Вердикт судей – игнор схватки.
В «Формуле-1» весело даже на дне – там тоже бывают войны между напарниками, особенно когда зеркалится ситуация с полным доминированием (только отрицательная), и ребятам не с кем больше сражаться. Особенно ярко в 2021-м по части внутреннего конфликта показал себя «Хаас» с двумя новичками и старыми соперниками по «Ф-2» – Никитой Мазепиным и Миком Шумахером: русский и немец непременно вступают в конфликт чуть ли не на каждом этапе. То из-за блокировок в квалификациях, то из-за приказов команды, то из-за слишком резких маневров при атаках, то из-за активного высказывания недовольства в прессе…
На Гран-при Нидерландов между двумя новичками снова полыхнуло: в субботних заездах «Хаас» не лучшим образом разобрался в коммуникациях с пилотами, и вместо стандартной очередности выезда по внутренней договоренности вышел бардак с обгонами при подготовке решающего круга и блокировка Феттеля. Никита тут же разнес Мика в прессе за «умышленный саботаж», но без штрафов обошлось только из-за джентльмена-Себа: он защитил парней перед стюардами.
Мазепин и Шумахер заблокировали Феттеля – и Никита обрушился на Мика за подставу. Но, кажется, виноват «Хаас» – а судьи вообще простили
А в гонке россиянин, судя по всему, решил воспользоваться ситуацией и ответить напарнику за квалификацию – и вновь обострил.
Мазепин изначально стартовал не слишком убедительно, но сумел сесть на хвост напарнику, выждал несколько поворотов и нашел удачный момент для атаки: отвоевал позицию по внутренней траектории.
Шумахер, конечно, не собирался мириться с потерей позиции – и подготовил контратаку на финишной прямой альтернативной траекторией в бэнкинге. Никита входил в поворот по внутренней траектории, а на выходе, при разгоне, оказался на внешней (вообще не самый удачный вариант – только если не ждешь безумной атаки прямо по наклонному виражу). Мик же заехал шире – потому раньше оказался на внешней траектории, «спрямил» путь через поворот, раньше нажал на газ и лучше разогнался. Потому на прямой у Шумахера в любом случае было преимущество в скорости.
Правда, до выезда на бэнкинг Никита занялся переключением нескольких настроек по указанию от гоночного инженера – вероятно, из-за этого и съехал с лучшей траектории.
Закончив с тумблерами, Никита поднял глаза, закончил выход из виража и замотал головой по сторонам в поисках напарника. Увидев того по правую сторону, Мазепин мгновенно начал смещение, прижимая соперника к стене, отгораживающей пит-лейн.
Маневр получился определенно жестким и довольно опасным, но формально Мазепин вообще ничего не нарушил – правила разрешают однократное смещение при обороне позиции. Более того, если бы Шумахер сбросил скорость и попробовал перекрестить траектории – обгон вполне мог бы завершиться успехом. Ведь Мик даже после замедления из-за контакта поравнялся с Никитой к концу прямой – настолько большим оказалось преимущество.
Сыну Михаэля просто чуть-чуть не хватило реакции: кажется, Мик просто не ожидал подобных действий от напарника – и как раз это странно, с учетом постоянной жесткости №9 в адрес напарника. А отрулил Шумахер вообще в самый последний момент – при этом не сбрасывая скорости, вероятно, из-за желания пойти до конца. И именно последнее движение Мика в левую сторону и привело к контакту с задней правой покрышкой Мазепина – так №47 и потерял кусок антикрыла.
Однако после гонки Шумахер очень акцентировано выразил степень недовольства Мазепиным.
«В начале гонки у меня опять возник неприятный инцидент с напарником – который, как мне кажется, и стал причиной поломки переднего антикрыла, после чего мне пришлось проводить ранний пит-стоп.
Понятно, блокировка соперника при обороне – это нормально. Но только до определенных границ. А в данном случае носовой обтекатель моего болида уже залез в плоскость машины соперника. Так что Мазепина провел маневр с опозданием – он фактически чуть не вытолкал меня на пит-лейн.
И мне кажется, я не единственный, с которым он сегодня поступил подобным образом. Так что я уверен, что нескольким людям захочется изучить эту ситуацию. И я надеюсь, в будущем это будет иметь последствия.
Да, он мог пытаться ответить за субботний инцидент, но это не оправдывает того факта, что он толкал меня в стену и фактически чуть не выдавил на пит-лейн. Мне просто кажется, что это неправильно».
Агрессивную манеру Мазепина также после гонки отметил Серхио Перес из «Ред Булл» – он пытался объехать россиянина, встретил жесткий отпор, сильно заблокировал колеса на торможении испортил шины и сломал первоначальную стратегию прорыва после старта с пит-лейн.
«Гонка получилась сложной. Я «оквадратил» шины в самом начале в инциденте с Никитой: он очень поздно сместился на торможении – я пытался увернуться и заблокировал покрышки. Пришлось ехать в боксы, и гонка фактически началась для нас заново. Вероятно, инцидент стоил нам 6-й позиции».
Также Переса взбесила и вторая встреча с Мазепиным – когда Чеко догнал гонщика «Хааса» уже на «медиуме» на 16-м круге. Тогда Никита в последний момент сместился на торможении в левую сторону, а Серхио все равно проскочил по внутренней (мы в онлайне приняли момент за хитрость Чеко – сперва показалось, будто именно пилот «Ред Булл» умно качнул русского). «Это парень просто посмешище», – тут же объяснил ситуацию по радио Перес.
В то же время Мика поддержал и его дядя Ральф.
«Подобные действия, тем более на столь высокой скорости, могут нести в себе угрозу жизни, – прокомментировал бывший пилот «Ф-1». – И такими действиями Никита показал, что ему нет места в «Формуле-1». Риск, который он несет своими действиями, несопоставим с его талантом. Гюнтеру Штайнеру нужно срочно вмешаться. Даже если деньги для его команды очень важны, они не могут оправдывать нахождение пилота, который подвергает вашу команду опасности».
«Мне показалось, Мазепин действовал чуть агрессивнее, чем следовало, – согласился и чемпион 2009-го Дженсон Баттон (ныне советник пилотов «Уильямса»). – Никита очень уж быстро и резко сместился поперек трассы.
Не имеет значения, что случилось в квалификации, это не должно влиять на тебя – на твой пилотаж в гонке. А если это происходит – значит ты выбрал не тот вид спорта, потому что «Формула-1» очень опасна. Если Мазепин хочет провести хоть сколько-нибудь долгую карьеру в «Формуле-1», то ему нужно изменить свое отношение, свой подход. Потому что в данный момент он действует слишком агрессивно.
Нельзя так реагировать на подобные ситуации – ведь именно твои реакции на ошибки и определяют то, каким ты будешь гонщиком и человеком. Ты должен уметь преодолеть проблему, уметь оставить все в прошлом и двигаться дальше. В данный момент, как мне кажется, у Мазепина в голове такого подхода нет. И он невероятно упорно и жестко боролся, только бы оставить позади напарника в самом начале гонки»
Однако босс «Хааса» назвал все гоночным инцидентом – и вообще высказался крайне спокойно.
«Честно говоря, я не считаю маневр грязным. Могу сказать так – для танго всегда нужны двое. Лично я бы сказал, что в данном инциденте нет явно виновной стороны. Нам просто нужно над этим работать, быть конструктивными. После брифинга с инженерами у нас была встреча по этому поводу, но мы не смогли прийти к заключению. Посмотрим, что мы должны сделать, чтобы избежать возникновения подобных ситуаций в будущем, поскольку они никому не идут на пользу. Да, биться головами друг об друга – это нелегко. Но нужно же делать какие-то выводы. В противном случае нам придется ввести свод обязательных правил».
Да уж следовало бы, сеньор Штайнер – даже странно, что базовых ориентиров для определения виноватых в «Хаасе» все еще нет. Именно странная позиция команды, кажется, и повлияла на динамику противостояний: не похоже, чтобы оба новичка четко понимали границы дозволенного.
Вот и журналист официального сайта «Формулы-1» Уилл Бакстон посчитал, что однозначно винить Никиту – неправильно.
«Есть ощущение, что слишком уж легко и слишком уж часто все сваливают на Мазепина. С новым шасси он набирает скорость и стал выступать лучше. Мазепин был вправе как чувствовать разочарование после квалификации, так и защищать позицию в гонке, а [стюарды] не сочли нужным рассматривать инцидент», – написал Бакстон в твиттере.
В заявлении Бакстона выделяется один крайне важный момент: стюарды даже не стали рассматривать инцидент — не нашли оснований.
Но, пожалуй, именно мнение Баттона получилось наиболее взвешенным: Никите в любом случае стоило бы учиться не поддаваться эмоциям и действовать более методично. А то репутация «русского Мальдонадо» рискует закрепиться за ним навечно.