Нелепость.
«Формулу-1» наконец отпустил Гран-при Сан-Паулу: судьи совещались почти сутки, но все-таки отклонили запрос «Мерседеса» на пересмотр жесткой обороны Ферстаппена от Хэмилтона на 48-м круге заезда по «Интерлагосу». Тогда Макс выдавил соперника с трека и сохранил лидерство, стюарды решили не расследовать эпизод, №44 все равно выиграл, а после финиша выяснилось: в распоряжении комиссии не было важнейших повторов и данных с болида «Ред Булл».
После публикации видео и телеметрии «Мерседес» подал запрос на пересмотр решения стюардов – с прицелом на ретроспективный штраф Макса или наказание в виде потери нескольких позиций на стартовой решетке Катара.
Ферстаппен вытолкнул Хэмилтона с трека, но судьи проигнорировали. Не взглянули на данные и повтор с болида Макса – «Мерседес» потребовал пересмотра
Комиссия с 17 часов четверга созванивалась с командами, совещалась, даже меняла одного из стюардов, затем следила за первой тренировкой в Катаре – и только после нее, наконец, вынесла решение о запросе «Мерседеса». Семикратные чемпионы проиграли – Макса не оштрафуют.
Но стюарды и представители команд обсуждали не сам маневр, а именно новые данные – повторы и телеметрию с машины Макса. Вот эти кадры.
В официальном документе по делу судьи еще раз подчеркнули: их и правда не было в распоряжении в момент рассмотрения инцидента. Тогда в доступе была только живая международная общая живая трансляций и один онлайн-канал с болида Ферстаппена – и в тот момент режиссер в ожидании маневра Хэмилтона переключил его на заднюю камеру. Полноценный повтор вместе с записями ракурса в 360 градусов поступили в распоряжение ФИА и медиакоманды только в середине вторника – после скачивания и обработки всех исходников с болидов.
Пока звучит логично, не так ли? Вот только для подписчиков стримингового сервиса «Формулы-1» F1 TV доступна постоянная онлайн-трансляция гонки с бортовой камеры любой машины – то есть можно хоть все 70 кругов смотреть с болида условного Ферстаппена и слушать радиопереговоры. И во время Гран-при Сан-Паулу все работало прекрасно и без сбоев!
Более того, вот как вообще выглядит комната стюардов на любом Гран-при – предполагается, что они видят все.
«Есть доступ ко всем камерам автодрома, включая те, картинка с которых не идет в прямую трансляцию, – рассказывал нам о работе в комиссии на Гран-при стюард Гран-при России Георгий Андреев. – Есть доступ к камерам, установленным на машинах. Все можно просматривать в замедленном варианте, много раз. Есть телеметрия, переговоры пилотов с командой и некоторая другая информация, которая доступна по требованию».
Судьи – незаметные властители «Ф-1». Узнали все тайны их работы: от штрафов за мат до причин непоследовательности в решениях
Но… В Бразилии у стюардов важнейшего повтора не оказалось, как и данных телеметрии. Графики скоростей, использования педалей и руля вообще опубликовали в среду в передаче технического эксперта F1 TV Джолиона Палмера.
Новые данные с болида Ферстаппена доказывают: его должны были штрафовать за выдавливание Хэмилтона. Разбор бывшего пилота «Ф-1»
Так что по критерию «новизны» доказательств запрос «Мерседеса» прошел – стюарды признали, что решали судьбу инцидента в тот момент без повтора и данных. Более того, они даже согласились с важностью увиденного: в смысле прямого взгляда на инцидент, движения рук, головы и направления машин. Однако пересматривать отсутствие штрафа все равно не стали – поскольку не сочли вскрывшуюся новую информацию «значительной». Вердикт прямо говорит: «если бы стюарды решили, что для рассмотрения эпизода им непременно нужен ракурс с болида Ферстаппена, то заявили бы о расследовании инцидента после гонки. Также они отметили – повторы не принесли «ничего отличного от увиденного на других доступных ракурсах, и потому не могли поменять первоначальное решение».
Что же мы узнали?
– судьи в «Ф-1» на самом деле не настолько всевидящие и всезнающие, как пытались раньше показать. Иногда зрители реально видят больше – и это огромный удар по репутации чемпионата мира
– логику «прощения» Ферстаппена во время Гран-при Сан-Паулу так и не пояснили, а жаль – иначе никаких вопросов и требований к пересмотру вообще не было бы. Но теперь ФИА придется объясняться еще и перед Ассоциацией пилотов Гран-при за непоследовательность действий стюардов
– прецедент ретроспективных штрафов все-таки не создан – на самом деле, это хорошо, потому что обратное превратило бы «Ф-1» в ад. Лучше одно неудачное решение, почти не повлиявшее на исход гонки (но отрефлексированное внутри, я надеюсь), чем бесконечное юридическое безумие
Довольны ли в «Мерседесе»? На самом деле да – они добились желаемого.
«Честно говоря, мы не пытались что-то для себя выиграть, – признался шеф чемпионов Тото Вольфф. – Скорее дело в принципах и философии гонок, правил. Поскольку если все останется как есть – то тогда, получается, что обгонять по внешней траектории станет практически невозможно. Потому что пилот, находящийся на внутренней траектории, будет полностью контролировать ситуацию.
Теперь это в любом случае уже так, но раньше, когда рядом с тобой оказывалась другая машина, от тебя требовалось оставить сопернику место шириною в болид.
Решение ФИА не стало неожиданным. Мы просто хотели, чтобы этот вопрос начал обсуждаться. Цель достигнута».
А босс «Ред Булл» Кристиан Хорнер не удержался от укола в адрес «Мерседеса» и Хэмилтона.
«Записей с различных камер было достаточно для решения. И в спринте, и в гонке мы видели множество инцидентов, и на первом круге Валттери [Боттас] ехал по той же траектории. Я удивлен, что слушание вообще состоялось. Два гонщика просто перетормозили друг друга. Если бы Льюис действовал умнее, то он перекрестил бы траектории.
Для ФИА опасность состояла в том, что после каждого инцидента появлялись бы доказательства со смартфонов зрителей. Судьи приняли решение – это была жесткая борьба двух пилотов. Если бы инцидент пересмотрели, это стало бы опасным прецедентом».
Можно как угодно относиться к Хэмилтону и Ферстаппену, но, наверное, для «Ф-1» и правда лучше просто закрыть бразильскую главу и пойти дальше. Обязав судей впредь яснее проговаривать мотивацию решений, конечно же.