Теперь карьера под угрозой.
Возвращение MotoGP после летнего перерыва обернулось большим скандалом – через несколько дней после финиша на австрийском «Ред Булл Ринге» титулованная команда «Ямаха» внезапно отстранила одного из своих гонщиков – испанца Маверика Виньялеса.
Формулировка, которую выбрали японцы в официальном пресс-релизе, выглядела почти нейтрально: «Команда отстранила пилота из-за необъяснимых манипуляций с мотоциклом во время Гран-при Штирии. Действия гонщика могли потенциально вызвать существенные повреждения мотора, что повлекло бы риски для него самого и, возможно, для всех остальных пилотов».
Виньялес пытался испортить мотор
Вскоре выяснились подробности «манипуляций» Маверика: он ехал по стартовой прямой на трассе на предпоследней передаче (из-за чего был значительно медленнее, чем конкуренты), а также пытался превысить предельное число оборотов двигателя – в том числе во время заезда на пит-лейн уже после завершения заезда при включенном лимитаторе.
Если описывать происходящее одним словом, то это слово – «саботаж». Виньялес во время Гран-при Штирии делал все, чтобы сломать свой мотоцикл. Это и неспортивно, и непрофессионально, и просто глупо – техника стоит десятки миллионов долларов, и пытаться нарочно ее отправить на свалку – решение, мягко говоря, импульсивное и необдуманное.
В чем причина саботажа?
Однако почти у каждой (даже на первый взгляд очевидной) истории есть подводные камни и оставшиеся за кадром мотивы. Люди, хорошо знающие Маверика, шокированы не меньше основной массы наблюдателей. Виньялес считается хорошим парнем, который, впрочем, сильно зависим от мнения и советов в близком окружении – возможно, гонщику оказалось достаточно эмоциональных речей от «друзей», чтобы решиться на саботаж.
Подобные события возможны только в неблагоприятных рабочих условиях – и при беглом взгляде на выступления Виньялеса заметно, что австрийский инцидент случился в критической точке карьеры испанца.
Маверик появился в «Ямахе» в 2017-м, после сверхмощного сезона в посредственной «Сузуки» – и сразу оказался на уровне напарника, великого Валентино Росси. Временами испанец демонстрировал чемпионскую скорость, но затем необъяснимо терял темп. Он боролся с Марко Маркесом и Андреа Довициозо за титул, но из-за нестабильности неизменно проигрывал. В моменты, когда Маверик был действительно хорош – его подводила техника: в сезоне-2018 топ-менеджер «Ямахи» Коудзи Цуда даже публично извинялся перед гонщиками за качество байков.
В лучшие годы Виньялес так и не поднялся выше третьей строчки в личном зачете, а затем постаревший и сильно сдавший в скорости Росси ушел и его место занял жаждущий успехов Фабио Куартараро.
В первом же сезоне в заводской «Ямахе» Фабио показал, что он – новый лидер коллектива – куча поулов, четыре победы и уверенное первое место в абсолюте. В то же время Виньялес после стартового успеха в Катаре почти всегда болтался в конце топ-10, а большие очки набирал по праздникам – к середине года он отстал от напарника по зачетным баллам вдвое и растерял почти все шансы на титул. При этом его мотоцикл регулярно капризничал, сам Маверик не стеснялся жаловаться на технику в прессе – чем явно не радовал менеджмент «Ямахи», который считал подобные речи неуважением к корпоративной культуре.
Летом Виньялес понял, что будущего в этой команде нет – и терминировал оставшийся год своего контракта. Домучиться оставалось лишь до осени, затем гонщик рассчитывал перейти в «Априлию», но при этом не терял надежды на свежий рестарт после летнего перерыва.
Как отмечают источники в паддоке, на «Ред Булл Ринге» Маверик заметил, что мотор его мотоцикла барахлит – он тут же сообщил об этом инженерам с надеждой, что неисправный силовой агрегат заменят, однако этого не произошло. Как итог – мотоцикл остановился во время прогревочного круга, из-за чего испанец откатился в хвост пелотона и потерял шансы побороться за подиум.
Именно после этого райдер и решил самостоятельно «добить» двигатель.
Что будет дальше?
Невозможно представить, чтобы Мав вернулся в «Ямаху» в этом году или в оставшейся части карьеры – для японцев саботаж выглядит огромным ударом по их чести, а гонщик уже не верит, что компания готова предоставлять ему достойную и рабочую технику.
Переход в «Априлию» – если он, конечно, состоится – вряд ли как-то исправит общее направление в карьере Виньялеса. Он уходит из топов в середняки, и в лучшем случае будет повторять подвиги, как во времена выступлений за «Сузуки». Чемпионом он уже не станет.
Однако худший сценарий – возможное нежелание других коллективов сотрудничать с саботажником. Кто знает – может, в будущем Мав снова задумает подпортить собственную технику, если что-то по его мнению пойдет не так? Боссы «Априлии» наверняка сейчас тщательно обдумывают действия спортсмена.
Сам Виньялес обещает в скором времени рассказать всю правду об инциденте – и если он не хочет завершения выступлений в MotoGP в 26 лет, ему нужно поведать очень убедительную историю.