Сейчас у лучших команд больше 1000 работников.
Сейчас «Формула-1» – наверное, самый дорогой вид спорта на планете: бюджеты самых слабых команд стартуют со 150 миллионов долларов, в каждом коллективе числится не менее 260 постоянных работников (а у топов – более 1000), да и пилоты в основном зарабатывают миллионы.
Гонорары пилотов «Ф-1» в 2020 году: $185,5 миллиона на 20 гонщиков, Квяту платят в 12 раз меньше Ферстаппена
Все деньги «Формулы-1»: главные команды тратят по $400 миллионов в год, но прибыли не добивается никто
Естественно, так было не всегда. В эпоху более простых машин и меньших ограничений регламента успешную команду можно было запустить буквально за копейки с компанией друзей-единомышленников. К примеру, это доказывает пример «Уильямса»: сэр Фрэнк организовал свой коллектив в 1978-м с минимальным штатом, общим бюджетом в 180 тысяч фунтов (не больше 280 тысяч долларов по курсу того времени) и пилотом Аланом Джонсом – и уже к концу сезона болид FW06 приехал на подиум на Гран-при США!
В итоге уже к старту сезона-79 «Уильямс» привлек богатейшего спонсора из Саудовской Аравии – банк Albilad-Saudia. На их деньги команда построила вторую машину, наняла сверхопытного Клэя Реггаццони и выиграла 5 гонок, став второй в Кубке конструкторов. 1980-й Джонс уже завершил чемпионом, а «Уильямс» выиграл зачет команд.
Сейчас на счету коллектива из Гроува 9 Кубков конструкторов и 7 личных титулов. Оборот команды – 170 миллионов долларов (по данным их последнего финансового отчета), а в подразделении «Ф-1» работает 635 человек. Однако все началось именно в марте 1977-го с минимальным штатом и мизерным бюджетом.
«Когда мы запустили команду, у нас было всего 8 работников, – вспомнил сооснователь «Уильямса» и конструктор болидов команды Патрик Хэд. – К старту 1978-го, когда мы создали FW06, у нас было меньше 20 работников. И все они занимались разработкой, производством и сборкой болида, а затем – обслуживанием его во время гонок. Когда команда уезжала на Гран-при, на без оставалось не больше четырех человек.
FW06 специально сделан максимально просто – чисто чтобы соответствовать требованию регламента и не стоить слишком дорого. Бюджеты были очень маленькими – на машину и покупку мотора уходило не более 180 тысяч фунтов! Теперь такие деньги уходят только за несколько дней одного Гран-при.
Помню, я проектировал FW06 вместе с Нилом Оутли – когда он пришел к нам, у него вообще не было опыта в работе с машинами. Но в отделе проектирования были только он и я. Естественно, никаких тестов в аэротрубе мы не проводили.
Мы строили машину, максимально похожую на «Лотус» 78 с «граунд-эффектом» (выиграл 5 гонок в 1977-м, второе место в Кубке конструкторов), но я не имел ни малейшего понятия, как именно он работал. Но внезапно у нашей машины оказался победный потенциал – несколько раз мы могли выигрывать гонки, но все срывалось из-за ненадежности. К примеру, переднее антикрыло имело чрезмерную кривизну и начинало разваливаться при установке на небольшой дорожный просвет, но мы осознали это только ближе к концу цикла развития машины. Но я был ею доволен – все-таки FW06 позволил нам оказаться в середине пелотона!»
Да, эпичные были времена.