Команду Райкконена лишили очков на Гран-при Германии. Из-за воспроизведения эффекта трэкшн-контроля

Объясняем, при чем тут девайс, запрещенный 11 лет назад.

Гран-при Германии вышел просто сумасшедшим: за 64 круга команды провели 78 пит-стопов, гонщики провели море обгонов, топы многократно вылетали и разбивали болиды, на подиум претендовал пилот «Рейсинг Пойнт», а в итоге третьим стал Даниил Квят.

Но с клетчатым флагом трэш не закончился: через несколько часов после завершения гонки стюарды оштрафовали обе машины «Альфа Ромео» на 10 секунд стоп-энд-гоу и приплюсовали эквивалентные этому наказанию 30 секунд к протоколам Кими Райкконена и Антонио Джовинацци. Так финн и итальянец вылетели из топ-10 — вместо седьмой и восьмой позиций они оказались 12-м и 13-м соответственно. В результате десятым оказался гонщик «Уильямса» Роберт Кубица — даже главный аутсайдер, проигрывающий по 1-1,5 секунды с круга конкурентам, теперь набрал очки!

За что же наказали «Альфа Ромео»?

Команду Райкконена лишили очков на Гран-при Германии. Из-за воспроизведения эффекта трэкшн-контроля

«Крутящий момент на сцеплении во время старта не совпадал с нужным через 70 миллисекунд (требование регламента) после выпуска лепестка сцепления пилотом. Реальное время составило больше 200 миллисекунд, – гласит официальный документ ФИА.

Пункт регламента 27.1 гласит Спортивного регламента «Формулы-1» гласит: «Гонщик обязан пилотировать болид самостоятельно и без посторонней помощи». Из-за этого ФИА регулярно уточняет и объясняет командам пределы, по которым разные системы болида могут помогать пилотам — эти документы оцениваются стюардами на одном законодательном уроне, что и Технические директивы.

Сцепление контролируется электрической системой стандартизированного ECU, настроенного ФИА. Тем не менее, у команд есть возможность вносить некоторые изменения в основные параметры. Для предотвращения злоупотребления этой опцией и получения преимущества ФИА устанавливает предельные ограничения на вмешательство команд в настройки. К примеру, для воспрепятствования настройке сцепления таким образом, чтобы его работа на старте гонки воспроизводила эффект трэкнш-контроля, ФИА ограничивает время создания нужного крутящего момента после активации лепестка сцепления в 70 миллисекунд.

Касательно машин «Альфа Ромео», время совпадения «требуемого» крутящего момента и реального крутящего момента составило 200 и 300 миллисекунд. Это вызвало более плавный и постепенный рост крутящего момента, что могло стать потенциальным преимуществом в условиях мокрого асфальта. Вне зависимости от того, получили ли гонщики «Альфа Ромео» реально преимущество, стюарды признали ситуацию однозначным нарушением инструкций для команд.

Команду Райкконена лишили очков на Гран-при Германии. Из-за воспроизведения эффекта трэкшн-контроля

Стюарды выслушали все точки зрения (включая троих членов команд), изучили все данные и доказательства. Команда признала, что их техника работала за пределами установленного предела. Стюарды приняли во внимание объяснения «Альфа Ромео», по которыми за пределы они вышли из-за необычных погодных условий и отсутствия любых тренировок стартов в данных условиях ранее. Тем не менее, Технические делегаты проверили все остальные машины, и ни на одной из них не предел не был превышен. Техническое предписание действует для любых климатических условий».

Казалось бы, причем тут запрещенный еще 11 лет назад трэкшн-контроль?

Да, речь идет о миллисекундах, но в дождевых условиях даже такая разница может здорово все изменить — для этого и существуют ограничения. В результате нарушения правила крутящий момент на болиде Райкконена рос в три раза плавнее, чем на машинах конкурентов, а на болиде Джовинацци — в четыре раза плавнее. Медленное увеличение момента обозначает меньшую пробуксовку колес (тот самый «эффект трэкшн-контроля») — а это чрезвычайно важно в условиях мокрого трека. Это доказал и старт на Гран-при Германии, где большинство пилотов на четной стороне провалились из-за большего количества воды и недостатка сцепления.

Кими Райкконен же реально стартовал чуть ли не лучше всех и в первый поворот вошел третьим. Тем не менее, стюарды наказали «Альфа Ромео» даже без разбирательств, получил ли финн реальное преимущество или нет — просто за сам факт нарушения регламента.

Команда после официально объявила о намерении подать апелляцию — по их мнению, неправильную настройку сцепления вызвало большое количество прогревочных кругов и необычная погода, в которой машины 2019 года еще ни разу не были.

Но в реальности апелляция, скорее всего, провалится, потому что:

– все в равных условиях, а конкуренты справились с погодой и не превысили лимит;

– лимит превышен в 3-4 раза, а это много;

– из-за существования лимитатора как такового невозможно списать превышение на глюк — к тому же, он вряд ли мог случиться на двух машинах одновременно при полной норме на всех остальных четырех болидах с теми же моторами;

Чисто технический фэйл команды Райкконена, который стоил им в итоге огромного количества очков — после Гран-при Германии «Альфа-Ромео» оказалась на предпоследнем месте Кубка конструкторов с 26 баллами.

Оказывается, Кими Райкконен умеет дэбать. Убедитесь сами

«Как условия? ####### мокро! Я ничего не вижу!». Лучшие радиопереговоры Гран-при Германии

Теперь в «Формуле-1» меняют колеса на пит-стопе быстрее 1,9 секунды. Да, это новый рекорд!