Спонсор Никиты Мазепина полностью заложен «Сберу» за кредит в $6,5 млрд. Но платит миллионы за болид-триколор в «Ф-1»

Ходят слухи о покупке команды.

Спонсор Никиты Мазепина полностью заложен «Сберу» за кредит в $6,5 млрд. Но платит миллионы за болид-триколор в «Ф-1»

После ухода Даниила Квята из системы «Ред Булл» Россия чуть не осталась без пилотов в «Формуле-1», но ситуацию спасли «Уралкалий» и семья Мазепиных. Никита заполучил место в «Хаасе» в обмен на 20 млн евро в год от химического гиганта (данные Corriere dello Sport) – и американский болид вместе с формой команды даже выкрасили в триколор для красочного обозначения национальной идентичности главного спонсора. Так по невероятной иронии судьбы в цветах российского флага дебютировал и сын семикратного чемпиона «Ф-1» Михаэля Шумахера Мик – причем он рассыпался в комплиментах раскрасу.

«Уралкалий» же вместе с «Уралхимом» принадлежит отцу Никиты Дмитрию – участнику войны в Афганистане, бывшему зампреду Российского фонда федерального имущества, экс-менеджеру «Сибура» и «ТНК» и собирателю одного из главных объединений химкомбинатов страны на данный момент. Именно ему сейчас принадлежит 86 процентов «Уралхима» (который полностью контролирует «Уралкалий»).

Что мы знаем о миллиардере Мазепине – отце нового русского гонщика «Ф-1»? Разбогател на скупке химзаводов, предлагал за другую команду $140 млн

Но вообще с «Уралхимом» и «Уралкалием» сложилась довольно странная ситуация: в недавнем материале Forbes, посвященном возвращению Дмитрия в топ-200 богатейших людей России (теперь он – №150 с личным состоянием в $800 млн), описана серьезнейшая кредитная нагрузка на компании вместе с обременениями на акции.

В соответствии с источником журнала, «знакомым с финансовыми показателями группы», общая задолженность на конец 2020-го составила почти $11 млрд. И по отчетам холдинга «Уралхима», $6,5 млрд из них предоставлены «Сбером» – более того, в качестве обеспечения по кредитам госбанку заложены 99 процентов акций «Уралхима» и 100 процентов – «Уралкалия».

Спонсор Никиты Мазепина полностью заложен «Сберу» за кредит в $6,5 млрд. Но платит миллионы за болид-триколор в «Ф-1»

Рука «Сбера» присутствует в химконцерне и сейчас: еще в 2019-м финансовым директором «Уралхима» назначили бывшего первого вице-президента госбанка Игоря Буланцева. Его, по сообщению Forbes, внутри компании называют «смотрящим от «Сбера» – и в 2020-м он вошел и в совет директоров «Уралхима». Тогда же одно из кресел занял и старший президент госбанка Александр Базанов. «Мы комфортно приняли эту идею [приход Базарова], так как «Сбербанк» – наш крупный кредитор», – приводит Forbes слова сотрудника «Уралхима».

Правда, за 2021-й ситуация немного изменилась: цены на калийные удобрения взлетели с $450 до $557, «Уралхим» нарастил выручку и приступил к частичному погашению долгов. По прогнозам анонимного источника в компании, на конец 2021-го консолидированная EBITDA «Уралхима» и «Уралкалия» составит «чуть более» $3 млрд, а чистый долг – «менее $10 млрд».

Благодаря росту выручки поднимется и стоимость заложенных акций – так что источник Forbes прогнозирует «высвобождение части залога «Сбера». Однако планам может помешать рост налогов для горнодобывающего сектора, запланированный Минфином, а также желание банка сохранить контроль над заемщиком. Тем не менее, анонимный топ-менеджер госбанка и сотрудник «Уралхима» говорят: финорганизацию полностью устраивает работа конгломерата.

То есть госбанк вообще не смущают траты крупного заемщика на финансирование родственников в «Формуле-1» – причем объем вложений может даже вырасти: в паддоке не первый год ходят слухи о возможном создании или покупке Мазепиными собственной команды. Вот и в последнем интервью для немецкого «Бильд» Никита совсем не опровергает такую возможность:

«Это была бы интересная опция: он [отец] превращает в золото все, к чему прикасается. Но я лоялен «Хаасу», так что если он купит команду – будет интересно увидеть, как мы с ней посоревнуемся и смогу ли я победить. Буду ли я гоняться за него? Не исключал бы такой возможности. Но, как я сказал, я лояльный и хочу успеха с «Хаасом».

Спонсор Никиты Мазепина полностью заложен «Сберу» за кредит в $6,5 млрд. Но платит миллионы за болид-триколор в «Ф-1»

В паддоке воспринимают такие слухи очень серьезно, ведь в список активов Мазепина-старшего уже входит организация Hitech из «Ф-2» и «Ф-3» (раньше за нее как раз и выступал Никита). А еще Дмитрий пару лет назад пытался купить «Форс-Индию» (теперь «Астон Мартин») за $140 миллионов c перспективой повышения суммы за $170 миллионов – и даже несколько лет судился (от лица «Уралхима») с управляющим, продавшим команду Лоренсу Строллу за $125 млн. После Мазепиных также связывали с переговорами о покупке «Уильямса» – но сделка застопорилась из-за гордости английской семьи: тогда она еще не дошла до моральной готовности к уступке контроля над организацией, и Никита ушел в «Хаас».

Другие активные акторы российского автоспорта на вопросы о перспективах выхода в «Ф-1» отвечают однозначно: в Гран-при уже есть национальная команда.

«Российская команда в «Формуле-1» уже есть. Посмотрим, как «Хаас» будет развиваться. Успехов Никите Мазепину», – вот так, например, ответил Борис Ротенберг на вопрос о расширения его программы «СМП» на Гран-при. То есть сегмент прочно занят Мазепиными – если уж даже продвигавшая ранее Сергея Сироткина в «Уильямс» и вертикаль с портфолио в виде чемпиона «Ф-3» Роберта Шварцмана не видит пока иных точек входа.

«Мы гордимся нашей страной. Мы часть «Формулы-1», имеем в ней своего гонщика, свои цвета, гордимся ими, – комментировал для «Чемпионата» ситуацию сам Дмитрий. – Видно, что для Никиты быть в «Ф-1» – огромная честь и большая нагрузка. Это первый год, он многому учится, я всячески его поддерживаю».

Спонсор Никиты Мазепина полностью заложен «Сберу» за кредит в $6,5 млрд. Но платит миллионы за болид-триколор в «Ф-1»

Сам Никита при этом уверяет, будто «Уралкалий» спонсирует его исключительно по бизнес-мотивам.

«Гарантирует ли спонсорство «Уралхима» место в «Ф-1»? Я получил кокпит, потому что я гонщик и команда видит меня как актив, – объяснил №9 в том же интервью для «Бильд». – Причина спонсорства – потому что команда видит «Формулу-1» как возможность для нового бизнеса. Я – единственный русский пилот, и, конечно, русская компания всегда захочет инвестировать в команду с соотечественником в составе».

Тем не менее, до погашения кредитов (или хотя бы снятия залога с акций) выходит, что русский пилот (опять) гоняет в «Ф-1» на госденьги – хоть и опосредовано.

Без денег Мазепина «Хаас» гонял бы в «Ф-1» без триколора – в цвете спонсора Мика Шумахера. Есть слитый концепт

Честнейший Мазепин из «Ф-1»: правда о провале старта сезона, чем помогал отец (не только деньгами) и главные гоночные слабости

Мазепин из «Ф-1» слил блогеру в дрэге на тюнингованом «Гелике» за $900к. Лицо Никиты на старте – бесценно