Подиум все-таки был вне досягаемости.
Льюис Хэмилтон стартовал на Гран-при Турции 11-м после победы в квалификации и штрафа за перерасход компонентов двигателя, но за 49 кругов прорвался в группу лидеров и едва не финишировал на подиуме с уникальной стратегией без пит-стопов. «Мерседес» добрые 15 минут настоятельно предлагал семикратному чемпиону заехать за новым комплектом промежуточных шин – поскольку покрышки №44 сильно износились, а темп упал даже хуже «Альфа Таури» (Гасли вез практически по 2 секунды с круга). Льюис постоянно отказывался из-за подсыхания трассы и надежды перейти на слики, но расчет на изменения условий не оправдался: асфальт оставался скользким. В итоге Хэмилтон все-таки сдался под напором команды и отправился на пит-стоп за 8 кругов до финиша.
По возвращении на трек лидер «Мерседеса» узнал о падении на пятое место – и вознегодовал по радио: стратегам крепко досталось.
«Да на какой я позиции, дружище?! Пятой? Не нужно было заезжать! У меня тут огромное зернение [покрышек]. Говорил же!»
Льюис так и приехал к клетчатому флагу пятым – в четырех секундах от Шарля Леклера на «Феррари» и в восьми – от Серхио Переса на «Ред Булл». А после финиша бросился проверять состояние покрышек, на которых проехал 50 кругов.
Así terminaron los neumáticos Intermedios de Hamilton. Se fue a verlos al terminar la carrera.
Hamilton's intermediate tyres. He went to check them as soon as he finished the race#TurkishGP pic.twitter.com/9eNS7LLqNS
— Albert Fabrega (@AlbertFabrega) October 10, 2021
Вот одна из его покрышек крупным планом – кое-где действительно просматривается основание (корд).
Lewis’ tyre… Merc made the safe call to pit. Can see the carcass coming through.
Should they have been braver and stayed out to try and take 3rd and the extra 5 points?
Debate…. pic.twitter.com/jJ11jRqMIK
— Karun Chandhok (@karunchandhok) October 10, 2021
Еще сильнее настроение Льюиса подогрели новости из середины пелотона – оказалось, редчайшую тактику без пит-стопов впервые за 24 года в «Ф-1» все же исполнил Эстебан Окон. Хоть и шину он стер буквально до дыр.
Гонщик «Ф-1» проехал весь Гран-при без пит-стопов и порвал шину в хлам. Первый раз за 24 года – ведь правила обычно это запрещают
Тем не менее, пример парня из «Альпин» (набравшего очки) настолько вдохновил Хэмилтона, что семикратный чемпион вышел к журналистам с однозначным мнением «я бы тоже так смог».
«Шины настолько «облысели», что было непонятно, долго ли они протянут. Так что, безусловно, появились опасения, но ближе к финишу я не сильно суетился, – рассказал Льюис. – Но мой темп стал не таким уж плохим.
Я не знаю, хватило бы шин до финиша, но слышал, что Окон смог доехать. Так что, может, и у меня вышло бы. Я лучше попробовал бы доехать до конца – или сменил бы резину раньше. Мне кажется, я мог бы удержаться на подиуме. Впрочем, и пятое место нельзя считать поражением.
Я терял время по отношению к ребятам позади, и, оглядываясь назад, следовало либо оставаться на трассе, либо заезжать в боксы гораздо раньше. Когда проводишь пит-стоп за восемь кругов до финиша, у тебя нет времени пройти через стадию гранулирования на подсыхающей трассе. Так что я вошел в фазу скольжения и чуть не потерял еще позиции».
Из всей плеяды экспертов Хэмилтона поддержал только бывший технический директор «Джордана», «Стюарта» и «Ягуара» Гэри Андерсон, а остальные составили армию сомневающихся. Судя по их мнениям, расчетам темпов и рекомендациям производителя шин «Пирелли», Хэмилтон слегка с перебором уверен в себе: до подиума он бы точно не дотянул.
«Решение остановиться, пожалуй, правильное, однако исполнено оно было просто ужасно, потому что у Хэмилтона вообще не было темпа после пит-стопа, – согласился, к примеру, бывший пилот «Рено» и технический эксперт «Ф-1» Джолион Палмер. – Наверное, это его вина. Пилоты берегли покрышки, а Хэмилтон провел очень быстрый круг выезда и оказался позади Переса и Леклера. В этот момент началось гранулирование, и, похоже, резина повредилась. На этом все было кончено».
«Когда стало очевидно, что асфальт не высохнет до состояния сликов, наши расчеты показывали: если он останется на трассе, то точно проиграет Пересу и Леклеру. Мы решили поставить ему свежий комплект промежуточных шин, чтобы минимизировать потери» – объяснил главный гоночный инженер «Мерседеса» Энди Шовлин.
Прогноз от босса семикратных чемпионов Тото Вольффа оказался еще катастрофичнее: «Если бы он остался на старых шинах, то проиграл бы Гасли».
А анонимный стратег «Мерседеса» в откровении немецкому Auto Motor und Sport оказался еще пессимистичнее – он спрогнозировал уступку позиций не только Гасли, но и Норрису. То есть Льюис мог свалиться на седьмое место!
Great work from @ValtteriBottas today 👏#TurkishGP 🇹🇷 #F1 pic.twitter.com/U24u9xfZAl
— Formula 1 (@F1) October 10, 2021
Причем вариант набора очков – еще благоприятный: босс подразделения «Пирелли» в «Ф-1» Марио Изола всерьез засомневался даже в способности «Мерседеса» дотянуть до финиша без проколов на том комплекте.
«После изучения шин я бы сказал, что Хэмилтон не смог бы доехать – или, по крайней мере, прямо на пределе, – обозначил менеджер шинников. – Я предложил нашим инженерам закрепленным за командами, предупредить всех: шины не рассчитаны на такие отрезки, это рискованно. При таком износе перед финишем они ехали по сути на основании покрышек. Практически все шины дошли до корда, и на большинстве машин, остановившихся на 47-м круге, резина полностью закончилась».
Да и сам Окон не обрадовался доведению стратегии до конца!
«Думаю, еще один поворот – и я бы потерял место в топ-10. А если бы проехал еще один круг, шины бы просто лопнули. Мы действовали на пределе».
И это Эстебан гонялся против не самых быстрых «Альфа Ромео». А что случилось бы с покрышками при схватке за подиум с машинами вроде «Ред Булл» и «Феррари»? Вряд ли они бы такое осилили. К тому же, многие оптимисты (включая Хэмилтона) упустили важный факт: француз на самом деле проехал 57 кругов вместо 58, поскольку слишком сильно отстал от Боттаса. То есть его комплект преодолел сокращенную дистанцию, а Хэмилтону пришлось бы проехать на один круг больше – вероятно, тот самый, на котором (по мнению самого Окона) его шины просто бы не выдержали.
Но даже если перейти в поле голых цифр и фактов, нельзя не отметить кошмарное падение темпа Эстебана: Ланс Стролл на менее резвом «Астон Мартин» обогнал француза за 5 кругов до финиша и к клетчатому флагу оторвался на 17 секунд – то есть №31 терял относительно канадца в среднем по 3,4 секунды на круге. На финишном отрезке Окон потерял даже 4,3 секунды относительно Антонио Джовинацци на «Альфа Ромео» – итальянцу просто не хватило дистанции для попадания в топ-10.
Технический эксперт Марк Хьюз для The Race экстраполировал снижение темпа «Альпин» на Хэмилтона – по его расчетам, Льюис выиграл бы 2,5 секунды относительно итогового результата с пит-стопом (естественно, если предположить, что семикратный чемпион избежал бы прокола), но все равно финишировал бы ниже Леклера и Переса.
С другой стороны, Шарлю и Чеко пришлось бы атаковать «Мерседес» на трассе – а в современной «Ф-1» обгоны всегда крайне сложны (особенно когда обороняются мастера вроде Хэмилтона). Конечно, чисто теоретически у Льюиса были шансы отбиться – но с учетом всех цифр и личностей соперников вряд ли предположения воплотились бы в реальность. Все-таки и Перес, и Леклер прославились как смелые, лихие и достаточно рисковые парни, а в борьбе резина на «Мерседесе» умирала бы еще быстрее, чем при обычном пилотаже в чистом воздухе. Сохранить подиум точно бы не вышло – хотя бы один из них точно в конце концов объехал бы Хэмилтона.
Проговорив такой сценарий даже при самых консервативных и оптимистичных оценках, снова вернемся к возможности прокола – шины уже взрывались на последних кругах Гран-при Великобритании в 2017-м и 2020-м. Тогда, кстати, пострадал сам Льюис – только удача помогла ему дотянуть до финиша победителем. Сейчас же нужного задела у семикратного чемпиона не было – потеря 30-40 секунд на страдания до финиша по быстрому треку теоретически выбило бы №44 и из топ-8. Следовательно, «Мерседес» правильно настоял на пит-стопе – ведь весь чемпионат сейчас складывается по стратегии минимизации потерь и возможных рисков (причем не только у Хэмилтона). Хотя, конечно, Льюису и правда следовало остановиться намного раньше – но ведь он сам принял решение продолжать!
Однако недовольства семикратного чемпиона не вызовет соответствующей реакции от «Мерседеса» – Тото Вольфф гарантировал спортсмену полную поддержку.
«У нас нет никаких проблем с жесткими переговорами по радио, – изложил босс немецкой команды. – Разумеется, мы не будем так общаться с Льюисом, потому что он пилотирует машину на скорости 320 км/ч. Но все в порядке, абсолютно. Мы полностью его поддерживаем и вместе работаем на протяжении восьми лет. У нас толстая кожа – мы осознаем разочарование гонщика по поводу ситуации. Потом он все поймет. Думаю мы должны поработать с другой стороны – над коммуникацией и доверием по отношению друг к другу, а также лучше описывать наши цели».
В итоге с решением заехать в боксы согласился даже Хэмилтон – и даже объяснился за бурное недовольство.
«Неправильно говорить, что я в ярости от своей команды, – написал он наутро после гонки в соцсетях. – Мы упорно работаем над поиском наилучшей стратегии, однако приходится принимать быстрые решения с учетом постоянно меняющихся факторов. Я хотел рискнуть и доехать до финиша, решение остаться было моим – оно не сработало. В итоге мы заехали в боксы – выбрали наиболее безопасный вариант. Мы побеждаем и проигрываем как команда. Не ожидайте, что я всегда буду вежливым по радио, когда гоняюсь. Мы все горим гонками, и в пылу момента страсть может прорываться».
«Мерседес» и Хэмилтон объективно увезли из Турции практически максимум возможного – хотя, конечно, если бы Льюис въехал на подиум с героической тактикой без пит-стопов, гонка точно бы вошла в историю.