Чтобы не увольнять сотни человек.
Почти два месяца болиды «Формулы-1» не выезжали на гоночные трассы – старт сезона перенесли на июль (в лучшем случае), а сотрудники команд ушли в отпуска или помогают в ликвидации последствий пандемии.
«Мерседес» за 100 часов создал массовый аппарат для спасения жизней. На том же принципе, который помогает в гоночных поворотах
Пока все ждут конкретных новостей о начале чемпионата мира, внутри «Формулы-1» возник вопрос и посерьезнее – о будущем серии с учетом грядущих финансовых потерь от сокращения календаря и возможного проведения Гран-при без зрителей.
К примеру, босс «Альфа Таури» Франц Тост оценил потерю одного этапа в два миллиона упущенных евро для своей команды – то есть в Фаэнце недополучат около 17,3 миллиона долларов (или 29% всех поступлений от спонсоров). Естественно, топы потеряют еще больше: «Ред Булл» – 32 миллиона, а «Мерседеса» – 46,5 миллиона.
И все же главные пострадавшие – частные команды с большой зависимостью от спонсорских контрактов: «Уильямсу» простой выльется в потерю 20 миллионов долларов (это 20% всего бюджета команды). Неудивительно, что в Гроуве спешно рефинансировали короткие кредиты на 60 миллионов со сроком истечения в ближайший год под залог всего имущества и контракта на выступление в «Ф-1» (фактически их выкупил отец новичка команды Николя Латифи).
«В отличие от большинства конкурентов, у нас нет серьезной финансовой поддержки, – признала босс англичан Клэр Уильямс. – И для нас критически важно вернуться к гонкам в этом году».
Владельцы серии уже прислушались к проблемам небольших команд и даже выплатили некоторым призовые авансы за сезон-2020.
Неизбежное падение доходов угрожает не только нынешнему сезону: при текущих темпах схлопывания спонсорства участники чемпионата не соберут старые бюджеты. Пострадают даже топы с затратами в 400+ миллионов – такова новая реальность, и спорить с ней бессмысленно.
Каждая гоночная организация полностью осознает реалии обстоятельств – и потому в «Формуле-1» уже достигли консенсуса по необходимости снижения потолка расходов. Если изначально запуск революционного правила планировали на 2021-й с лимитом в 175 миллионов долларов, то теперь все уже согласны и на 150. Правда, это явно не нижняя граница – середняки и аутсайдеры вместе с президентом Международной автомобильной федерации Жаном Тодтом неистово продавливают дальнейшее ужесточение предела до 120 или даже 100 миллионов без исключений (сейчас из-под кепки выносятся гонорары пилотов, некоторых менеджеров и еще много всего).
Пандемия спасла будущее «Ф-1»: расходам свыше $400 млн – конец, впереди – невиданная конкуренция
Максимально радикальное снижение потолка понравилось далеко не всем. Главным противником изменений стала самая богатая команда пелотона – «Феррари» с монструозными 435 миллионов долларов годового бюджета и тысячей человек персонала (без моторного подразделения).
Кулуарные переговоры о будущем потолке велись практически три недели, и до этого момента высказывались в основном середняки и аутсайдеры – всегда за максимальные ограничения без статей-исключений. Скудерия впервые публично обозначила собственную позицию – и, как выяснилось, ее тезисы не упираются в желание тратить больше ради повышения шансов на победу. Все немного сложнее.
«Феррари» беспокоится за технологическое первенство «Ф-1» в автоспорте
22 апреля босс Скудерии Маттиа Бинотто дал интервью английскому изданию The Guardian и полностью изложил опасения о сокращении расходов.
«Формула-1» должна быть вершиной автоспорта в смысле технологий и скорости машин, – заявил инженер из Маранелло. – Она обязана выглядеть привлекательно для автопроизводителей и спонсоров – тех, кто хотел бы связать свое имя с самой престижной гоночной категорией. Если мы ограничим затраты слишком необдуманно, но рискуем мощно срезать наш уровень, опустив его как никогда близко к менее престижным «формулам».
В «Ф-1» гоняется множество разных команд. Они работают в разных странах под разными законодательными системами и с собственными традициями. Следовательно, нельзя просто и прямо основывать фундаментальные перемены в серии на топорном равном сокращении затрат.
Мы все хорошо понимаем, что «Ф-1» и весь мир сейчас проходит через кошмарно сложное время из-за пандемии коронавируса. Однако не время реагировать на него в спешке: существует риск принятия слишком суетливых решений без оценки всех возможных последствий.
Новый лимит в 145 миллионов долларов уже выглядит крайне сложным требованием по сравнению с предыдущей суммой, на которой все сошлись в прошлом июне. Его нельзя достичь без огромных дальнейших жертв – особенно среди персонала. В случае еще большего снижения нам бы не хотелось попадать в ситуацию, в которой мы будем вынуждены искать другие способы следовать нашему гоночному ДНК».
Выходит, «Феррари» грозит уходом? Вообще-то нет
Скудерия чуть ли не с первых же лет после вступления в «Формулу-1» шантажировала серию возможным расставанием: основатель марки Энцо Феррари использовал эту карту чуть ли не каждый раз, когда ФИА собиралась принять неугодный регламент. В 1986-м компания даже потратила миллионы долларов на строительство настоящего болида для серии «Индикар» – только чтобы добиться права на использование моторов V12 в Гран-при. План сработал.
В среднем в Маранелло повторяют историю примерно раз в 2-3 года – предыдущий раз случился в ноябре 2017-го. И снова из-за разногласий по моторным правилам.
Именно поэтому все автоспортивные медиа восприняли слова Бинотто как новый акт старой пьесы и опубликовали новости с заголовками вроде «при снижении потолка мы уйдем». Однако на этот раз стратегия «Феррари» оказалась другой: не прошло и нескольких часов, как пресс-служба команды выпустила железобетонное и однозначное опровержение.
«Мы хотели бы прояснить сказанное Бинотто в интервью, – отмечалось в заявлении итальянцев. – Он никогда не упоминал о намерениях покинуть «Формулу-1». Чтобы быть полностью ясным: если потолок бюджета стает слишком жестким, мы подумаем насчет участия в других сериях вдобавок к «Формуле-1» – чтобы не проводить масштабных сокращений и не терять всю палитру ценных компетенций внутри компании».
То есть Скудерия не объявляла войну чемпионату – просто предупредила о возможном заводском участии в параллельных чемпионатах (подтвердив изданию The Race варианты в «Индикаре» и чемпионате мира по гонкам на выносливость).
И, судя по мгновенному опровержению, «Феррари» даже не собиралась посылать подобные сигналы боссам «Ф-1». Теперь у итальянцев более хитрая и продуманная тактика.
Сперва немного контекста: на данный момент в мире больше нет чемпионатов, в которых Скудерия участвовала бы со всей заводской силой. К примеру, итальянцы соревнуются в WEC и на «Ле-Мане» в нетоповом классе GTE – но только в роли поставщика, обслуживающего клиентские болиды. Тот же самый статус – у множества соревнований класса GT: ни у одного пилота на машине с галопирующим жеребцом нет контракта с заводом. В смысле внимания тифози и болельщиков самой старой и титулованной марки у «Формулы-1» нет конкурентов.
Более того, «Феррари» участвует исключительно в Гран-при аж с 1974-го. До той поры итальянцы вели несколько параллельных программ в спорткарах и выиграли престижнейший «24 часа Ле-Мана» девять раз – но потом полностью сконцентрировались на «Ф-1». Тогда серия как раз набрала популярность и закрепилась в роли главного гоночного соревнования мира – и старый Энцо закономерно решил не тратить деньги на сторонние мероприятия.
Теперь же Скудерия может вернуться на тот же «Ле-Ман» в новый класс гиперкаров по другой причине: людей и ресурсов слишком много, и в «Ф-1» запрещают использовать сразу всех. Иронично.
«Это наш этический долг, – объяснил мотивы Бинотто. – Заботиться о персонале и избегать массовых увольнений. Люди не должны забывать, что компании играют роль и в социальной ткани нации. Они существуют не ради одно лишь прибыли».
Однако позиция «Феррари» вовсе не означает жесткий отказ от понижения потолка.
«Если нынешняя экстренная ситуация поставит плод сомнение существование наших конкурентов, создав необходимость для пересмотра некоторых краеугольных камней [нашей философии], «Феррари» готова такое обсудить. Здесь нет ничего кощунственного».
Интерес «Феррари» к «Индикару» максимально уязвит «Формулу-1»
Скудерия не просто так позволяет себе громкие заявления: и в головном офисе «Ф-1», и в Маранелло прекрасно понимают расклад зрительского интереса. По последним официальным опросам серии, примерно 44% всех активных подписчиков чемпионата в соцсетях причисляют себя к фанатам «Феррари» разной степени влюбленности. Это огромная фанатская и зрительская база – и сейчас она целиком и полностью прикована к Гран-при (разве что некоторые самые отъявленные еще пристально следят за Леклером в виртуальных заездах).
Переход итальянской организации в WEC и «Индикар» не гарантирует моментального и однозначного оттока аудитории: все-таки не всем понравятся длительные заезды на выносливость или покатушки полностью одинаковых машин по американским трассам (включая овалы!). Однако дебют в заокеанской серии точно перетянет в «Индикар» многих тифози – далеко не каждому жителю США нравится вставать рано утром для просмотра Гран-при, заточенного под европейского телезрителя.
Подобная перспектива бьет по самому больному: «Формула-1» два последние года отчаянно пытается нарастить аудиторию именно в Америке. В ход идут даже бесплатные трансляции Гран-при для национального вещателя ESPN (пока по всей Европе гонки почти полностью ушли на платное телевидение) и запуск полноценного документального сериала от Netflix Drive To Survive.
Причем сейчас трансфер даже не выглядит чрезмерно сложным: «Макларен» уже запустил собственную команду в «Индикаре» – в 2020-м англичане собирались провести первый полноценный сезон. Моносерийный регламент американского чемпионата снизил порог входа до абсолютного минимума: затраты на вход с нуля и весь первый сезон сейчас оцениваются в размере 20 миллионов долларов. «Макларен» намного беднее «Феррари» – но запросто позволил себе такие траты и даже нашел спонсоров.
Риторика «Феррари» поменялась: итальянцы больше не давят тупыми угрозами, втягивая политических оппонентов в игру в гляделки. Теперь шантаж стал тоньше и изящнее: итальянскую марку больше нельзя напрямую обвинить в имперских замашках и тем самым нанести ей имиджевый урон. Аргументы Скудерии идеальны: у нас есть люди, у нас есть желание потратить 400 миллионов долларов, и мы имеем право распоряжаться собственными бюджетами как нам заблагорассудиться. Более того, вектор компании точно одобрит и правительство Италии – речь же о высококвалифицированных рабочих местах!
Сработает ли новый подход? Дрогнет ли «Формула-1»? На самом деле вряд ли. Нынешняя ситуация стирает любые основания для уступок в адрес топов. Чемпионату нужно спасать середняков, чтобы «Феррари» было кому противостоять на треке. Возможны лишь мелкие компромиссы в виде сохранения отдельных статей-исключений (вроде гонораров гонщиков) или небольшая разница между потолком расходов для производителей и клиентов. Разгорающийся кризис не остановить, и его вес в нынешних раскладах намного больше политического влияния Скудерии.
Зато если итальянцы воплотят планы в жизнь и придут в «Индикар» – у нас появится вдвое больше гонок для просмотра. Сказочные инженеры и стратеги «Феррари» точно не разочаруют и в Америке.