Оправдания смешные – «другие не купить».
С 2020-го «Дакар» плотно взялся за бесконечные подозрения в читерстве отдельных штурманов и команд: перешел на выдачу маршрутных книг за 15 минут до старта этапов, и с 2021-го основную часть внедорожников, грузовиков и мотовездеходов даже перевели на электронные роудбуки. Все – ради борьбы со сливами направлений и «мапперами»: когда книги выдавали в вечер перед стартом, богатые заводские команды с огромным штатом вроде «Тойоты», «Мини-Купера», «Хонды» или даже «КАМАЗа» вполне могли позволить себе за ночь руками 5-7 человек проверить каждую метку и проложить быстрейший курс по картам, геолокации и спутниковым съемкам, пометив все опасности.
Также под ужесточение попало и использование вспомогательных технических устройств и любых девайсов с GPS и возможностями к ним подсоединиться. Теперь смартфоны и прочую электронику перед стартом этапа запирают в специальный «черный ящик», пломбируют, проверяют на каждой зоне нейтрализации и отдают технику только после финиша.
Причем перед стартом экипажи даже досматривают с помощью металлоискателей на предмет спрятанных устройств – прямо как в аэропортах!
Также перед стартом рейда-2020 впервые в истории «Дакара» в машины участников поставили по две камеры, направленные не на дорогу для съемок ралли, а на штурмана с пилотом для отслеживания их действий.
Сработало моментально: читеры в самом деле нашлись.
«Техгруппа расшифровала первые записи с видеокамер, установленных внутри машин, – рассказал штурман Язида Аль-Раджи Константин Жильцов в инстаграме. – Поймано несколько экипажей. Кто-то наклеивал дополнительные бумажки с курсами и потом выбрасывал их в окно, кто-то еще что-то… Думаю, разборки еще впереди. В машинах продолжают стоять камеры, и записи вызывают у организаторов нездоровый интерес. Есть вероятность, что напихают камеры и другим участникам, чтобы понять, как и чем люди пользуются».
И читером оказался русский гонщик Владимир Васильев – обладатель Кубка мира по бахам 2014-го и 2020-го и вице-чемпион 2015-го (лучшее место на «Дакаре» – 5-е, 1 победа на этапах). Правда, тогда большого скандала не вышло, поскольку Васильев сошел еще на первой трети пути из-за пожара. Директорат гонки вынес официальное предупреждение и пригрозил санкциями в будущем, если Владимир снова посетит «Дакар» – фактически выписал условную дисквалификацию на год.
На «Дакаре» – война с читерами: у гонщиков отбирают смартфоны и обыскивают перед каждым этапом. Первым попался русский
Прошло 2 года, но в день отдыха на рейде снова начались античитерские разборки. И вновь под ударом оказался Васильев – только теперь за использование радиопереговорки Stilo DG-10, интегрированной в шлем для общения между пилотом и штурманом. Русский экипаж получил 5 минут штрафа и новую условную дисквалификацию – если до конца рейда их вновь поймают на нелегальной технике, то снимут с дистанции.
В чем же проблема? Просто в Stilo DG-10 есть bluetooth-модуль – напрямую запрещенный правилами из-за возможности беспроводной связи со смартфоном (который лежит в салоне в «черном ящике», да-да) и другими коммуникационными устройствами.
Во время разбирательства менеджер команды оперировал двумя контраргументами: во-первых, без телефонов наличие или отсутствие bluetooth не играет роли (как будто смарты не лежат в зоне его досягаемости, а подключиться нельзя заранее, ага), а во-вторых, команда просто не смогла раздобыть в России другие переговорки. Остальные доступные на рынке содержали слоты для сим-карт – а они тоже запрещены регламентом.
Да, речь все еще о крутой команде с крутым редким прототипом «БМВ» Х5 от Х-RAID стоимостью не менее 300 тысяч евро – и внушительной спонсорской поддержке от личного бизнеса Васильева «Корпорации Русь».
Судьи отослали к букве правил, напрямую запрещающих любое bluetooth-устройство, и заметили, что из-за большой и заметной маркировки на продукте команда не могла не знать о наличии модуля внутри. Тем не менее, команда гонщика не вскрыла переговорки и не вынула запрещенный элемент – хотя именно после вынесения штрафа легко и быстро решила проблему именно физическим удалением bluetooth.
Однако и позиция организаторов тоже выглядит немного формалистичной и недружелюбной: ведь авто и экипировку погрузили на паром до Саудовской Аравии еще в конце ноября, а поправки к регламенту опубликовали перед стартом – 29 декабря. Выходит, привести оборудование в нужный вид команда могла только перед или сразу после технических проверок уже на месте в Джидде, однако первоначально ФИА и организаторы пропустили переговорку в заводской комплектации без комментариев, пожеланий или просьб что-то поменять.
К тому же, условную дисквалификацию получил не один только Васильев – ее выписали еще и Кристине Гутьеррес из программы «Ред Булл». Однако она обошлась без пятиминутного штрафа – потому что перепиской с производителем доказала заказ модифицированных переговорок без bluetooth и пострадала фактически из-за ошибки Stilo: фирма только отключила модуль, но не вынула его физически. Тем не менее, производитель подтвердил невозможность его использования во время слушаний – у Васильева таких контраргументов не нашлось.
Нельзя утверждать, будто русский раллист намеренно собирался мошенничать – но с учетом его «штрафной истории» вероятность технологичного читерства нельзя исключать. Наверное, все дело в огромной конкуренции в классе внедорожников: после седьмого этапа Васильев (уже со штрафом) занимал седьмую позицию в тотале с отставанием в 100 минут от лидера и 46 минутах от третьего места. А в часе за ним – еще пять сильнейших экипажей вроде чемпиона «Дакара» 2009-го Жинеля де Виллерса. А ведь навигация в 2022-м действительно сложнейшая.