В Гран-при эта машина точно не участвовала.
В ноябре 2010 года федеральные каналы с гордостью показали удивительный сюжет: на тот момент премьер-министр России Владимир Путин запрыгнул в болид «Ф-1» и разогнал его до 240 км/ч по одному из аэродромов Ленинградской области (судя по всему, по «Ржевке»).
Для создания благостной обстановки даже привлекли комментаторов Дмитрия Губерниева и российский голос «Формулы-1» Алексея Попова.
«Председатель правительства провел несколько часов за рулем настоящего болида команды «Рено», – заявил Губерниев на всю страну по каналу «Россия 2».
Тест-драйв для премьера организовали в честь акции, приуроченной к поддержке подписания соглашения о проведении нового Гран-при в Сочи: «Ростехнологии», связанные с концерном «Рено» через долю в АвтоВАЗе, договорились о праздничной выставке французской гоночной техники для жителей Санкт-Петербурга. 6 ноября 2010 года каждый мог прийти и взглянуть на шикарные машины, а уже 7 ноября их в свое распоряжение на полдня получил Владимир Путин.
Тем не менее в комментариях под каждым роликом о заездах нынешнего президента можно найти сомнение в классе протестированной машины. Журналистов федеральных телеканалов обвиняют в прямой лжи и искажении фактов – якобы Путину достался совсем не актуальный болид из «Формулы-1», а какое-то чудо из молодежных серий. Давайте разбираться, где же правда.
На чем конкретно ездил премьер
Если тщательно и долго изучать все доступные ролики RT, «России 2», «России 24» и фотографии из открытых официальных источников (например, с личного сайта нынешнего президента), можно обнаружить очень интересную вещь. Путин по сути ездил не на двух, а на трех разных болидах – причем на видео попал еще и четвертый.
Вот первый – с гордой подписью про тесты машины «Формулы-1» внизу на сайте самого президента.
А это уже вторая машина.
Обратите внимание на низкое днище, форму антикрыла и отсутствие дефлекторов (аэродинамических элементов между передними колесами и воздухозаборниками).
Была и третья машина.
Впрочем, на несколько мгновений в телерепортаже мелькнула и четвертая!
Вглядитесь в форму и высоту антикрыла – крупным планом такого больше не показывали. Также взгляните на покатую желтую деталь сразу за антикрылом – судя по всему, так выглядят дефлекторы, которых нет на остальных машинах.
Точнее сказать трудно, ведь данную модель так и не показали поближе.
С другой стороны, в репортаже «России 24» о самой выставке крупным планом мелькнула весьма похожая машина.
Но носовую часть и верхний воздухозаборник редакторы новостей почему-то заблюрили. Зато главными отличительными чертами машины стали форма переднего антикрыла и боковые дефлекторы (зона за передними колесами).
Путина на такой машине мы не видели.
Где-то здесь есть болиды «Формулы-1»?
Хороший вопрос, на который трудно сходу ответить однозначно. Давайте разбираться.
Сюжет про Путина и болиды появился в ноябре 2010 года – следовательно, актуальная машина «Рено» R30, которую пилотировал на Гран-при Виталий Петров, сразу же исключается. Никаких теорий заговора: просто в «Ф-1» не дают действующие болиды под подобного рода заезды.
R29 из 2009 года выглядит вот так.
R28 из 2008-го тоже и близко не подходит.
R27 2007 года слегка напоминает формой антикрыла четвертую машину.
На форме сходства и заканчиваются.
С чемпионским R26 Фернандо Алонсо примерно та же история.
Но он вряд ли попал бы на какие-либо выставочные заезды, поскольку все экземпляры разобраны по музеям гоночной истории – в том числе и самим испанцем.
Сходства появляются только с машины R25 2005 года.
Но в ней абсолютно другие воздухозаборники, а в гребне нет «треугольника». Кстати, этот болид тоже стоит в музее Алонсо в Овьедо.
R24 2004 года выглядит чуть более похожим в зоне антикрыла.
Но снова в глаза бросается трапециевидный верхний воздухозаборник, совершенно другие боковые входные отверстия и слишком задранные рычаги подвески.
Про R23 2003 года можно сказать то же самое.
R22 2002 года выглядит еще чуть более похожим по общему силуэту, но остальные различия все еще заметны.
На R21 2001 года тоже видны отличия.
В200 2000 года похожа носом и силуэтом антикрыла, но снова не подходит по всем воздухозаборникам.
А к B199 1999 года стоит присмотреться повнимательнее.
Хоть форма верхнего воздухозаборника и все еще отличается, но очень схожие нос с антикрылом заставляют подумать именно на эту машину.
Но особенно приковывает взор боковые входные отверстия – они максимально похожи на те, что мы видели на третьей машине Путина и четвертой неизвестной машине.
Правда, это уже не «Рено» – B199 сконструирован и произведен «Бенеттоном» еще в тот период, когда о возвращении французской марки на стартовую решетку «Ф-1» не было даже разговоров.
Далее – В198.
Судя по форме носа и воздухозаборников, уже совсем не то. Более поздние машины проверять тем более бессмысленно из-за других регламентов.
Ходили слухи, что Путину просто выдали шоукар AP04 2001 года, купленный «Рено» у разорившейся команды «Прост», но опять же – ни воздухозаборники, ни сложная подвеска не выглядят похожими.
К слову, и звук моторов совершенно не похож на рев V8 или V10 из «Формулы-1».
Вот как орет V8.
А это – незабываемый визг V10.
Ни в какое сравнение не идет с записями федеральных каналов и RT.
В принципе, данных уже достаточно, чтобы заключить: ни на каком «настоящем болиде «Рено» для «Формулы-1» (цитата Губерниева) или «машине, участвующей в Гран-при» (цитата ведущего «России 24») Путин не ездил. Лишь одно соревновательное авто слегка похоже на технику, в которой Путин проехал несколько метров на камеру, да и то оно сконструировано не «Рено» и точно не содержало под кожухом моторного отсека силовую установку для Гран-при.
На чем же тогда ездил премьер?
C первой машиной все просто: это болид «Формулы-Рено 2.0» – серии европейских молодежных чемпионатов под эгидой французского автопроизводителя. Их выпускает фирма «Татуус» аж с 2000 года – вот как они выглядят и по сей день.
В такой стоит четырехцилиндровый мотор мощностью всего 190 л.с. Она достигает максимальной скорости в 230 км/ч. За почти два десятилетия продано около 850 экземпляров – и да, ни одна из них не участвовала в Гран-при. По мощности занимает промежуточную ступень между «Формулой-4» и «Формулой-3».
На вторую машину, опробованную премьером, похож еще один «Татуус» – FRV6, разработанный в 2003 году.
Но еще сильнее второй болид походит на модификацию той же машины для азиатской «Формулы-Рено V6», проводившейся с 2006 по 2009 годы. Чемпионат использовал данную версию FRV6 в первые два сезона.
Машину окрасили в ливрею команды «Рено» из 2010-го, что сильно затруднило опознание (особенно в зоне боковых воздухозаборников), поставили упрощенное переднее антикрыло и добавили новое заднее антикрыло вместе с нижней пластиной из европейской версии, чтобы сделать машину более похожей на «Формулу-1». Также на фото хорошо видна внутренняя форма верхнего воздуховода: большое входное отверстие переходит в маленькое через несколько сантиметров – и как раз оно в точности повторяет форму воздуховода машины, на которой катался Путин. Дефлекторы с машины тоже сняли, но днище выступает как раз примерно на тот же уровень. Форма носа и подвески практически идентична.
По мощности азиатский FRV6 все еще далек от «Формулы-1»: в нем стоял 3,5-литровый шестицилиндровый мотор, вырабатывавший 370 л.с. Прислушайтесь к его реву из хайлайтов гонок – один в один болид Путина.
Максимальная скорость модификации составляет 275 км/ч – уровень болида примерно соответствует продвинутой «Формуле-3».
Третья машина Путина в самом деле напоминает B199 из 1999 года. Правда, в таком случае на «Бенеттоне» заменили верхний воздухозаборник и заднее антикрыло, чтобы привести болид к схожему виду с предыдущим, а также убрали зачаточную версию дефлектора. Впрочем, Путин катил на нем только в самом конце не особо долго, не очень быстро и совсем не громко – в Гран-при и эта машина точно не участвовала.
Четвертая машина фактически может быть чем угодно. Она лишь на несколько секунд мелькнула на горизонте, а потому абсолютно невозможно определить модель и пилота. С другой стороны, она похожа на выставочную модель, которая выглядит как В199 c более современными аэродинамическими элементами. Тогда «четвертая машина» и «третья машина» вполне могут оказаться одним и тем же шасси для Гран-при с разным обвесом – «подиумную» версию просто попытались сделать более похожей на машины «Ф-1» из конца 2000-х, а для кадров с президентом ее вернули в первоначальный вариант. Вероятно, осовремененный обвес держался не настолько надежно, чтобы с ним двигаться.
Новости о самой выставке как раз и содержат информацию о составе предоставленной «Рено» техники: якобы французы привезли два болида для молодежных серий и один – для Гран-при. Однако репортажи федеральных телеканалов и даже сайт Кремля называют любую машину в кадре участником «Формулы-1» – скорее всего, для создания положительного образа безмерно талантливого премьера, способного на все. Основной расчет заключался в неграмотности публики: вряд ли равнодушный к автоспорту человек в 2010-м сможет навскидку отличить машину 99 года от старой топовой молодежной серии. Чего уж там, при создании этого расследования пришлось отсмотреть и сравнить несколько сот фотографий и роликов самых разных чемпионатов из разных сезонов.
Неподготовленный человек может пилотировать болид «Формулы-1»?
Топовая гоночная техника не просто так считается сложнейшей в мире: малейший перебор с нажатием на педаль газа ведет к развороту, а слишком медленная езда может закончиться заглохшим мотором. Людям, никогда не сидевшим в гоночной машине, практически невозможно сходу почувствовать необходимую грань, а уж первые ощущения будут крайне необычными. К примеру, на Гран-при Испании на журналиста Уилла Бакстона одели костюм, воспроизводящий физическое воздействие от не самых требовательных «Эрроуза» А18 1997 года и «Лотуса» Е20 2012-го.
How it feels to drive an #F1 car, starring @wbuxtonofficial 😬😂 pic.twitter.com/AVwiVga9vZ
— Formula 1 (@F1) May 19, 2019
В реальности, понятное дело, все выглядит и ощущается еще хуже.
Например, «Рено» два года назад устраивала публичный тренировочный лагерь для прессы и победителей рекламного розыгрыша – им предоставили шанс поездить на болиде 2012 года. Программа подготовки растянулась на три дня. На первый день участников подвергли физическим тестам, а на второй день – устроили прикладной инструктаж с пилотом Нико Хюлькенбергом и гоночным инженером. По результатам проверок половина участников в итоге отправилась домой без допуска к реальной машине – и не просто так: вот что будет с человеком с недостаточной физподготовкой в болиде даже без пилотажа и не на самых высоких скоростях.
Данную двухместную технику специально готовили как аттракцион на основе реальных гоночных машин: максимально повышали комфорт, снижали нагрузки и мощность.
Вторая же половина участников тренировочного лагеря, допущенная-таки до болида, тормозила и разгонялась в отмеченных конусами точках и не пробила отметку в 200 км/ч.
Конечно, видеосъемка и фотографии на официальном сайте президента говорят, что Путин провел с машинами много часов от середины дня до темноты. Однако вряд ли «Рено» взяла бы на себя ответственность за 58-летнего непроверенного и высокопоставленного человека за рулем полноценного болида «Формулы-1» мощностью 800 л.с. – особенно на скользком асфальте площади Островского. Так просто не делают, и любое исключение стало бы жесточайшим нарушением техники безопасности.
Молодежные болиды обладают вдвое и вчетверо меньшей мощностью, а потому не норовят вынести водителя с трека при каждом неумелом переключении передачи или нажатии на педаль. В них команды уже пускают хорошо заплативших желающих на специальных трековых днях без многодневной подготовки – на адекватное освоение ради пары приятных заездов хватает и 5-6 часов. Потребуют лишь права или гоночную лицензию начального уровня.
Конечно, далеко не все зрители знали нюансы выставочных заездов на технике «Формулы-1», но во многих моментах видео трудно не заметить разницу.