Сменщик Квята ворвался в топ-3 на тестах «Ф-1». Он читерил на прямых – кажется, ради прославления спонсора-моториста

Но по версии боссов виновата ошибка новичка.

Сменщик Квята ворвался в топ-3 на тестах «Ф-1». Он читерил на прямых – кажется, ради прославления спонсора-моториста

Юки Цунода оказался в «Формуле-1» после лишь двух сезонов в европейских младших сериях и сразу же получил место в команде, совсем недавно побеждавшей в Гран-при. Причем новая «Альфа Таури» получилась еще быстрее прошлогодней – под управлением Даниила Квята.

На тестах в Бахрейне японский дебютант сходу стал вторым, хотя обычно новички адаптируются не столь стремительно. Хоть место в протоколе предсезонки обычно интересует команды куда меньше проверок надежности разнообразных систем болидов, в обкаточных программах стараются выделять время и на квалификационные попытки для атак на полную. Так что после впечатляющего результата «Альфа Таури» записали как минимум в твердые середняки – вместе с «Феррари», «Альпин» и «Астон Мартин» (а издание The Race вообще поместило команду Цуноды в топ-4), да и интерес новичку подрос.

Правда, в попытке выжать максимум из болида Юки перестарался – на старт-финишной прямой он открывал заднее антикрыло значительно раньше обычного начала зоны DRS. На Гран-при Бахрейна гонщики активируют систему через 170 метров после выхода из последнего поворота – Юки же нажимал на кнопку, как только выравнивал болид.

(Зона DRS начинается примерно с синего знака Aramco на траве.)

Хитрость позволила разогнаться до 322 км/ч – на 3 км/ч больше, чем у следующего по списку звездного лидера «Феррари» Шарля Леклера.

Криминала здесь нет: на тестах действие DRS не регламентируется. Индикаторы на руле сообщают пилотам о возможности активации системы, снижающей лобовое сопротивление, в любой точке трассы при нажатой до упора педали газа. Тем не менее, остальные гонщики открывали крыло в привычном месте – за десять дней до боевых заездов на той же трассе разумно потренировать мышечную память. Да и просто логичнее сравнивать прогресс или показатели машины именно с собранными ранее данными – которые накапливались с учетом стандартной «конфигурации» трассы (включая зоны DRS).

Цунода же регулярно проезжал дополнительные 100-200 метров с открытым антикрылом по сравнению с конкурентами и получал дополнительный буст на прямой.

Босс «Альфа Таури» Франц Тост списал все на неопытность:

«Юки все еще новичок. DRS обычно активируется автоматически, и он включал ее слишком рано. В будущем он не будет так делать».

Не совсем похоже на правду: даже новобранцы обязаны знать ключевые точки автодрома, да и №22 действовал так много кругов подряд – у команды была куча времени, чтобы одернуть парня. К тому же, новичок «Альфа Таури» уже гонялся здесь в «Ф-2» в прошлом сезоне – а в молодежной серии поддержки те же зоны DRS, что и у «Формулы-1». Списывать «ошибку» на незнание границ дозволенного теперь как-то странно.

Хитрость выглядит намеренной, хотя причины пока не до конца ясны. Сложно представить, что могло дать инженерам небольшое лишнее ускорение на прямой, если в нормальных условиях работать так все равно будет нельзя.

Зато и Цунода, и «Хонда» (основной спонсор Юки) получили отличную прессу. Все-таки до «Формулы-3» и «Формулы-2» №22, разумеется, гонялся в Японии и там пробился в гоночную программу автокомпании – по которой его и привели в Гран-при. Страна лишилась представительства в «Ф-1» еще в 2015 году, и «Хонда» давно мечтала о своем пилоте на вершине автоспорта. Правда, нынешние мотористы «Ред Булл» и «Альфа Таури» в конце года снова покинут серию – зато Цунода явно настроен задержаться подольше.

Сменщик Квята ворвался в топ-3 на тестах «Ф-1». Он читерил на прямых – кажется, ради прославления спонсора-моториста

Вот и босс молодежной программы «Ред Булл» Гельмут Марко осыпал новую звезду комплиментами.

«Он выступил потрясающе, – отрезал воспитатель Феттеля, Риккардо, Квята и Сайнса. – Конечно, такое невозможно без хорошего болида. Мы ожидаем, что между «Альфа Таури» и представителями средней группы завяжется жесткая борьба – в зависимости от трассы. Но Цунода был великолепен».

Шеф второй команды австрийского концерна тоже в восторге:

«Я наблюдал на трассе, как он тормозит в первом повороте, и думал: «Боже ты мой, как ему удается замедляться так резко?» Юки крут. Парень – настоящий монстр, и это замечательно».

По расчетам чит-использование DRS сняло с результата новичка 0,2 секунды. С такой прибавкой к лучшему времени японец все равно стал бы вторым – но лучше подстраховаться, правда? Хотя скорость Цуноды действительно впечатлила – даже несмотря на тестовый статус заезда и самые мягкие шины. Если верить боссам, Юки мог вообще оказаться лучшим, ведь на быстрейших попытках он гнал с топливной загрузкой на 10-15 кругов. Но мы хорошо знаем: высказывания людей из «Ред Булл» порой не отличаются правдивостью.

Сменщик Квята ворвался в топ-3 на тестах «Ф-1». Он читерил на прямых – кажется, ради прославления спонсора-моториста

Отношение японцев к своему таланту особенное. Глава гоночного подразделения Масиси Ямамото пообещал новичку больше возможностей и надеется на то, что его выступления в «Ф-1» станут источником вдохновения для маленьких соотечественников. И свою порцию заголовков Юки и машина с ярко-красным названием моториста на борту уже собрали (хотя было бы замечательно закрепить успех, к примеру, подиумом в первый же сезон).

С маркетинговой точки зрения лучшим прощальным подарком для «Хонды» оказался бы титул Макса Ферстаппена. Чемпионство в самом узнаваемом болиде пелотона станет сказочным окончанием саги и возведет машину с огромной надписью «Хонда» на заднем антикрыле в ранг культовых. Но одних лишь уловок с DRS здесь не хватит.

«Ред Булл» вырастил замену Квяту: привел в «Ф-1» новичка из Японии. Он удивлял «Ф-2» яркими обгонами и рубился за титул с Шумахером

В «Ф-1» очень низкий новичок – всего 159 см. Сам смеется над ростом при любой возможности и срывает умиление фанатов

Реальная тряска и отвратительный обзор из болида «Ф-1»: мощная запись круга с камеры на шлеме гонщика