролике снялся болид 2005 года, на это было две основные причины:
1. Размер. Машина 14-летней давности на 20 сантиметров уже нынешних. А еще она легче: когда автомобиль гонял, то его минимальный вес составлял 590 килограммов. С машины сняли движок и все ненужные для съемок приборы. Также из нее выкачали всю жидкость (согласно пресс-релизу «Ред Булл», Роскосмос был против, чтобы что-то горючее попало на их судно). После всех операций она похудела примерно до 400 килограммов.
2. Она уже использовалась в активациях, во время которых простые фанаты гонок могли попытаться сами поменять колеса (то есть вся эта система была упрощена).
Машина немного пострадала во время съемок. Как рассказал в пресс-релизе шеф-механик «Ред Булл» Джо Робинсон, кто-то неудачно приземлился шлемом на переднее крыло болида: «Мы были готовы провести любой ремонт, какой потребуется, хотя в итоге удалось закончить съемки без значительных проблем. Когда я забрал машину после съемок и на фабрике объяснял, что мне нужен ремонт, так как космонавт ударился об нее головой, все смеялись».
До этого ЦПК участвовал в съемках клипа группы OK Go – 18,5 млн просмотров
На ютубе есть еще более популярное видео, снятое при помощи ЦПК – клип группы OK Go на песню Upside Down & Inside Out. Видео сделали при поддержке компании S7, оно тоже снималось в самолете Ил-76 МДК. Видео сняла та же съемочная группа, что работала над роликом с Red Bull – Profilm.
«Я достаточно близко наблюдал программу по съемке клипа в невесомости, – говорит Забрусков. – Там участвовали актеры и музыканты. У них я еще увидел за ушами такие приклеенные кружочки пластыря. Не знаю, насколько это помогало. Программа по съемке клипа там была гораздо дольше, мы практически 20 полетов выполнили. Пробных полетов было аж 6. И после них был достаточно длинный перерыв.
В проекте «Ред Булл» понятно, что все члены испытательно-тренировочной бригады нормально переносят условия невесомости. А тогда актеры сжав зубы все выполняли. И между режимами они могли себе позволить, так скажем, наполнить пакеты. В итоге натренировалось. Нам – и им в первую очередь – повезло, что народ оказался тренируемым.
Там еще были гимнастки, которые изображали стюардесс. Интересно, что у них достаточно высокий уровень физической подготовки – мастера спорта по художественной гимнастике, участвуют в акробатических шоу. Но поначалу и им было не очень хорошо. Потом натренировались».
***
Добавим, что Роскосмос давно организует туризм в невесомости для всех желающих – почувствовать себя космонавтом (или нереально крутым механиком «Ред Булл») можно за 280 тысяч рублей (для россиян) при условии прохождения медосмотра.
В 1999-м машины «Формулы» уже летали в космос – снова помогла Россия
Как рассказывает Забрусков, одна из причин, почему команда ЦПК согласилась поучаствовать в проекте «Ред Булл» – полеты 1999 года, когда уже были полеты с болидом «Ф-1» («Макларена», не «Ред Булл»).
– Программа того полета была не в пример проще. В том проекте и мне посчастливилось поучаствовать. Полеты с тем болидом до сих пор на слуху. И ребятам хотелось поучаствовать, сказать: «А тем мы менее круты, чем те, кто летал тогда?»
– Что за проект был в 1999-м?
– Это была команда «Макларен» – с пилотом «Формулы-1» Дэвидом Култхардом. Сейчас он карьеру закончил, иногда комментирует гонки. Болид тогда тоже ставили в салон. Подвзлетали. Култхард лично участвовал в полете, ему очень понравилось, думаю, он до сих пор помнит эти впечатления непередаваемые.
Там были не нужны элементы, связанные с заменой колес, вращением болида. Программа несколько другая была. Он выполнял только один полет. По программе первый полет был с топ-десяткой ведущих гоночных обозревателей мира. Второй – уже непосредственно с пилотом и болидом «Формулы-1».
За год до этого летал еще и Мика Хаккинен. Но без болида. Самое интересное, что после этих полетов что один, что другой занимали первые места на этапах гонок. И кстати, «Ред Булл» отлетал, и потом – не помню, что это за этап был (Бразилия 18 ноября – Sports.ru) – Ферстаппен тоже занял первое место. И как раз на этой гонке они установили новый мировой рекорд – 1,81 секунды на пит-стоп. Мы усматриваем в этом взаимосвязь.
В «Формуле-1» новый рекорд пит-стопа: всего 1,82 секунды на смену четырех колес!
– Я правильно понял, что Хаккинен и Култхард летали без видеосъемок?
– Не было такого, чтобы это куда-то пошло в эфир. Обозревали этот полет именно журналисты. И публикации о полете были в топ-журналах о гонках.
– Это по Култхарду? Или по Хаккинену тоже кто-то летал?
– По Култхарду.
– А Хаккинен летал просто так?
– Тоже под эгидой West, но такого широкого освещения полета не было.
***
Забрусков напоследок признается, что он не очень большой поклонник «Формулы-1». «Мало того, я не очень понимаю, как можно на стадионе или по телевизору это дело смотреть, – говорит он. – Я больше люблю игровые виды спорта. Но такие люди [поклонники «Формулы»] в нашей бригаде есть. И они не пропускают ни одной гонки».
Есть признание и у Уиллиса: «Большую часть времени в невесомости было страшновато. Это был старый самолет. Я не боюсь летать, но когда самолет летает под такими углами, ощущение, что что-то не так. А еще мне дали парашют на самолете и дали базовые инструкции. Я не ждал такого».