Худший пилот сентября.
Сентябрь стал самым счастливым месяцем 2019-го для Шарля Леклера, «Феррари» и тифози: 4 поула, 2 победы монегаска (плюс одна – у Себа) и возвращение интриги не могли не порадовать любителей гонок. Но на те же 30 дней пришлось и примерно столько же огорчения за бывшего пилота Скудерии – Кими Райкконена.
После отличного старта сезона, уничтожения напарника в гонках (11:1) и восьми финишей в топ-10 (трижды на седьмом месте – почти как у Леклера в «Заубере» в 2018-м) сезон Айсмена превратился в кошмар: пять аварий за четыре Гран-при, роковой фальстарт и ошибки в пилотаже не пускают чемпиона 2007 года выше 13-го места после перерыва. Летнего Кими словно подменили – наверное, никто не фэйлил в начале осени больше.
«Райкконен переживает не лучший период карьеры, – описал происходящее бывший гонщик «Формулы-1» и чемпион GP2, а ныне официальный эксперт серии Джолион Палмер. – Начиная с летнего перерыва Кими просто нигде. А ведь сезон начинался для него очень хорошо: он уничтожил напарника Антонио Джовинацци. Но теперь допускает слишком много странных ошибок в довольно короткий промежуток времени».
Фальстарт на Гран-при России
Гонка Райкконена по Сочи пошла вразнос еще до ее формального начала: болид «Альфа Ромео» тронулся до того, как дали старт заезду, и у финна не было после этого ни единого шанса: за такое в «Формуле-1» карают безжалостно. Шансов свалить все на технику не было.
«Если посмотреть на его руки на руле – особенно правую, – то они двигаются как раз, словно он стартует, – объяснил Палмер. – Райкконен отпустил сцепление и только потом осознал, что огни-то еще не погасли. Упс. Он снова зажал сцепление, но избежать плохого старта уже не мог, ведь все процедуры по задействованию нужных оборотов нужным уровнем нажатия на педаль занимают не менее полсекунды.
Это можно назвать помутнением или чем-то еще. По крайней мере, мне так кажется».
Помимо провала на первых метрах дистанции за фальстарт Кими получил еще и штраф в виде проезда по пит-лейн и откатился в хвост пелотона. Автомобиль безопасности в середине гонки помог ему сократить отрыв от конкурентов и подняться повыше, но дальше 13-го места финн не добрался.
При этом ошибка на старте не была первой в России: в решающей попытке в первом сегменте квалификации Айсмен ошибся и выбыл из дальнейшей борьбы, обеспечив всего 16-ю стартовую позицию (самую низкую за 4 месяца).
«#####, #####! – отреагировал финн и тут же признал вину. – Я выехал слишком широко в 10-м повороте».
Столкновение с Квятом на Гран-при Сингапура
Кими проводил не самый сильный заезд по «Марине-Бэй»: забрался на 9-е место в основном за счет раннего пит-стопа по отношению к конкурентам, но не сумел сохранить шины до конца дистанции. За 14 кругов до финиша его резина резко потеряла в эффективности, и Райкконена почти без сопротивления опередили Пьер Гасли и Антонио Джовинацци.
Но когда чемпиона 2007 года догнал Даниил Квят на свежем «софте», №7 решил оказать сопротивление. Все закончилось столкновением, поломкой подвески «Альфа Ромео» и сходом Райкконена.
«Квят выбрал глубокий нырок на внутреннюю траекторию, а Райкконен повернул на апекс», – объяснил Палмер.
«Мне вообще-то понравился этот маневр Квята – по-моему, это те самые олдскульные гонки, атака старой школы. Даниэль Риккардо штамповал такие годами за «Ред Булл», – оценил Джолион. – Да, Даниил атаковал издалека, но у него все было под контролем – в этом вся разница. Он сумел нацелиться на апекс и достаточно замедлился, чтобы выйти и выйти из поворота. У него было достаточно сцепления, чтобы сделать это издали. Кими просто зевнул Квята.
Все закончилось контактом именно потому, что Райкконен повернул внутрь – он просто не ожидал увидеть здесь Квята. Кими посмотрел в левое зеркало в начале стартовой прямой и вполне представлял, где находится Даниил. Затем перед зоной торможения Кими снова посмотрел в левое зеркало. Так что он должен был понимать, как едет Квят. Думаю, Райкконен просто решил, что Даниил не станет атаковать с такого расстояния, и потому больше не смотрел в зеркала. В итоге маневр Квята застал Кими врасплох».
Райкконен в фирменном стиле высмеля себя в соцсетях после схода в Сингапуре из-за аварии с Квятом
Правда, в Сингапуре всегда сложно даже просто быстро ехать по местным улочкам – Айсмен испытал это на себе в квалификации, когда допустил ошибку и познакомился с барьерами.
Аварии на Гран-при Италии, уничтожившие гонку
За две недели до крэшей в Сингапуре Кими пережил сразу два визита в стену в Монце – сперва в одной из практик.
А потом на том же месте, но уже на сухом асфальте в квалификации.
И если в первый раз Райкконену повезло и он ничего важного не повредил, то во второй раз вразнос пошли силовая установка с коробкой передач. В итоге Райкконен отправился на пит-лейн из-за вынужденной замены агрегатов и потерял всякие шансы на хорошее выступление.
На финише он оказался только 15-м – правда, помогла еще и команда: механики «Альфа Ромео» установили неверные шины для начала заезда, и Айсмену пришлось отбывать штраф в 10 секунд стоп-энд-гоу.
Столкновение на Гран-при Бельгии
Заезд по Спа начался для Кими блестяще: он шикарно стартовал с шестой позиции, опередил Макса Ферстаппена из «Ред Булл» и нырнул в первый поворот пятым, но не обратил внимания на излюбленный трюк голландца в Спа – атаку по внутренней траектории. Результат оказался плачевным.
На «Альфа Ромео» Айсмена сломалось антикрыло и повредилось днище – финн дважды побывал на пит-стопе только на первых кругах, но так и не вернул квалификационную скорость и финишировал только 16-м (даже ниже безнадежного «Уильямса»).
Стюарды признали столкновение гоночным инцидентом, но кто же внес больший вклад в его возникновение?
Ферстаппен плохо стартовал и уступил позицию не только Райкконену, но и Пересу.
Но Макс затормозил позже всех и въехал на внутреннюю траекторию, вернул себя в борьбу. Тогда и случился контакт – прямо на апексе.
«Райкконен полностью перекрыл ему дорогу, и потому Ферстаппен врезался в заднюю часть «Альфа Ромео», – объяснил Палмер. – Если посмотреть на инцидент с бортовой камеры Макса, то можно увидеть, как он выигрывает торможение у Переса и Райкконена. Его машина на полкорпуса поравнялась с машиной Кими.
(посмотрите на черную полосу – тут точно нет положенной по регламенту ширины машины)
Ферстаппен уже не контролирует тут ситуацию, хотя он не сделал чего-то слишком рискованного, не заблокировал колеса и сохранил полную способность управлять болидом. И он рулит – настолько близко к апексу, насколько это вообще возможно без контакта со стеной.
На самом деле, он даже чуть не врезается в барьер при попытке уйти от столкновения с Кими.
Да, гонки в первом повороте всегда немного грубоваты, когда все машины сбиты в плотный пелотон. Макс не горячился, но его машина оказалась в не самой безопасной точке трека.
С его точки зрения контакта можно было избежать, если бы Кими всего лишь затормозил бы чуть позже.
Райкконен в свою очередь тоже после старта направлялся прямиком к апексу и заворачивал точно на него.
В результате он выдавил Ферстаппена и вызвал столкновение.
Если взглянуть вот так, мы видим, что Боттас слева предоставил Райкконену намного больше места, чем шириной в машину. Валттери не рисковал. Кими же рискнул. Думаю, Райкконен… Он же видел Переса в зеркалах. Да, он вряд ли предполагал, что Ферстаппен тоже там окажется, но он точно видел розовый «Рейсинг Пойнт», который впоследствии отступил и отдал поворот.
Далее Кими просто заворачивает, не допуская, что внутри Ферстаппен, хотя он там. При этом сам Райкконен не выдавлен внутрь.
Мне кажется, Кими мог предоставить Максу чуть больше места, даже и не зная, что внутри кто-то есть. Ферстаппен контролировал ситуацию до тех пор, пока у него не осталось места. Стюарды признали это гоночным инцидентом, и я не буду спорить – Райкконен может сказать, что «Ред Булл» появился из ниоткуда».
Кими уже не тянет «Формулу-1»?
Конечно, нельзя сделать однозначный вывод всего по четырем гонкам, но если они идут подряд и содержат однотипные ошибки… Летний перерыв явно не пошел на пользу Айсмену: он словно потерял концентрацию. Сейчас ему не хватает скорости реакции, чтобы успевать за изменениями обстоятельств на треке, да и, кажется, предвидение событий на несколько секунд вперед тоже немного притупилось. Казалось бы, грандиозный опыт финна в виде 16 сезонов должен выручить, но какие-то мелочи раз за разом ускользают от Кими и приводят к итоговой катастрофе.
Можно ли сказать, что Райкконену пора заканчивать? Вряд ли: в первой половине сезона чемпион 2007 года вытаскивал не самую быструю в поворотах машину в топ-10 квалификаций и гонок. Еще после Гран-при Баку он шел в топ-5 лучших пилотов по версии европейских журналистов – вряд ли талант просто выключился после пары заездов.
Скорее всего, Кими после перехода в «Альфа Ромео» просто перестал так же сильно напрягаться и поддерживать форму, как делал это в «Феррари». Он вообще никогда не скрывал нелюбовь к большому количеству тренировок и работы за пределами трека, да и в бывший «Заубер» перешел ради чистого кайфа ездить на болиде «Ф-1» до конца контракта (в следующем сезоне). С Айсменом все в порядке: просто с ним случилось лето, а конкуренция в середине пелотона настолько велика, что остальные все это время работали.
Проблемы Райкконена вполне можно решить хоть за неделю, если у него найдется стимул. На 2021-й у него еще хватит сил и энергии, так что пока с ним прощаться не нужно – однако нынешние результаты и пилотаж вполне объективно показывают уровень расслабленного Кими. Хотя, скорее всего, он знает, что делает.