В Британии Льюиса понимают не все.
Тема расизма в «Ф-1» встречается довольно редко: за последние 25 лет до вершины автоспорта добрался только один темнокожий спортсмен — Льюис Хэмилтон из английского Стивенейджа.
Правда, его образ жизни трудно назвать традиционно британским: пятикратный чемпион мира чаще бывает в США, чем дома, живет на постоянной основе в Монако и Лос-Анджелесе, дружит с американскими звездами (Томми Хилфигер, Джастин Бибер, Винни Харлоу, Уилл Смит и многие другие — чего там, единственная девушка с которой он публично встречался — Николь Шерзингер). От британского акцента Льюис давно избавился — правда, и типичный говорок «а-ля Бруклин» прошел стороной.
Неудивительно, что в Великобритании Льюиса не все считают своим — и иногда это выливается в довольно неловкие моменты, как на домашним Гран-при. Журналистка The Guardian на официальной пресс-конференции прямо спросила чемпиона о его мыслях по поводу сомнений сограждан в его патриотичности — и Льюис смутился.
Журналистка: Люди говорят: вы живете в Монако, ваш акцент из-за постоянного пребывания в США перестал быть британским. Как вы думаете, почему люди ставят по сомнение вашу приверженность Британии?
Льюис Хэмилтон: Да я без понятия. У меня нет хорошего ответа.
Валттери Боттас: Да мы все живем в Монако.
Льюис Хэмилтон: Да, все живем там. Каждый пилот. Помню, когда я рос и следил за Дженсоном Баттоном… Да и другие молодые пилоты после перехода в «Ф-1» переезжали в Монако. И никто тогда ничего против не имел. Но не важно, насколько часто уезжаю из страны: когда возвращаюсь в Королевство – вижу чудесные деревни, колыбель автоспорта, мою семью… То чувствую, что мое сердце здесь. Тогда я чувствую себя полностью британцем. У кого-то всегда будет отрицательное мнение. Может, когда-то я смогу сделать для страны еще больше, но я и так каждый раз с гордостью выступаю под британским флагом — и еще никто в истории «Ф-1» не поднимал его выше. Может, этого недостаточно.
Парень: Ты сейчас говоришь как американец.
Льюис: Разве?
Парень: Да. Как американец. Ну, или, может, австралиец.
Льюис (пытается копировать австралийский акцент): Не, я не из Австралии! Хорошего дня!
Парень: Говори нормально!
Льюис: Говорить нормально? Ладно, я немного смешиваю акценты. На самом деле не знаю, почему. В детстве отец постоянно меня одергивал, потому что я плохо выговаривал слова. Потом я много путешествовал по Европе, Франции и стал говорить на слегка ломаном английском. А когда я был совсем мальчиком, то много времени провел на американской военно-воздушной базе. Еще я слушаю только американскую музыку. Поэтому иногда просто случайно включаю гнусавость.
Внезапная реакция
Казалось, с вопросом об «американизованном» Льюисе уже разобрались, но интервью внезапно услышал другой темнокожий английский спортсмен — бывший центрбек «Манчестер Юнайтед» Рио Фердинанд. Отыгравший 81 матч за сборную защитник известен проповедями в прессе и соцсетях: он уже уничтожал Жозе Моуриньо, получал BAFTA за документальный фильм о смерти собственной жены, а в 2018-м уже требовал улучшить активности против дискриминации в фуболе.
Теперь же «красный дьявол» на пенсии разразился гневным постом в инстаграме.
«Льюис Хэмилтон столкнулся с насмешками насчет принадлежности к британцам!!! Когда он завоевывает титулы, то сразу становится британцем… Однако на пути к этому в течение года его патриотизм вызывает у людей вопросы.
Почему? Обычно говорят: «Ты живешь в Монако, у тебя не совсем британский акцент, а еще эти путешествия и выбор стиля». Во-первых, большинство пилотов «Формулы-1» живут в Монако, включая другого нашего любимого чемпиона мира Дженсона Баттона. Разве патриотизм Дженсона хоть раз был поставлен под сомнение из-за жизни в Монако? Никогда. Я могу сказать, почему – потому что его внешний вид, голос, одежда и походка схожи с образом людей, задающих такие вопросы Хэмилтону.
Уровень неуважительных и расистских тонов в вопросах к патриотизму Льюиса нельзя недооценивать. Он старательно готовится к гонкам – пять титулов говорят об этом, у него есть рабочая формула успеха. Он раз за разом доказывает, что подготовка идеально работает, и даже если это означает перелет из Лос-Анджелеса — пусть так и будет. Нравится ли мне стиль одежды Льюиса, его прическа, музыкальные вкусы и так далее? Может, и нет, но разве я буду сомневаться в его принадлежности Британии? Конечно же, нет. Он впитывает культуру молодежи и экспериментирует – каждый это делает по-своему. Мы должны желать ему в этом удачи.
Если бы все эти вещи за пределами «Ф-1» мешали его выступлениям, я бы понял вопросы о стиле его жизни. Но он бьет рекорды и может выиграть шестой титул!
Если ты можешь наслаждаться жизнью, заниматься делами по-своему и при этом выигрывать, тогда у тебя очень счастливая жизни британского спортсмена. Только не забудь говорить с очень британским акцентом, одеваться по-британски и, самое главное, жить в Великобритании, не то мы спросим о твоем патриотизме!».
«Рио, спасибо тебе от всего сердца за этот пост, за твое время и мысли, – ответил Хэмилтон через инстаграм. – Я всегда тебя уважал, твоя поддержка очень ценна. Благослови тебя бог, брат!».
На самом деле, чем-то Ферндинанд прав: когда на Гран-при Великобритании после победы Льюис подхватил «Юнион Джек», никто не возражал.
Да и качали его вполне радостно.
🏄♂️
🙌Riding on the crest of a wave…#BritishGP 🇬🇧 #F1 pic.twitter.com/BtAbrNhHDR
— Formula 1 (@F1) July 14, 2019
Может, и не все считают Льюиса истинным англичанином, но фанатов набирается немало на каждый Гран-при Великобритании.
Но можно ли назвать такие вопросы расистскими — определенно тема для риторики. Поделитесь своими мнениями в комментариях.