В «Формуле-1» революция: новые машины, много ограничений и потолок бюджетов. Все ради обгонов и сокращения затрат

Вступают в силу в 2021-м.

31 октября в гоночном мире случилось чудо: публике представили многострадальный регламент на 2021 год, который откладывали несколько раз (суммарная задержка презентации пробила полгода) и многократно заходили в тупик по обсуждениям отдельных положений.

Правда, даже после исключения пунктов о новых моторах, обновлении системы управления и  прокачки схемы распределения доходов новые правила все равно приняли революционный вид: так сильно «Формула-1» уже давно не менялась.

Главные перемены – в облике машин: по новому регламенту автомобили превратятся в продукт пиршества фантазии дизайнера-футуриста с легкой ностальгией по болидам начала 90-х.

В «Формуле-1» революция: новые машины, много ограничений и потолок бюджетов. Все ради обгонов и сокращения затрат

В «Формуле-1» революция: новые машины, много ограничений и потолок бюджетов. Все ради обгонов и сокращения затрат

В «Формуле-1» революция: новые машины, много ограничений и потолок бюджетов. Все ради обгонов и сокращения затрат

Только сравните с современными машинами.

В «Формуле-1» революция: новые машины, много ограничений и потолок бюджетов. Все ради обгонов и сокращения затрат

Изменились переднее и заднее антикрыло, боковые понтоны, зона между колесами и радиаторами, днище, колеса, подвеска – словом, все, что только можно было.

Помимо новых аэродинамических правил, боссы «Формулы-1» вместе с ФИА представили серьезные изменения в спортивном регламенте, системе штрафов, расписании уик-эндов, ограничений при производстве машин и – впервые в истории – потолка бюджетов. Давайте разберемся со всем по порядку.

Техническая революция

Современные машины – самые быстрые в истории «Формулы-1»: вот уже два года подряд они обновляют рекорды трасс чуть ли не на каждом Гран-при. Конструкторы достигли такой скорости из-за огромного количества прижимной силы: пилоты рвут в поворотах на полную, а многие культовые виражи вроде «О Руж» или 130R по сути перестали быть поворотами и проходятся с полным газом.

Побочным эффектом от ускорения машин стала невозможность обгонов: сейчас при преследовании соперника болид теряет 45 процентов этой прижимной силы на расстоянии в один корпус от едущего впереди авто. Из-за этого преследователь не может нормально поворачивать в быстрых поворотах, у него увеличивается тормозной путь, перегреваются диски и силовая установка – в результате обогнать кого-то не так-то и просто. Требуются серьезные преимущества в чистом темпе (более 1,5 секунды с круга), чтобы получить шанс без ошибки со стороны конкурента.

Масштабный пересмотр регламента и был затеян ради решения проблемы. Для этого техническая группа и запретила множественные закрылки, возмущающие поток за машинами, очистила зону между колесами и радиаторами (сейчас дефлеторы в этих местах генерируют до 25-30 процентов всей прижимной силы болида, но гарантируют до 80 процентов турбулентного воздуха), а также изменила конфигурации переднего и заднего антикрыла. Для сокращения объемов «грязного» воздуха над шинами даже появились рассекатели для причесывания потока, чтобы он не ломал эффективность своей и чужой машины.

Взамен болиды получили антикрылья более высокого профиля (перенаправляют отработанный воздух вверх, а не точно назад на соперника) и граунд-эффект, повышающий прижимную силу путем «присасывания» днища к дороге за счет разницы давлений и скорости воздушного потока между нижней кромкой болида и асфальтом.

В итоге количество «грязного» воздуха и правда снизилось, а весь производимый уходит вверх и по идее не должен мешать преследованиям, обгонам и битвам на трассе.

Теперь болид, висящий на хвосте соперника, потеряет лишь 14 процентов прижимной силы.

С другой стороны, новые машины окажутся медленнее современных на 3-3,5 секунды – то есть «Формула-1» откатится примерно к показателям 2016-го. Правда, в процессе эволюции и апгрейдов машины снова смогут ускориться, но ждать этого придется минимум сезон-другой.

Еще одним побочным эффектом стало сокращение общей прижимной силы – ее окажется на 20 процентов меньше современной. Из-за этого гонщики станут медленнее в скоростных поворотах, что теоретически даст шанс на гонки колесо в колесо и возможности для самых смелых и бесстрашных.

«Надеемся, новые правила снизят разницу между самой быстрой и самой медленной машинами», – высказал предположения технический директор федерации Николас Томбасис.

Важные технические изменения

• Длина машин снизится на 40 см (с нынешних 4000 мм до 3600 мм), а ширина – на 2 см. Несмотря на ужатие параметров машины, диффузор вырастет в размерах.

• Тем не менее, масса болидов вырастет на 25 кг.

• Сейчас команды могут покупать детали у конкурентов, создавая самостоятельно лишь набор из специально установленного списка. С 2021-го все усложнится: ФИА оставит обязательный набор, но добавит к нему стандартизированные детали (с одним поставщиком на всю серию), детали с определенными установками (команды могут закупать их самостоятельно у кого угодно, но непременно с характеристиками, жестко соответствующими предписанию регламента), переносимые детали (их команды могут продавать друг другу) и открытые технологии (будут доступны сразу всем командам, и каждый коллектив сможет внести туда свою разработку).

• Теперь у каждой детали нет подробнейшего описания и границ размера, массы и спецификации. Вместо этого машину разделили на 50 зон легальности – в некоторых из них разрешена полная свобода, в некоторых регламент описан в общих чертах, в некоторых – чуть более подробно, а другие «закрыты» полностью. Таким образом минимизировано количество серых зон, правила определены более явно и точно, и у инженеров будет чуть меньше свободы.

• И все же боссы ФИА ожидают довольно много отличий. «Это касается носовой части, переднего крыла, воздуховодов, боковых понтонов, заднего крыла», – объяснил Томбасис, – и показал вариации внешнего вида машин.

В «Формуле-1» революция: новые машины, много ограничений и потолок бюджетов. Все ради обгонов и сокращения затратВ «Формуле-1» революция: новые машины, много ограничений и потолок бюджетов. Все ради обгонов и сокращения затрат

• Регламент силовых установок претерпел несколько изменений с точки зрения снижения стоимости: предельно допустимую массу подняли на 5 кг, запретили использование материалов, недоступных к свободной продаже, и эксклюзивные партнерства с производителями турбин и аккумуляторов, и ввели стандартные топливные насосы, магистрали, датчики давления и еще несколько мелких девайсов.

• Новый бензин: в 2021-м доля возобновляемых материалов в топливе должна достичь 20 процентов.

• Новые тормоза: диаметр дисков увеличили на 52 мм с 278 до 330 мм, а также сильно сократили допустимую площадь охлаждающих отверстий. Теперь системы замедления «Формулы-1» потеряли первенство в мире и стали равными тем, что стоят на прототипах для «Ле-Мана».

• коробки передач с 2021-го заморозят на 5 лет в целях снижения затрат.

• Машины получат новую низкопрофильную 18-дюймовую резину «Пирелли» и стандартизованные диски (еще один источник повышения массы). Боковая кромка покрышек станет более жесткой и хуже будет деформироваться в быстрых поворотах – а значит, схема прогрева немного изменится. С другой стороны, из-за общего упрощения системы снизятся требования к инвестициям команды для понимания оптимального температурного окна.

В «Формуле-1» революция: новые машины, много ограничений и потолок бюджетов. Все ради обгонов и сокращения затрат

• Стандартные ступицы, колесные гайки и накладки на диски.

• Гидравлические подвески будут запрещены, дополнительные ограничения по кинематике подвески за пределами колеса (наследие 2019-го – «Мерседес» всех вынес в первых Гран-при из-за прорыва в этом направлении).

• Увеличение размеров кокпита для снижения дискомфорта высоких пилотов, а также увеличение боковых секций для повышения безопасности при ударах – еще один источник повышения массы.

• Легальность деталей будут проверять через цифровые модели, а также через сканирование и сопоставление полученного результата с моделями, созданными по регламенту.

В целом машины станут меньше, но тяжелее – следовательно, назад сместится центр тяжести. Вместе с сокращением количества прижимной силы (а следовательно, и сцепления) это значит только одно: гонщикам придется менять пилотажные стили. Болиды 2021-го получат очевидный уклон в сторону недостаточной поворачиваемости, так что гонщикам станет трудно вести их в быстрых и среднескоростных поворотах даже с сохранением гидроусилителя руля – спортсмена придется переучиваться.

В «Формуле-1» революция: новые машины, много ограничений и потолок бюджетов. Все ради обгонов и сокращения затрат

Естественно, перемены помогут тем, кто тяготеет к недостаточной поворачиваемости (к примеру, Валттери Боттас), а также прекратят развороты Себастьяна Феттеля (задняя часть машины станет намного стабильнее).

Также «Формула-1» потеряет мировое первенство по крутости и продвинутости тормозов. Льюис Хэмилтон, Макс Ферстаппен и Дэн Риккардо больше не смогут уничтожать конкурентов самыми поздними точками замедления, но, с другой стороны, тормозной путь болидов увеличится – а с ним вырастет и количество шансов на обгоны. В 2021-м опасными зонами станут все повороты, а не только лишь шпильки после длинных прямых.

Инновационные тормоза «Ред Булл» – лучшие в истории «Формулы-1». Объясняем, почему

Спортивные революции

«Формула-1» раздвинула границы максимального количества Гран-при – теперь допустимым числом считается 25 против нынешней 21 гонки. Изменится и формат уик-энда: его сократят с четырех дней до трех путем переноса пресс-конференций и первых технических проверок с четверга на утро пятницы, но трековое время (пока) не изменится.

Схема проверок и омологации стала самым масштабным изменением: теперь болиды после прохождения проверок перед практикой попадут в некий аналог предзакрытого парка. Менять настройки и установки до квалификации все еще будет можно, но любые детали, протестированные в тренировке, перед зачетными заездами надо будет непременно снять. Больше не получится привезти несколько спецификаций антикрыльев или других деталей на Гран-при, проверить эффективность каждого и выбрать из них что-либо на гонку: либо ставишь одну версию обновлений сразу, либо оставляешь на следующую неделю.

В «Формуле-1» революция: новые машины, много ограничений и потолок бюджетов. Все ради обгонов и сокращения затрат

Также в регламент попала и куча ограничений и перспектив штрафов с чуть меньшим масштабом:

  • время работы в аэродинамической трубе и на симуляторах вычислительной гидродинамике урежут еще сильнее;
  • появится ограничение на стендовое время работы с силовыми установками для сокращения затрат;
  • появится ограничение по тормозам: число комплектов передних и задних тормозных дисков будет равно числу этапов в сезоне. При превышении лимита пилот потеряет три позиции на решетке за первое нарушение и две – за каждое последующее, при этом передние и задние тормоза будут учитываться отдельно – следовательно, теоретически можно схватить наказание в виде шести лишних позиций за уик-энд;
  • пересмотрены штрафы за перерасход коробок передач: каждый участник получит по три набора корпусов и шестеренок и по четыре (для 22 гонок) комплекта валов, компонентов переключения и дополнительных деталей. Теоретически частота штрафов может упасть (потому что иногда ломается отдельная деталь, а менять надо все), но при превышении любого лимита пилот получит пять лишних позиций;
  • можно будет использовать только 6 комплектов выхлопных систем ограничивается за сезон – за перерасход тоже будут штрафы;
  • дважды за сезон каждая команда обязана задействовать в тренировках пилота, с опытом не более двух Гран-при «Формулы-1».

Правда, ФИА объявила все эти изменения не окончательными: их продолжат обсуждать с командами до марта 2020-го.

Революция сокращения расходов

Главное нововведение нового регламента, направленное против самых богатых команд с бюджетами в 400-500 миллионов долларов («Мерседес», «Феррари») специально для уравнивания шансов между конкурентами и сокращений разрывов между топ-3 и середняками.

Максимальный бюджет составит 175 миллионов долларов для 21 гонки в сезоне – при увеличении числа Гран-при на 1 миллион за каждый новый заезд будет повышаться и потолок ограничений. На 2025-й запланировано обсуждение размера лимита бюджета с точки зрения возможного повышения в случае большой инфляции.

Под потолок не попадут зарплаты пилотов, гонорары трех самых высокооплачиваемых работников базы, маркетинг, премии с бонусами, взносы в ФИА и затраты на суперлицензии, расходы на сохранение исторического наслаждения (вроде собственных музеев) и на любую деятельность, не связанную с «Формулой-1», а также затраты на перемещение по миру.

В «Формуле-1» революция: новые машины, много ограничений и потолок бюджетов. Все ради обгонов и сокращения затрат

Прежде всего ограничения коснутся суммы затрат на покупку моторов, стоимость деталей при сделках между головной и дочерней командами (вроде отношений «Ред Булл» – «Торо Россо»), объемы сделок между соперниками и затраты на НИОКР (в них можно инвестировать не более 36 миллионов в течение четырех лет)

За превышение лимита смельчаков ждет три типа наказаний: финансовый штраф, сокращение кепки на следующий сезон (как в НХЛ) и спортивные штрафы. В них войдут возможные снятия очков из общего зачета и Кубка конструкторов вплоть до исключения из чемпионата, дисквалификация на несколько Гран-при и еще большее ограничение тестового времени.

Следить за расходами планируется очень жестко – спортивный директор «Формулы-1» Росс Браун на пресс-конференции открыто предупредил всех: победить в чемпионате с финансовыми нарушениями будет невозможно.

Контролировать траты будет специальная комиссия в составе от 6 до 12 судей (принцип их назначения огласят отдельно), куда в начале следующего сезона команды обяжут подавать отчет об аудиторской проверке за предыдущий. Таким образом в марте 2021-го совет разберет расходы за 2020-й без вынесения штрафов для разбора всех возможных спорных вопросов (от влияния разницы курсов до затрат на должности с неочевидными компетенциями), а в марте 2022-го проверит всех участников нового чемпионата-2021 уже по полной.

Кстати, каждый из штрафов не определен заранее – каждую ситуацию разберут индивидуально и вынесут персональное решение. Таким образом ФИА открыла безграничное поле по дисквалификациям задним числом и лишением побед спустя полгода после конца сезона.

Занятно, но вожделенной революции распределения доходов с отъемом гигантской ежегодной премии в 80 миллионов долларов за историчность в пользу «Феррари» аутсайдеры и середняки так и не дождались.

В «Формуле-1» революция: новые машины, много ограничений и потолок бюджетов. Все ради обгонов и сокращения затрат

«Формула-1» хочет отобрать у «Феррари» 70 млн долларов. И раздать бедным

Все еще может измениться

Как ни странно, но новый регламент показали даже несмотря на кучу противоречий и недовольства при обсуждении: еще в начале октября отдельные его положения упорно проваливались на голосовании команд, и по многим зонам по-прежнему нет полного согласия и ясности. Более того, проекты (только проекты!) Договора согласия, финансовых положений, технического регламента и спортивных правил команды получили только неделю назад – естественно, ни подписать, ни согласиться никто не успел.

Официальный сайт «Формулы-1» не скрывает: показанное на пресс-конференции – лишь площадка для дальнейших переговоров с конюшнями, и вестись они будут вплоть до 2021-го. Процесс красиво назвали «улучшением мелких положений и устранением возможных пробелов и серых зон», но фактически это попытка показать публике, будто все уже решено. На самом деле о реакции боссов команд, крупных автопроизводителей и спонсоров можно только догадываться.

В остальном же правила оставляют двоякие эмоции: с одной стороны, машины и правда стали красивее и должны лучше показать себя в битве колесо в колесо, но какой ценой? Изобретательность инженеров снижается еще сильнее, причем правила напрямую ограничивают те зоны, в которых «Формула-1» уже достигла мирового технического первенства. Как ни печально, но как раз рост количества запретов и угроз наказаний как раз идет вразрез с тем самым духом «Ф-1», который доминировал до начала 2000-х — духа инноваций и грядущих технических прорывов.

В «Формуле-1» революция: новые машины, много ограничений и потолок бюджетов. Все ради обгонов и сокращения затрат

С другой стороны, причины подобного разворота понятны: если не ограничивать ресурсы и темпы развития команд, гиганты снова быстро придумают новую кучу закрылков и деталей, повышающих прижимную силу вместе с невозможностью обгонов. Тогда чемпионат вернется к нынешнему состоянию уже через один-два сезона – а современным положением довольны разве что в «Мерседесе».

В итоге получается парадоксальная вещь: «Формула-1» во многих аспектах перестала быть «Формулой-1», чтобы сохранить гоночное ДНК непосредственно на треке. Можно сказать, что опасения по поводу превращению серии в сильно ограниченную GP1 оправдались – но, возможно, в современном мире других путей просто не осталось.

Команда Квята меняет название и цвета: теперь ливрея будет в ультрастильной черно-белой гамме. 5 дизайнерских концептов

Гадали, как будет выглядеть новый «Макларен» с мотором «Мерседеса»? Есть 8 вариантов