Дорогу покажешь? Что такое судейское задание в дрифте

Гоночный уик-энд Гран При Российской Дрифт Серии (RDS GP) обычно начинается в пятницу с официальных тренировок, хотя проводить тесты на трассе пилоты и команды могут начинать заранее, если у них есть такое желание и возможность.

Подбирать настройки, оттачивать собственные навыки и в целом готовится к борьбе загодя регламент соревнований не запрещает. Но что именно потребуют судьи в квалификации и парных заездах, пилоты узнают только из судейского задания. Сегодня расскажем, что это такое.

Дорогу покажешь? Что такое судейское задание в дрифте
Типичный оцениваемый участок, который без судейского задания — просто кусок асфальта. Фото: RDS GP

В сезоне-2021 на всех этапах RDS GP состав судейской коллегии был постоянным — Андрей Наумов, Александр Сиверцев и Айк Симонян. От этапа к этапу они менялись своими ролями: каждый оценивал либо стиль, либо угол, либо траекторию. А глава Российской Дрифт Серии Дмитрий Добровольский неизменно выступал в роли руководителя гонки.

Этот квартет и определял требования к прохождению оцениваемого участка. 

Дорогу покажешь? Что такое судейское задание в дрифте
В обрамлении грид-гёрлз Дмитрий Добровольский, Тимофей Кошарный, Андрей Наумов, Айк Симонян и Александр Сиверцев (слева направо). Фото: RDS GP

На брифингах, которые проводят судьи, обязаны присутствовать все пилоты, чтобы, оказавшись за рулём, они знали, что нужно делать.

Проще говоря, абы как взять и проехать «боком» от начала оцениваемого участка до финишной черты нельзя. То есть, конечно, можно, но на хороший результат в этом случае вряд ли стоит рассчитывать. А чтобы успешно пройти квалификацию и обеспечить себе как минимум место в топ-32, нужно максимально точно придерживаться судейского задания.  

В нём объясняется, как оцениваемый участок поделён на отрезки и какое количество баллов на них можно заработать: как проходить «клиппинг зоны» и «тач-н-гоу» (если не знаете, что это такое — читайте этот пост, где мы рассказываем о терминах дрифта) и даже то, в какой технике надо преодолевать те или иные отрезки оцениваемого участка.

На брифинге судьи объясняют, в какие части трассы смещаться запрещено, показывают крайнюю точку постановки (в занос) и отвечают на все вопросы пилотов.

Дорогу покажешь? Что такое судейское задание в дрифте
Сначала пилоты готовятся к одиночным заездам в квалификации… Фото: RDS GP

В квалификации пилот может набрать максимум 100 баллов. Результат складывается из оценок трёх судей. Каждый ставит оценки по тому критерию, за который он отвечает. Это угол заноса, траектория движения автомобиля и стиль.

Причём оценка за стиль складывается из двух факторов: точность, агрессивность и самоотдача пилота при движении автомобиля вперед по траектории (то, что называют «коммитментом», commitment) и контроля, плавности при движении автомобиля вокруг своей оси (оно же «флюидити», fluidity). 

Дорогу покажешь? Что такое судейское задание в дрифте
…а потом и к парным заездам. Фото: RDS GP

На брифинге судьи рассказывают, какой максимальный балл можно получить за прохождение каждого сектора, и пилоты могут сами для себя решать, чем пожертвовать в проезде, если что-то пойдёт не так. Или прибрать угол, чтобы не допустить разворота и не обнулить тем самым свой проезд, или же порадовать зрителей и полностью посвятить себя сражению по стилю. 

Пилот точно получит «ноль» от всех трёх судей, если: допустит разворот, полную остановку или критическое замедление; явное, видимое прямолинейное движение; будет двигаться с противоположным заданию углом; выедет за пределы трассы всеми четырьмя колёсами; допустит критически большую дистанцию от лидера. Карается нулём и неспортивное поведение в заезде.

Могут быть и другие «нулевые» ошибки, которые судьи обязательно доведут до участников на брифинге. Выше мы рассмотрели базовый «набор» моментов, которые гарантированно обнулят любой заезд — хоть одиночный, хоть парный.

Дорогу покажешь? Что такое судейское задание в дрифте
За заездами внимательно следят не только болельщики… Фото: RDS GP

Дорогу покажешь? Что такое судейское задание в дрифте
…но и соперники… Фото: RDS GP

Дорогу покажешь? Что такое судейское задание в дрифте
…и, конечно, судьи. Фото: RDS GP

В парных заездах от лидера требуется максимально точно выполнить судейское задание, а преследователю важно полностью повторить движения и траекторию лидера, находясь как можно ближе к нему, но не обгоняя его. Обгоны в дрифте категорически запрещены, кроме ситуаций, когда надо избежать аварии.

Преследователь в парных заездах оценивается по углу, траектории, синхронности повторения маневров лидера и степени приближения к нему. 

Пока на словах это может показаться сложным, особенно если вы только-только знакомитесь с дрифтом, но на деле достаточно посмотреть пару этапов RDS GP, и все станет понятно. Примеры судейских заданий из сезона RDS GP прошлого года — ниже.

Дорогу покажешь? Что такое судейское задание в дрифте
Так выглядело судейское задание на 1-м этапе RDS GP-2021. Фото: RDS GP

Теперь давайте попрактикуемся. Сначала посмотрите на этой картинке критерии оценки на этапе на Moscow Raceway. Затем в видео (08:25) послушайте объяснение судейского задания на брифинге пилотов на подмосковном автодроме ADM Raceway.

 

Для понимания судейского задания в дрифте этих знаний вам на первое время должно хватить. Хотите их углубить? Приходите на этапы RDS GP и с трибун следите за нюансами дрифта или смотрите прямые видеотрансляции на RDS TV.

И не забывайте подписываться на наш блог. Дальше будет интереснее – вас ждут очередные ликбезы, инсайты по подготовке наших пилотов к чемпионату 2022 года и возможность быть в курсе событий нового сезона RDS GP .

Всем дрифт!