Себастьян просто хуже управляется с «Феррари».
2019-й принес сплошные разочарования и перелом в карьеру Себастьяна Феттеля: начиная с Гран-при Франции на середине чемпионата немец резко сдал и начал регулярно уступать Шарлю Леклеру и в гонках, и в квалификациях. С тех пор монегаск переиграл четырехкратного чемпиона во всех субботних заездах подряд (временами привозя вплоть до 0,7 секунды) и финишировал выше в 6 гонках из 8-ми, перехватив лидерство в «Феррари» в общем зачете. Более того, по сообщениям журналиста официального сайта «Формулы-1» Лоренса Барретто, высокопоставленные люди в Скудерии всерьез считают, что такая же ситуация продлится вплоть до конца сезона.
Проблемы Феттеля чаще всего сравнивают с особенностями пилотажного стиля и свойствами машины: Себастьян из-за любви к стабильной задней части постоянно сдерживает себя и разворачивается после масштабного пакета обновлений, как раз внедренных на Гран-при Франции.
Феттель потерял скорость из-за обновлений «Феррари». Машина не подходит его пилотажному стилю
С другой стороны, разница в гоночных техниках между Феттелем и Леклером просматривалась еще на самом старте чемпионата после заезда в Бахрейне.
Леклер легко укатал Феттеля в Бахрейне. У новичка «Феррари» особый пилотажный стиль
Тем не менее, истинное превосходство Шарля над Себом по части именно гоночной школы было довольно неочевидным весь сезон. Теперь же у нас наконец появился шанс сравнить их и понять: поможет нам в этом деле телеметрия из официального приложения F1 App с квалификации на Гран-при Бельгии, выложенная на сайте Revandshift.com.
(Автор таблицы указал на ошибку: ось х – не время, а количество отснятых в приложении кадров. Принципиально это не влияет на кривую. Также время Феттеля заканчивается чуть раньше из-за ошибки приложения – но уже после последнего поворота, так что она тоже не влияет на итоговый результат).
Также интересно выглядит и график оборотов моторов на болидах Феттеля и Леклера.
Красная линия – Леклер, синяя – Феттель
Что же становится понятно из этих графиков?
Самое очевидное: Леклер тормозит позже и эффективнее Феттеля, снимает ногу с педали тормоза раньше и въезжает в поворот на большей скорости.
Казалось бы, это невозможно: весь стиль Себа с V-образными траекториями основан прежде всего на поздних торможениях, а лишь затем на ранних разгонах. Но если вторая часть пилотажной техники немца вполне себе работает (он постоянно догоняет и даже обгоняет Леклера по скорости в процессе прямых), то с торможениями явно происходит что-то странное: чемпион давит на педаль раньше, чем по идее должен, фаза замедления длится дольше, чем та, на которую способна SF90, и ведет к меньшей скорости и потере времени.
Причем разница в эффективности замедления видна невооруженным глазом: у Леклера замедление почти отвесное, в то время как у Феттеля слегка более параболическое.
О чем же это говорит? Поскольку машины у ребят одинаковые, версий может быть несколько.
- Леклер просто более подготовленный физически и потому способен быстрее передавать максимальное усилие, чем Себ. Также он лучше натренировался давить на тормоз ровно столько времени, чтобы не замедлять машину слишком сильно (кстати, именно в этом поздний Айртон Сенна превосходил всех конкурентов).
- Леклер использует большее давление в тормозной системе по сравнению с настройками Феттеля. В таком случае монегаск просто техничнее и круче как гонщик, потому что в таком случае повышается вероятность блокировок колес – тем, не менее, у №16 в квалификациях они случаются реже. К примеру, когда Себ попытался затормозить с эффективностью Леклера перед финальной шиканой, то просто заблокировал переднюю ось – если предположить, что у немца это вышло с меньшим давлением, то у него и правда большие проблемы.
- Феттель специально увеличивает тормозной путь, чтобы выиграть еще пару тысячных даже на отрезке перед поворотом. Теоретически это подходит его пилотажному стилю, но такой подход из-за повышенного взаимодействия шин и асфальта перегревает и изнашивает резину и сбрасывает слишком много скорости. В результате Себу приходится более резко подгазовывать в самих поворотах (видно на графике оборотов), а это уже не идет на пользу стабильности задней части.
- Феттель пытается изменить стиль пилотажа и подстроиться к SF90: сокращает скорость на апексе ради более стабильного поведения болида и снижения риска разворота. Таким образом чемпион стремится сохранить хотя бы часть преимущества на разгонах, пожертвовав преимуществом на стадии замедления. Теоретически это возможно, но тогда вдвойне забавнее от того, что Леклер выигрывает большую часть времени как раз на торможениях, откуда и пошли изменения.
Что же можно понять из этого?
Техника Леклера более совершенная и плавная: он по минимуму сокращает время торможения и благодаря лучшему чутью педали ловит в повороте максимум возможного от SF90. Эта философия лучше всего подходит для атак и обороны позиции – особенно на медленных трассах. Также у Шарля теоретически дольше должны работать любые шины.
Техника Феттеля по-прежнему вращается вокруг V-образных траекторий с поздним заворотом – правда, теперь трудно понять, по желанию ли немца или вынужденно из-за проблем с тормозами. Ясно одно: Себ дольше и сильнее замедляется, из-за чего ему приходится более активно поворачивать с большим углом (традиционно для позднего заворота) – из-за чего шины нагреваются еще сильнее. Скорость в таких условиях снижается еще сильнее, и как раз для этого четырехкратному чемпиону и нужны подгазовывания, которые и создают опасность разворотов или пробуксовок (с еще большим износом). Также необходимость в дополнительных нажатиях на педаль газа диктует увеличение аппетитов по топливной загрузке, что снижает возможную скорость машины в начале заезда. Отсюда и проблемы с первыми кругами относительно соперников и напарника: Шарлю благодаря более экономичному стилю можно заливать меньше топлива, и потому он почти не проигрывает Феттелю.
По сути у стиля Себа только одного сильное преимущество: он способен начинать разгон намного раньше выхода из поворота. Благодаря этому немец намного быстрее набирает скорость на прямых, что здорово помогает ему при попадании в зону DRS: у соперников практически не будет шансов отбить атаку до поворота из-за разницы в пиковых показателях км/ч. Также тактика немца идеальна при использовании стратегии перекрещивания траекторий.
Однако в 2019-м все чаще выстреливают недостатки из-за проблем с машиной: нехватка прижимной силы на выходов из поворотов, повышенный износ более тонких покрышек и медленный темп в начале гонки. Теперь же к ним добавился и проигрыш кучи времени на торможениях (именно в них они и уступил 0,7 секунды в Бельгии, по чуть-чуть нагоняя на прямых), а также всякие забавные случаи вроде момента на Гран-при Италии, когда при попытке обыграть на торможении «Уильямс» Себ чуть не улетел с трассы.
Так что можно сколько угодно говорить о недостатках машины, неправильном отношении внутри команды, раздолбаям вместо стратегов и неразберихе на командном мостике. Когда дело доходит до заездов, Леклер побеждает Феттеля не благодаря интригам, а потому, что его стиль и техника просто лучше и экономичнее.