В «Ф-1» флэшбэки последней смертельной аварии: трактор в дождь у болидов на скорости 250 км/ч. Гонщики в ярости – «Я мог убиться!»

Ведь видимость на нуле.

Спустя два года «Формула-1» наконец вернулась в Японию: правда, из-за сильного дождя покатались около часа с перерывом на красный флаг. И его вывесили не случайно: пилоты то и дело разворачивались, а у пилота «Феррари» Карлоса Сайнса все закончилось мощной аварией.

В ожидании рестарта в паддоке нашлась горячая тема для обсуждения – внезапное появление трактора еще до красных флагов для эвакуации болида Сайнса. Это обычная процедура для «Формулы-1», но исключительно при сухой погоде и хорошей видимости – иначе поездка мимо превращается в лотерею, ведь автомобиль безопасности может эффективно управлять скоростью только головы пелотона. Хвост всегда немного сам по себе – и теперь Пьер Гасли едва разминулся с эвакуатором. 

Из-за брызг на треке ничего не было видно, так что пилот «Альфа Таури», догонявший пелотон после пит-стопа и не знавший о конкретной опасности, оказался в сложной ситуации.

«Что это? Что этот трактор делает на трассе!? – кричал Гасли по радио. – Я проехал рядом с ним. Это неприемлемо. Помните, что случилось? Не могу поверить».

Пьер отсылал к гибели Жюля Бьянки после аварии на Гран-при Японии 2014-го: Жюль тогда тоже догонял пелотон, потерял управление и влетел прямо в трактор на скорости 126 км/ч. Далее впал в кому с повреждением головного мозга и умер спустя несколько месяцев – его случай до сих пор остается последней смертельной аварией в «Формуле-1».

«Мне будет не хватать тебя, брат». Как мир отреагировал на смерть Жюля Бьянки

Как только Пьер вернулся на пит-лейн, пошел к пит-уолл команды и излил им весь гнев: «Я мог ##### убиться!»

Эвакуатор появился на трассе до красного флага – вот онборд лидера гонки Макса Ферстаппена:

Камера с болида Дэна Риккардо:

Более четкий кадр получился с онборда Феттеля (да, в условиях дождя – это «более четкий»):

В «Ф-1» флэшбэки последней смертельной аварии: трактор в дождь у болидов на скорости 250 км/ч. Гонщики в ярости – «Я мог убиться!»

Самое страшное – онборд Сайнса: с него видно, насколько близко (и быстро) проехал болид Гасли.

По словам журналиста Бена Ханта, пилот «Уильямса» Алекс Албон рассказывал, как на этой неделе один из шефов Ассоциации пилотов Гран-при Себастьян Феттель как раз поднимал вопрос о безопасности и появлении уборочной техники. Видимо, Себа не услышали.

И проблема как раз в погодных условиях: четырехкратный чемпион – не провидец, он не впервые гоняется на «Сузуке» и знает, как часто здесь идет дождь. И уж точно он заранее изучил прогноз погоды – ливень предполагали и за неделю до Гран-при, и за три дня, и накануне в субботу.

Однако трактор все равно выехал – причем, похоже его не попытались задержать до момента остановки гонки красными флагами после принятия решения. Тривиальная процедура превратилась в неуместный риск – ведь сигналы о красных флагах передают с тех же маршальских постов, что и указания об эвакуации.

«Не знаю, понимают ли люди, – сказал после Карлос Сайнс, – но даже за машиной безопасности мы едем 100-150 км/ч. То есть скорости все еще высокие. Мы ничего не видим [в дождь], даже позади сейфти-кара. Если один пилот решит немного сместиться с гоночной траектории, или случится аквапланирование, или он решит переключить что-то на руле и чуть-чуть отклонится в сторону – и [во всех случаях] врежется в трактор, то это конец, нет?

Я все еще не понимаю, почему в таких условиях мы вынуждены рисковать собой из-за выпущенного трактора – ведь это бессмысленно. Если вы все равно собираетесь дать красный флаг, зачем так рисковать?»

«Что за хрень, – возмутился гонщик «Макларена» Ландо Норрис. – Как это возможно!? В такой ситуации была потеряна жизнь несколько лет назад. Мы рискуем жизнями, особенно в таких условиях. Мы хотим гоняться. Но это… Неприемлемо».

Бывший пилот «Ф-1» и председатель Ассоциации пилотов Гран-при Алекс Вурц тоже зол: «Я думаю, нам нужно обсудить трактор на трассе… Можно и вкратце: ребята, такого не должно происходить».

Другой шеф Ассоциации и гонщик «Мерседеса» Джордж Расселл поддержал коллегу: «Это не инцидент с Пьером Гасли, это инцидент, когда ФИА вывела трактор на трассу. Это совершенно неприемлемо ни при каких условиях и обстоятельствах».

«Как нам дать понять, что мы никогда не хотим видеть кран на трассе? – написал в соцсетях пилот «Ред Булл» Серхио Перес. – Мы потеряли Жюля из-за этой ошибки. Случившееся сегодня полностью неприемлемо!!!!! Надеюсь, это последний раз, когда я вижу кран на треке!»

Отреагировал и отец Жюля – Филипп Бьянки: «Никакого уважения к Жизни пилота! Никакого уважения к памяти Жюля! Невероятно!»

В «Ф-1» флэшбэки последней смертельной аварии: трактор в дождь у болидов на скорости 250 км/ч. Гонщики в ярости – «Я мог убиться!»

Прошелся по дирекции и босс «Ред Булл» Кристиан Хорнер: «Совершенно неприемлемо. Мы потеряли здесь Жюля Бьянки, и это больше никогда не должно повториться. Поэтому нужно провести тщательное расследование, почему вообще этот транспорт появился на трассе».

ФИА действительно начала расследование – правда, только насчет появления трактора, но и о превышении скорости Гасли.

«В связи с восстановлением после инцидента на третьем круге на трассу была выпущена машина безопасности, а гонка остановлена. Машина №10 [Гасли], которая получила повреждения и остановилась на пит-стоп в режиме машины безопасности, затем ехала на высокой скорости, чтобы нагнать пелотон. Поскольку условия ухудшались, был показан красный флаг – до того, как №10 проехал место аварии», – говорилось в сообщении. №10 достиг скорости 250 км/ч, завершая круг под красным флагом после проезда мимо места аварии

Стюарды выслушали пилота машины №10 (Пьера Гасли) и представителя команды и пересмотрели видео и данные телеметрии. После проезда мимо место инцидента № 10 продолжил движение под красными флагами на скорости больше 200 км/ч в нескольких случаях – в один момент показатель достиг 251 км/ч. Пилот признал, что понял, что на трассе могли быть маршалы и другие обстоятельства и что он ехал слишком быстро.

Однако, чтобы смягчить наказание, мы принимаем к сведению, что хотя скорость и не может считаться настолько «медленной», насколько того требует регламент, она была меньше возможной в данных условиях. Мы также принимаем к сведению шок, который пилот испытал от вида трактора на гоночной траектории в повороте с инцидентом».

В эфире Sky Sports бывшие пилоты «Формулы-1» Карун Чандок и Пол ди Реста тоже заметили: когда Пьер подъезжал к трактору, на трассе уже горел красный флаг – и он же отобразился на панели руля пилота.

В «Ф-1» флэшбэки последней смертельной аварии: трактор в дождь у болидов на скорости 250 км/ч. Гонщики в ярости – «Я мог убиться!»
В «Ф-1» флэшбэки последней смертельной аварии: трактор в дождь у болидов на скорости 250 км/ч. Гонщики в ярости – «Я мог убиться!»

По мнению экспертов британского канала, Гасли ехал слишком быстро, так что формально сам создавал опасную ситуацию. Вдобавок они считают, что гонщик хорошо видел впереди трактор.

В «Ф-1» флэшбэки последней смертельной аварии: трактор в дождь у болидов на скорости 250 км/ч. Гонщики в ярости – «Я мог убиться!»

«Полагаю, команда и он сам видели инцидент, знали, что там машина Карлоса. Гасли, наверное, знал либо сам, либо через команду, что происходит впереди», – сказал Чандок.

Пьера оштрафовали на 20 секунд – и в целом справедливо: ведь он и правда нарушил правила и превысил скорость. Однако его нарушение не меняет сути момента: опасности выезда трактора на трек при таких условиях. Ведь возможны разные варианты.

Например, преложенный журналистом Крисом Медландом: «Уборочная техника не должна появляться на трассе, пока весь пелотон не соберется за машиной безопасности. Вот почему Гасли – по понятным причинам – был в ярости. На видео видно, что красный флаг показали за две секунды до того, как Гасли достиг трактора. Тот уже был на треке, так что оповещение [о красном флаге] появилось слишком поздно – даже если оно было ответом на ситуацию. Как отметил Дженсон Баттон, Пьер не мог среагировать быстро в этой ситуации без риска разбиться».

Что с трактором? Это отдельное дело, и в ФИА уже занялись им: «Несмотря на то что уборка болидов в условиях машины безопасности и красных флагов является обычной практикой, из-за особых обстоятельств, а также принимая во внимание отзывы ряда пилотов, ФИА начала тщательный анализ событий во время Гран-при Японии. Это часть обычной практики подведения итогов и анализа всех инцидентов на гонках, чтобы обеспечить постоянное совершенствование процессов и процедур».

В ситуации с Гасли ошиблись обе стороны: Пьер превысил скорость под красными флагами (заметьте – как отметили стюарды, он гнал даже после того, как проехал мимо трактора), а маршалы невовремя вывели на трассу транспорт. Обе стороны повторили ошибки, известные по гибели Жюля Бьянки. Повезло, что на этот раз обошлось.

Что случилось на Гран-при Японии: Ферстаппен всех разгромил – и стал чемпионом из-за фэйла Леклера и путаницы в правилах «Ф-1»

Великий обгон Ферстаппена в дождь: проиграл старт титульной гонки Леклеру, но хирургически точно выгрыз торможение и поворот

Ферстаппен встретил второй титул недоумением – «Формула-1» удивила подсчетом очков даже «Ред Булл»