«Мерседес» топит битву с «Ред Булл» в мелких подставах: оттормаживает Ферстаппена, затягивает старты, мешает пит-стопам. И все по правилам

Но болельщики свистят.

«Мерседес» топит битву с «Ред Булл» в мелких подставах: оттормаживает Ферстаппена, затягивает старты, мешает пит-стопам. И все по правилам

«Дипломатии конец, – объявил шеф «Мерседеса» Тото Вольфф на Гран-при Сан-Паулу после дисквалификации Льюиса Хэмилтона. – Я не хочу стонать и жаловаться, потому что не так вижу спорт. Просто в этот уик-энд мы получили сразу несколько ударов по лицу – в пограничных ситуациях решения каждый принимались не в нашу пользу. И меня это очень злит».

Настрой босса семикратных чемпионов явно передался всей команде – она перешла на тактику «мелких подстав» в схватке за личный титул «Ф-1» и Кубок конструкторов с «Ред Булл». Особенно ярко их действия прорезались на Гран-при Саудовской Аравии – и вызвали даже бомбеж Макса Ферстаппена по радио.

Момент №1: торможение «Ред Булл» в режиме сейфти-кара

После включения режима виртуального автомобиля безопасности Валттери Боттас сбросил темп прямо перед №33 так, чтобы задержать соперника – и позволить Льюису Хэмилтону заехать на пит-стоп с абсолютно минимальной потерей времени. Казалось, финна непременно должны оштрафовать – ровно как самого №44 за задержку Даниэля Риккардо на Гран-при Бахрейна 2017-го.

«Мерседес» топит битву с «Ред Булл» в мелких подставах: оттормаживает Ферстаппена, затягивает старты, мешает пит-стопам. И все по правилам

«Валттери едет сильно медленнее установленного темпа, – жаловался по радио Макс Ферстаппен. – Нельзя такое разрешать!»

«Согласен, это какое-то #####, полное ######» – последовал ответ с мостика «Ред Булл».

«И такое запрещено правилами, абсолютно», – согласился и комментатор Sky Sports F1 – бывший пилот «Формулы-1» Мартин Брандл.

Почему же тогда Боттаса не наказали – и даже не запустили расследование? Как выяснилось, №77 все-таки не нарушал регламент! В такие моменты гонщики едут с оглядкой на так называемую «дельту»: на мини-сектора трассы отводят определенное время – например, в интервале от 15 до 20 секунд, и пилот получает штраф в случае непопадания в «окно». Боттас действительно немного отстал от Льюиса, но при этом все сделал по правилам – проехал по минимальной границе «дельты».

Да, «дельта» не действует за автомобилем безопасности, однако на пути к боксам Хэмилтон и Боттас еще не догнали пейс-кар, и потому на них все еще распространялось правило «дельт». Торможение Ферстаппена вышло полностью легальным – и дьявольски хитрым.

Судейство в «Ф-1» возмутило фанатов. Торговлей с «Ред Булл», игнором хитростей «Мерседеса» и штрафами Ферстаппену

Момент №2: затяжка старта с прицелом на остывание шин и тормозов у Ферстаппена

Для успешных стартов в современной «Формуле-1» главную роль играют три фактора: оптимальный прогрев шин для лучшего сцепления, идеально разогретые тормоза для выигрыша точки замедления и получения инициативы в первом повороте, а также правильная точка «закусывания» контактов сцепления – чтобы внезапная пробуксовка не испортила все в самом начале. Последний пункт контролировать труднее всего, да и готовят его пилоты уже на решетке – «лепестки» под рулем не мнут весь прогревочный круг.

А вот тормоза и шины – другая история: именно для их активации и совершают тот самый внезачетный проезд. В процессе пилоты виляют, передавая температуру снаружи резины вовнутрь (в каркас – чтобы покрышка равномерно прогревалась), ускоряются и замедляются для оживления колодок – ведь чем горячее они будут, тем лучше сработают в точке первого замедления.

Потому половина проваленных стартов – не только ошибка со сцеплением, но и недогрев шин или тормозов. И иногда соперники замедляются сильнее лидеров, вынуждая тех дольше ждать перед светофором и терять несколько драгоценных градусов по Цельсию.

И Хэмилтон применил тактику мелкой задержки на обоих рестартах Гран-при Саудовской Аравии.

Причем в первый раз Льюис начал подготовку еще задолго до выезда на стартовую решетку: смотрите, как он резко замедлил пелотон – Макс вот здесь, скрыт табличкой с позициями.

«Мерседес» топит битву с «Ред Булл» в мелких подставах: оттормаживает Ферстаппена, затягивает старты, мешает пит-стопам. И все по правилам

Другой план – не такой наглядный из-за угла обзора, но все еще демонстративный.

«Мерседес» топит битву с «Ред Булл» в мелких подставах: оттормаживает Ферстаппена, затягивает старты, мешает пит-стопам. И все по правилам

На стартовой прямой Максу пришлось здорово сбросить скорость, чтобы хоть немного уравнять шансы

«Мерседес» топит битву с «Ред Булл» в мелких подставах: оттормаживает Ферстаппена, затягивает старты, мешает пит-стопам. И все по правилам

«Эй, он отстал больше, чем на 10 корпусов, так не позволено!» – возмутился Ферстаппен по радио.

Сработало: Макс провалил первые срыв с места, рулил в Хэмилтона в отчаянной попытке отбиться, срезал поворот – и в итоге вернулся на третье.

На втором рестарте – то же самое: посмотрите, насколько далеко Льюис отставал от Окона в самом начале круга?

«Мерседес» топит битву с «Ред Булл» в мелких подставах: оттормаживает Ферстаппена, затягивает старты, мешает пит-стопам. И все по правилам

Однажды Макс даже обогнал его от внезапности замедления – да и Эстебану приходилось постоянно сбрасывать, чтобы удержать хотя бы такой отрыв.

«Мерседес» топит битву с «Ред Булл» в мелких подставах: оттормаживает Ферстаппена, затягивает старты, мешает пит-стопам. И все по правилам

Временами француз даже пропадал из виду за поворотами – настолько уезжал вперед! А перед въездом на решетку было так.

«Мерседес» топит битву с «Ред Булл» в мелких подставах: оттормаживает Ферстаппена, затягивает старты, мешает пит-стопам. И все по правилам

Почему же Льюиса не наказали и даже не расследовали его хитрость? Потому что он опять попал в легальное поле: правило 10 корпусов действительно есть, но распространяется только за рестарт за автомобилем безопасности. А вот при возобновлении гонки с места оно не работает – в пункте 42.8 спортивного регламента есть уточнение об отмене ограничения. Гонщики могут контролировать темп как им угодно, и запрещается лишь хаотично ускоряться или тормозить (чтобы не вызвать аварии). А маневры Хэмилтона однозначно не выглядели хаотичными – скорее напротив, максимально продуманными. Даже формально прицепиться очень сложно.

Случай на Гран-при Катара: механики «Мерседеса» мешали пит-стопу Ферстаппена, «Ред Булл» ответил

Да, небольшие подколы начались еще до приезда в Саудовскую Аравию: на предыдущем этапе смельчаки из стана семикратных чемпионов заняли максимально дальнюю позицию во время заезда Ферстаппена – чтобы тот потерял пару секунд при въезде на смену шин.

«Мерседес» топит битву с «Ред Булл» в мелких подставах: оттормаживает Ферстаппена, затягивает старты, мешает пит-стопам. И все по правилам

«Ред Булл» ответил тем же во время пит-стопа Хэмилтона.

«Мерседес» топит битву с «Ред Булл» в мелких подставах: оттормаживает Ферстаппена, затягивает старты, мешает пит-стопам. И все по правилам

«Немного грубо от обеих команд, – поделился технический эксперт «Ф-1» Сэм Коллинс в шоу Weekend Debrief. – Обычно в «Ф-1» кто-то выходит и убирает инструменты – общепринятая вещь. Это не правило, просто обычай.

А теперь «Мерседес» стоит перед Ферстаппеном – ему приходится выбирать узкую траекторию и сильнее замедляться. Он теряет немного времени. Похоже, «Ред Булл» это увидел и отправил человека стоять со скрещенными руками и всем видом выражать «Я не сдвинусь!» Вот насколько сражение ожесточилось».

Механики «Мерседеса» и «Ред Булл» теперь рискуют здоровьем ради замедления друг друга хоть на полсекунды – мешают заездам на пит-стопы

Мелкие подставы от «Мерседеса» случались и раньше – и тоже вписывались в регламент

Когда Вольфф громко заявляет о «конце дипломатии» – не верьте: ее и до этапа в Бразилии не существовало. Семикратные чемпионы постоянно использовали мельчайшие возможности и лазейки в правилах для выжимки дополнительных пары секунд – вспомните скандальное начало сезона с 29 выездами за пределы трека в Бахрейне! Тогда Льюис вынул из лазейки 4 секунды относительно Ферстаппена, а прикрыли дыру только после бурного возмущения «Ред Булл».

Хэмилтон 29 раз съехал с трассы без штрафа, а Ферстаппену пришлось вернуть позицию после обгона. Это нюансы правил, а не двойные стандарты

Да и специальное замедление Макса – не новинка для 2021-го: семикратный чемпион пользовался такой тактикой на Гран-при Венгрии в квалификации – и сорвал недовольство фанатов.

«Смотрите на игры, смотрите на игры! – прокомментировал бывший напарник Льюиса и чемпион 2016-го Нико Росберг. – Он ехал со скоростью не более 15 км/ч. Пытался замедлить Макса как можно больше, чтобы Ферстаппен начал круг с максимально холодными шинами».

Хэмилтон специально тормозил Ферстаппена ради поула. Сработало – и Льюиса тут же освистали трибуны

А идеальный пример «дипломатии» за пределами трека «Мерседес» продемонстрировал во время переговоров о переходе резервиста и бывшего боевого пилота «Ред Булл» Алекса Албона в «Уильямс». Семикратные чемпионы попробовали воспользоваться связью с клиентом (английская команда закупает у немцев моторы, коробки передач и пару второстепенных периферийных узлов) и заблокировать трансфер – публично требуя как минимум разрыва между Албоном и австрийской программой.

Вам кажется, будто к битвам за титулы схватка за место в «Уильямсе» не имеет отношения? Не совсем так: вообще-то Алекс – не просто резервист и третий пилот «Ред Булл», но еще и главный пилот симулятора. Он днями пропадает на базе в Милтон-Кейнсе в поисках верных настроек болида под Ферстаппена и Переса, тестирует технику для 2022-го, днями и ночами обрабатывает огромные объемы технической информации – а потом без отдыха летит на Гран-при и делится всеми последними апдейтами от инженеров.

Резервистам в «Ф-1» еще сложнее, чем боевым гонщикам: катают на симе до ночи, а потом летят на Гран-при – без сна и отдыха

Вклад Албона в настройки и победы публично признаны Кристианом Хорнером после Гран-при Монако – он прямо сказал, что работа №23 «помогла перевернуть ситуацию». Так что «шлагбаум» перед планами Алекса – лишний способ надавить и дестабилизировать ценного сотрудника главного соперника. Затянутые и напряженные переговоры с «Уильямсом» и «Мерседесом» явно действовали на нервы и самому Албону, и всем в «Ред Булл».

«Мерседес» топит битву с «Ред Булл» в мелких подставах: оттормаживает Ферстаппена, затягивает старты, мешает пит-стопам. И все по правилам

Конечно, англо-австрийцы тоже не идеальны: тот же Гельмут Марко обожает через прессу атаковать всех вставших на пути Ферстаппена к новой победе (и даже случайные «Макларены»). Но, кажется, никто больше «Мерседеса» не гордился монументальным рыцарским образом оппонента-джентльмена – по крайней мере, до заявления Тото Вольффа. И, судя по динамике, на финале в Абу-Даби можно ждать еще парочку невероятно изобретательных неприятных мелочей – но, безусловно, исключительно в рамках регламента, и никак иначе.

«Хочу побеждать чисто – чтобы никто не сомневался во мне». Взгляд Хэмилтона на схватку с Ферстаппеном за рекордный титул «Ф-1»

Хэмилтон облетает «Ф-1» словно на сложности «новичок». Здесь – все (известные) инновации, превратившие «Мерседес» в ракету

«Ф-1» давит на «Мерседес» новыми проверками, а «Ред Булл» грозит протестом. Цель – маленькая гибкая пластина, ускоряющая на прямых