Современный мир не умеет ждать.
Яркие выступления Фернандо Алонсо и Юки Цуноды в Бахрейне, а также Серхио Переса в квалификации в Имоле слегка скрыли из виду важную особенность начала сезона-2021 – почти все гонщики, сменившие зимой команды, в новых коллективах смотрятся (немного) слабее напарников, даже если добились больших успехов в карьере.
Разумеется, это неочевидный вывод – вы можете считать его моим мнением, основанным на наблюдениях за выступлениями гонщиков и их осторожными высказываниями. Уже упомянутый выше Алонсо перед гонкой в Эмилии-Романье признался:
«В Бахрейне я чувствовал, что мне нужно освоиться в каких-то вещах – на прогревочном круге, на первом круге, на пит-стопах. За три года определенные аспекты стали для меня новыми. Однако после первого этапа у меня спал груз с плеч, будет меньше стресса, поэтому я надеюсь выступить лучше».
Возможно, во второй гонке он действительно прибавит, но в квалификации в Эмилии-Романье испанец проиграл партнеру по «Альпин» Эстебану Окону разгромно – и по делу. Впрочем, Фернандо за пару лет простоя слегка заржавел, и его трудности объяснимы.
Куда более яркая история проблем у Себастьяна Феттеля – он стабильно проигрывает Лансу Строллу, которого хоть и не называют рента-драйвером, но все же не признают гонщиком экстра-класса. Феттель же – четырехкратный чемпион мира, и он медленнее почти в каждой сессии, в том числе квалификационной.
Даниэль Риккардо оба раза квалифицировался выше Ландо Норриса, но вчистую уступил в гоночном темпе в Бахрейне, а в субботу в Имоле временами был медленнее на секунду на круге. В способностях и талантах австралийца нет никаких сомнений, но более сильное общее впечатление на старте сезона производит его партнер по «Макларену».
Карлос Сайнс иногда подбирается к Шарлю Леклеру, но в целом едет чуть медленнее, а Юки Цунода – несмотря на огромное число комплиментов со всех сторон – еще не дотягивает до уровня Пьера Гасли. Это ни в коем случае не упрек (ведь японец – новичок «Ф-1»), а лишь предложение не бросаться в крайности, когда у парня начнутся проблемы (авария в квале – одна из них) – даже очень крутым новобранцам время от времени будет сильно не хватать чего-то, чтобы превосходить напарников.
Возможно, я просто подгоняю результаты под свою теорию, но уверен: что-то логичное и объяснимое в поражениях перспективных (или нет?) новичков вроде Алонсо или Феттеля – есть.
В «Формуле-1» сейчас выступают суперпрофессионалы (даже Никита Мазепин, собирающий кучу неприятностей чуть ли не на каждом круге, по меркам современного автоспорта достойный гонщик), и разница между сильнейшими и слабейшими свелась к минимуму (0,2 секунды на круге, по мнению Карлоса Сайнса). Нужно быть действительно великим мастером и выступать рядом с абсолютно бесталанным рента-драйвером, чтобы регулярно его опережать. Но даже в такой паре как Расселл-Латифи мы изредка видим прорывы канадца на отдельных кругах.
Сейчас все отлично готовы физически, у всех большой опыт работы с инженерами, все понимают телеметрию еще с юности – чистый талант, безусловно, поможет хорошему спортсмену, но для раскрытия сильных сторон нужны идеальные условия и максимально комфортная обстановка в команде.
Пилоты, сменившие команды, полного комфорта еще не достигли. Представьте, что вы пришли в гости к другу посмотреть гонку «Ф-1»: вам выдали тапочки и предложили место на диване – вы сели, но удобства не ощущаете (тапки малы, а диван жестковат). Ваш друг, напротив, улегся на любимое место (с небольшой ямкой как раз под его тело), ноги положил на маленькую табуреточку, а в случае чего на полу его ждет удобная и разношенная домашняя обувь.
Гонщикам тоже важны мелочи – от ложемента и легкости хода руля до взаимопонимания с инженером (к примеру, для Юки Цуноды в «Альфа Таури» даже изготовили невиданный ранее бокс с педалями). В новых коллективах парням пришлось заново привыкать к распорядкам и особенностям трудовой этики, и даже если кто-то из спортсменов намерен привнести свои любимые фишки в управлении машиной – ему придется потратить время на их внедрение в рабочие процессы технической бригады.
Добавьте высокую плотность в пелотоне в этом году (в Имоле топ-8 уложилась в 0,5 секунды!) и регулярный хаос на трассе – с большей долей вероятности новобранец чаще будет попадать в трафик (потому что еще не до конца сработался с инженером), допускать больше мелких помарок и невынужденных ошибок из-за банальных неудобств. Каждая доля секунды моментально будет отбрасывать не на 1-2, а на 3-7 позиций – и чем хуже будет проходить квалификация, тем сложнее будет отыграться в гонке (особенно за рулем не топ-машины).
А ведь есть еще и внешнее давление – выступления экспертов и топовых журналистов, моментально развешивающих ярлыки, – которое способно трансформироваться во внутреннее. Особенность современного мира – здесь никто никому не дает времени. Оценка выставляется моментально, без полного погружения в ситуацию.
Феттель слабо выступил в Бахрейне? Некоторые эксперты вроде посла «Ред Булл» Дэвида Култхарда уже предрекают немцу скорую пенсию. Риккардо уступил Норрису? – Да все с ним было понятно еще во времена напарничества с Ферстаппеном.
Журналист Хьюз: «Контракт с Хюлькенбергом – давление на Феттеля. «Астон Мартин» не станет терпеть ошибки»
Никаких полутонов, никаких реальных попыток заглянуть за кулисы и понять, что мешает уже побеждавшим ранее парням выйти на топ-уровень. Да, в «Ф-1» и прежде судили по последней гонке, но, кажется, сегодня все стали еще жестче, резче и суровее в суждениях (основанных чуть ли не на гоночных протоколах).
Причины понятны – продать эмоциональное и брутальное мнение проще, чем взвешенное и рассудительное. Разбираться в тонкостях, искать неочевидные (а иногда еще и скучные) причины неудач или успехов любят единицы, а массам нужны простые и дешевые зрелища – процесс гильотинирования всегда собирал больше зрителей, чем заумные театральные постановки для философствующих эстетов.
Это нормально в человеческом обществе. Но если вы чувствуете обиду от тональности многих экспертов – не переживайте. И запаситесь терпением. Всему нужно время, и если в командах работают умные люди – они сделают все, чтобы помочь своим парням.