Главного стратега «Мерседеса» сманили в шефы худшей команды «Ф-1». Удар по чемпионам? «Уильямс» превратится в фарм?

Его вообще могли удержать?

Легендарный «Уильямс» сильно штормит в последние годы: провал на дно пелотона в 2018-м, уход от банкротства через продажу американским владельцам из фонда Dorilton Capital, постоянная внутренняя текучка в технических позициях… Казалось, в 2021-м с приходом бывшего босса гоночных программ «Фольксвагена» Йоста Капито на роль босса обстановка нормализуется, но команда его не приняла. Вместе с очередным последним местом в Кубке конструкторов новые владельцы внезапно уволили Капито в середине декабря – и месяц «Уильямс» провел без формального руководства.

Теперь в судьбе обладателей семи чемпионских титулов «Формулы-1» вновь появилась определенность: им нужно прожить еще месяц без шефа, а с 20 февраля им станет Джеймс Воулз – недавний главный стратег «Мерседеса» и автор знаменитого меметичного обращения к Боттасу «Валттери, это Джеймс» в случаях, когда финну нужно было уступить Хэмилтону.

Главного стратега «Мерседеса» сманили в шефы худшей команды «Ф-1». Удар по чемпионам? «Уильямс» превратится в фарм?

Но почему «Мерседес» отпустил стратега? Это ударит по команде? «Уильямс» теперь точно фарм восьмикратных чемпионов? Зачем вообще англичанам такой шеф?

Почему «Мерседес» отпустил Воулза?

Судя по всему, Джеймса невозможно было удержать – пару лет назад шеф восьмикратных чемпионов Тото Вольфф выражал желание уйти и даже пытался перепоручить команду техническому директору Джеймсу Эллисону, но с расширением своей доли в пакете акций организации австрийский бизнесмен передумал.

Правда, как выяснилось, у Джеймса давно появились амбиции поуправлять командой – а в «Мерседесе» дальше расти оказалось некуда.

«Он помогал формировать и глобальную стратегию всего гоночного «Мерседеса», а не только лишь работал ради гоночного трека, – признал Вольфф. – Он работал со мной, рецензируя ситуацию в команде, примерно как я делал в последние годы.

Он заслуживает следующего шага, но внутри нашей организации для его повышения уйти должен я, а я пока чувствую, что еще могу что-то предложить команде.

Нельзя остановить кого-то, кто может страдать от этого. И нельзя остановить это одним лишь плачем. Если птичка хочет взлететь, нужно ее отпустить своей дорогой и не ждать, что она когда-либо вернется».

Главного стратега «Мерседеса» сманили в шефы худшей команды «Ф-1». Удар по чемпионам? «Уильямс» превратится в фарм?

«Идея поуправлять командой жила во мне годами, – признался Воулз. – Путешествие к должности действительно заняло несколько лет, и Тото с «Мерседесом» великодушно помогли мне с его осознанием.

Тото узнал обо всем совсем недавно – буквально в Новый год. До этого я общался с «Уильямсом» только около месяца. Я сказал Тото уже постфактум».

Также, возможно, на трансфер повлиял и снижающийся потолок расходов: для 2023-го команды должны урезать траты еще на $5 млн, а под лимитом не учитываются только гонорары трех самых высокооплачиваемых менеджеров и инженеров. У «Мерседеса» же достаточно много важных фигур в техническом штабе (от автора проекта новых болидов Джеймса Эллисона до технического директора Майкла Элиотта и босса трекового подразделения Эндрю Шовлина), потому потеря одного важного члена руководящего штата со временем становилась все неизбежнее. Ведь восьмикратные чемпионы уволили 59 человек в прошлом году и установили средние зарплаты в €123 тысячи против €160 тысяч в год у «Ред Булл», например – все ради удержания рядового состава и среднего менеджмента в первую очередь.

Пострадает ли «Мерседес»?

«Мерседес» знает, что это, очевидно, потеря, но, с другой стороны, и приобретение, – описал свое видение эффекта ухода на восьмикратных чемпионов Воулз. – Нужно переформировать связи и отношения, выстроить команду вокруг того, чтобы хочешь и чего придерживаешься, реформировать те социальные группы, которые пропадают. После 20 совместных лет! Лучшая аналогия – это почти как развод. В «Мерседесе» остается много близких мне людей».

«Джеймс не оставил после себя дыру, поскольку мы много лет обсуждали план дальнейшего развития, – рассказал Вольфф. – Мы всегда сильно полагались на виденье Джеймса, и несколько лет назад мы сделать акцент на вопросе о том, что команда будет делать, если однажды он решит заняться чем-то другим – в «Мерседесе» или где-то еще.

Главного стратега «Мерседеса» сманили в шефы худшей команды «Ф-1». Удар по чемпионам? «Уильямс» превратится в фарм?

И Джеймс отлично справился с подготовкой замены. У нас собрана чрезвычайно талантливая команда стратегов. В ней девять человек, несколько их них занимают руководящие должности, некоторые не всегда находятся на передовой, некоторые здорово выросли за время работы в «Мерседесе».

В последние шесть месяцев они сами управляли этим самолетом, да и ранее готовились к этому под руководством Джеймса. Так что лично я чувствую себя вполне комфортно – мы готовы двигаться вперед с действующий структурой. И нельзя сказать, что у команды внезапно возникло слабое место».

Должно быть, именно поэтому «Мерседес» даже не воспользовался правом отправки Джеймса в «охлаждающий» отпуск длительностью до 12 месяцев. Команде это не поможет, а секретов новой машины мастер стратегий точно не знает и сможет унести в «Уильямс» только подходы к работе. Хэмилтону и Расселлу можно не волноваться за стратегии.

Это попытка превратить «Уильямс» в полноценный фарм?

«Я бы не рассматривал команду «Уильямс» как мини-«Мерседес», потому что «Уильямс» всегда был независимой командой со своими правами, своей историей, своим наследием, – сразу обозначил новый шеф команды. – Конечно, все это также не значит, что мы с «Мерседесом» больше не будем сотрудничать в той или иной форме. Ведь команды сотрудничали еще до моего прихода в «Уильямс». Но начиная с этого момента я должен буду действовать в первую очередь в интересах именно «Уильямса».

Главного стратега «Мерседеса» сманили в шефы худшей команды «Ф-1». Удар по чемпионам? «Уильямс» превратится в фарм?

«Если я попробую прийти к Джеймсу и попросить поддержать «Мерседес» в чем-либо, он предложит мне отвалить, – уверил Вольфф. – Джеймс будет делать то, что пойдет на пользу команде. Его будут оценивать по успеху команды, и если окажется, что «Мерседес» помогает, он скажет об этом. А если он увидит, что стоит придерживаться другой позиции – он ее и выберет. Он логик, он рационалист, он понимает изнанку спорта.

В каком-то смысле всегда ходили слухи о нашей коллаборации с «Уильямсом» из-за нашего мотора в их машине, но ни один не был правдой. Мы никогда не вмешивались в ситуации с гонщиками, мы всегда уважали власть менеджмента команды».

Зачем «Уильямсу» Воулз?

За время Воулза на должности главного стратега у «Мерседеса» сложился узнаваемый стиль планирования гонок и пит-стопов: без внезапного непросчитанного риска, без метаний от варианта к варианту, без чрезмерной агрессии. Отрезки на разных шинах, их последовательность и подбор составов покрышек определялись по двум параметрам: наименьшему времени на дистанции или создании критического преимущества в темпе в нужной фазе заезда. Подходы выбирались в зависимости от ситуации на треке, но в остальном решения словно выбирал компьютерный симулятор – и его «решения» неукоснительно соблюдались. Гонщики могли жаловаться на состояние шин или жалеть о слишком раннем пит-стопе – но все равно ехали и выполняли указания, потому что знали: решение окончательное. Их мнение или отзывы спрашивали только в случае расчета двух близких сценариев – только тогда пилоты по сути могли выбрать.

Кажется, роль человека в такой системе намного меньше, чем вклад, к примеру, главы стратегов «Ред Булл» Ханны Шмитц с ее фирменным агрессивным подходом? Вовсе нет: ведь лидерство как раз и проявляется в выборе глобального видения метода работы. И вся структура стратегического штаба с полной опорой прежде всего на симуляции как раз и лежит на Воулзе: он годами управлял всей системой, а затем быстро перестроил ее на функционирование фактически без самого себя – и никто ничего не заметил.

Главного стратега «Мерседеса» сманили в шефы худшей команды «Ф-1». Удар по чемпионам? «Уильямс» превратится в фарм?

Причем именно Джеймс действительно нес ответственность за выбор структуры: он отвечал и за спорные места (те самые обращения к Валттери), и за возможные провалы (когда Хэмилтон жаловался на шины, Воулз его подначивал или извинялся в стиле «я налажал, теперь ты тащи»). Голос Джеймса в наушнике означал для гонщика только одно: решение окончательное, пересмотрено не будет.

В этом и заключается главная сила Воулза: он выстроил четкую и понятную систему принятия решений, работавшую годами. Она могла временами ошибаться (а кто в «Ф-1» с 2014-го ни разу вообще не ошибался?), но в целом работала очень точно и крайне стабильно. У «Мерседеса» всегда был ясный план действий с довольно высоким средним уровнем качества: если провал – то редкий и крайне громкий. И уж точно гоночный инженер никогда не обсуждал с Хэмилтоном 5-6 кругов подряд, пора ли на пит-стоп или нет и какой состав ставить.

Именно Воулз разрабатывал и доносил принципы своего видения стратегическому штабу – и, видимо, настолько хорошо справлялся, что теперь все работает и без его постоянного контроля. Это, на самом деле, важнейшая вещь для управления любой организацией – и, кажется, после хаоса предыдущих лет именно четкости, ясности и стабильности не хватает современному «Уильямсу» больше всего.

Главного стратега «Мерседеса» сманили в шефы худшей команды «Ф-1». Удар по чемпионам? «Уильямс» превратится в фарм?

«За пару встреч с советом директоров мы быстро определили направление работы, мышления и подхода к вещам, культуре и системам. Все быстро снихронизировалось.

Требуются перемены в культуре, в методах и системах. Подозреваю, многие причины заключены во всем этом. Dorilton собирался вложить верную сумму, чтобы создать крепкую команду.

Нужно выстроить культуру, в которой каждый осознает: нужно расти, нужно усиливаться, нужно двигаться вперед как объединение вместе, это должно быть сплошное движение единомышленников. Это и будет главное приобретение. Подозреваю, сейчас в команде ситуация, когда сотрудничество налажено не на высшем уровне, просто потому что последние пару лет боли зацементировали нынешнюю ситуацию».

Разговоры о культуре сейчас частая тема в «Ф-1»: Вольфф хвалился своей культурой «без поиска виноватого», Хорнер выстроил такую в «Ред Булл» на основе бесконечного внутреннего голода до побед, Бинотто пытался выстроить в «Феррари» такую же (и провалился)… Выйдет ли новая попытка в главном аутсайдере?

В «Ф-1» только одна команда меняла шефов чаще «Феррари». А в топ-3 по увольнениям все – с неудачными результатами

«Можем ли мы взять талантливого засранца? Да в «Ф-1» таких полно!» Как устроена лучшая команда «Ф-1»

«Феррари» отрицает или нелепо оправдывает каждый провал – потому и выглядит жалко. Защита команды превратилась в манию