Может ли потолок расходов в Формуле-1 быть действительно эффективным?

Одним из крупнейших изменений в Формуле-1 этого года является введение потолка расходов, которые могут позволить себе команды. Заданная в 2021 планка в $145 миллионов будет постепенно снижаться до $135 миллионов к 2023. Будет ли эта мера эффективной?

Несмотря на то, что только у трёх участников чемпионата бюджеты ниже установленного предела, назвать это нововведение радикальным всё же нельзя: существует множество исключений, самыми заметными из которых являются зарплаты гонщиков и тройки наиболее высокооплачиваемого персонала. Так же стоит упомянуть маркетинг, налоги, расходы на недвижимость, перелёты, проживание и ещё несколько десятков пунктов. Основная идея регламента — это контроль затрат напрямую влияющих на производительность машин.

Поставленные задачи в виде поддержания конкурентоспособного баланса и справедливости в спорте мы едва ли сможем оценить раньше, чем через несколько лет, однако, пожалуй, все сходятся во мнении, что это позволит обеспечить финансовое здоровье Формулы-1 и предотвратить возможный крах. Именно в связи с вызванным коронавирусом кризисом удалось опустить потолок столь низко – против $150 миллионов, в которые богатые команды упирались ещё совсем недавно.

Тем не менее, стремление автопроизводителей не просто участвовать, а побеждать, в сочетании с огромными финансовыми возможностями и наличием множества структур в разных странах, используя которые, в теории, можно обходить появившиеся правила финансового регулирования, заставляют многих болельщиков с сомнением относиться к успеху этой затеи. Люди наслышаны о махинациях с участием больших футбольных клубов и видели описанные журналистами схемы по обману надзорных органов УЕФА, поэтому данный скепсис вполне понятен.

Масла в огонь этих рассуждений подливают и иные скандалы, будь то VAG-группа с мошенничеством при тестировании на вредные выбросы или взяточничество со стороны Daimler и Hyundai. Делать машины – это такой же бизнес, как и любой другой, и сидящих во главе концернов мужчин и женщин интересует результат, а не чистота спорта. На этот счёт ни у кого нет иллюзий.

Впрочем, между футболом и автоспортом нельзя поставить знак равно. Если в первом случае речь идёт о насильно введённой высшим регулятором мере, распространяющуюся на все входящие в его структуру турниры, и действующей вопреки желанию клубов, то в Формуле-1 мы имеем дело со взаимным стремлением команд и ФИА. Разумеется, итоговые суммы и другие нюансы были предметом долгих споров и торга между всеми участниками, но мы не можем заключить, будто федерация действовала вопреки тех, кого она в конечном итоге будет контролировать. Мир королевских гонок слишком мал, чтобы можно было рубить с плеча никого не слушая, действуя ради некоего наивысшего блага.

Может ли замкнутость этого сообщества вполне развязать командам руки? За исключением Феррари, все прочие автопроизводители приходят в спорт со вполне конкретными задачами на относительно короткие промежутки времени. За неимением очереди из желающих попасть в Формулу-1, команды нужны ей не меньше, чем она им.

В связи с этим, применение суровых наказаний в виде запрета на участие в гонках или исключение из чемпионата пусть и предусмотрено регламентом, едва ли возможно на практике. Спорт, который боится потерять хоть одну команду, едва ли будет собственноручно её изгонять или подталкивать к уходу стоящий за ней концерн.

При этом ждать грубых нарушений всё-таки не стоит. Жене Хаас, рассуждая о своём опыте в Формуле-1, рассказывал о сильнейшей отдаче, позволившей его бизнесу обрасти клиентами и партнёрами в Европе. Когда владелец столь небольшой и малоизвестной команды, не добившейся серьезного успеха, делает подобные заявления, сомневаться в маркетинговой мощи спорта не приходится.

Удивляясь, зачем Рено постаревший Фернандо Алонсо, и чем проведший худший сезон в карьере Себастьян Феттель лучше Серхио Переса, мы часто недооцениваем фактор звезды и её медийной отдачи. Таким образом, если мы принимаем то, что в Формулу-1 приходят в том числе и для поднятия имиджа своего бренда, то серьезное несоблюдение финансового регламента способно довольно быстро уничтожить всякий позитивный результат, нанеся имиджу вред, а следовательно подобное поведение идёт в разрез с первоначальной целью.

Будет интересно посмотреть, как команды адаптируются к изменениям. Уже сейчас между большими и маленькими коллективами развивается техническое сотрудничество: у Мерседеса с Астон Мартин и Уильямс, у Феррари с Хаас, у Ред Булл с Альфа Таури. Если в будущем появится возможность продавать свои компоненты, компенсируя тем самым затраты на исследование и разработку, это позволило бы делить расходы между несколькими командами и снизить общую сумму издержек. Сейчас подобные действия строго ограничены.

В любом случае, начало позитивной трансформации и оздоровлению спорта положено. Насколько честно соперники будут следовать правилам мы можем только догадываться, но всё же предпосылок к разумному варианту развития событий больше, и я бы не запасался поп-корном в ожидании крупного скандала на эту тему.