Формуластальгия. Обзор сезона 1964

Пока мы с вами считаем дни до презентаций болидов, почему бы нам не вспомнить лучшие сезоны в истории "королевских гонок". И сегодня давайте пожалуй поговорим про сезон 1964, уже очень далёкий, всего 15-й в истории, в котором борьба за титул велась до самого конца, а не как сейчас между Льюисом и Хэмилтоном.

Давайте пожалуй начнём с спортивного регламента тех лет. Очки зарабатывают первые шесть лучших пилотов гонки, которые получали 9, 6, 4, 3, 2 и 1 очков соответственно. В личном зачёте пилотов учитывались результаты 6 лучших гонок. Конструкторы получали по 9, 6, 4, 3, 2 и 1 очков в зависимости от результатов гонки. За каждую гонку в зачёт шёл только лучший из всех показанных пилотами команды результат. При подсчёте очков учитывались результаты 6 лучших гонок. И тот факт что в зачёт шли только 6 лучших результатов позже скажется на результатах, ведь если бы в зачёт шли все гонки, то итоги чемпионата были бы совершенно другими.

Что касается участников чемпионата, то основными действующими лицами этого сезона были: Джон Сёртис и Лоренцо Бандини выступаюшие за Ferrari, Грэм Хилл и Ричи Гинтер выступавшие за BRM и Джим Кларк выступавший за Lotus.

Первый этап прошёл в Монако и уже на тренировке пилот команды BRP Иннес Айрленд попал в аварию, получил травму ноги и не смог принять участия в квалификации и гонке.

Обладатель поула Джим Кларк лидировал в первой трети гонки, после чего на его автомобиле сломался задний стабилизатор поперечной устойчивости и ему пришлось заехать в боксы на ремонт, отдав первое место прорвавшемуся наверх с пятой стартовой позиции Дэну Герни. Американец, в свою очередь, сошёл на 63 круге из-за поломки коробки передач, открыв Грэму Хиллу путь ко второй подряд победе в Монако. Финишировавший вторым Ричи Гинтер обеспечил дубль для команды BRM, замкнувший призовую тройку Питер Эранделл впервые в карьере приехал на подиум.

После этого этапа в зачёте пилотов ситуация была такова: Грэм Хилл (9), Ричи Гинтер (6), Питер Эранделл (4).

В кубке конструкторов: BRM (9), Lotus (4), Cooper (2). (В скобках указаны очки)

Второй трассой принимавшой в том году Гран-При стал Зандворт. Из-за нехватки автомобилей этот этап пропустила команда BRP. Стартовое поле было дополнено пилотами впервые стартовавшей в этом сезоне команды Scuderia Centro Sud Джанкарло Багетти и Тони Мэггсом (последний попал в аварию на тренировке перед гонкой и не вышел на старт) и местным гонщиком Карелом-Годеном де Бофором, участвовавшем в Гран-при на частном «Porsche». Дэн Герни завоевал первый после двухлетнего перерыва поул, но на старте пропустил вперёд Джима Кларка, который в дальнейшем лидировал от старта до финиша и одержал победу, сравнявшись по очкам с победителем первого этапа чемпионата Грэмом Хиллом. Финишировавший пятым Крис Эймон заработал первые очки в карьере.

Личный зачёт: Джим Кларк (12), Грэм Хилл (12), Питер Эранделл (8).

Кубок Конструкторов: Lotus (13), BRM (12), Ferrari (6).

Третий этап проходил в Бельгии, в чемпионат вернулась команда BRP. Питер Ревсон заменил Майка Хэйлвуда в частной команде Рега Парнелла, к постоянным участникам чемпионата присоединился местный гонщик Андре Пилетт. Джим Кларк опробовал на тренировках новый автомобиль Lotus 33, но не был удовлетворён скоростью новинки и в гонке стартовал на старой модели 25.

Завоевавший второй поул подряд Дэн Герни на старте пропустил вперёд прекрасно стартовавшего с четвёртого места Питера Эранделла, но ещё до конца первого круга вернул себе лидерство, в то время как Эранделла также обошли Сёртис и Кларк. На следующем круге в лидеры вышел Сёртис, но внезапная поломка двигателя не позволила англичанину продолжить гонку. Герни, Хилл, Макларен и Кларк боролись за победу на протяжении всей гонки, но сначала за три круга до финиша Герни замедлился из-за нехватки топлива, а затем на последнем круге Хилл сошёл с неисправным топливным насосом. Лидерство перешло к Брюсу Макларену, которому до победы не хватило несколько сотен метров – в последнем повороте двигатель его автомобиля отказал и новозеландец накатом пересек линию финиша позади воспользовавшегося неудачами соперников Джима Кларка.В чемпионат вернулась команда BRP. Питер Ревсон заменил Майка Хэйлвуда в частной команде Рега Парнелла, к постоянным участникам чемпионата присоединился местный гонщик Андре Пилетт. Джим Кларк опробовал на тренировках новый автомобиль Lotus 33, но не был удовлетворён скоростью новинки и в гонке стартовал на старой модели 25.

Завоевавший второй поул подряд Дэн Герни на старте пропустил вперёд прекрасно стартовавшего с четвёртого места Питера Эранделла, но ещё до конца первого круга вернул себе лидерство, в то время как Эранделла также обошли Сёртис и Кларк. На следующем круге в лидеры вышел Сёртис, но внезапная поломка двигателя не позволила англичанину продолжить гонку. Герни, Хилл, Макларен и Кларк боролись за победу на протяжении всей гонки, но сначала за три круга до финиша Герни замедлился из-за нехватки топлива, а затем на последнем круге Хилл сошёл с неисправным топливным насосом. Лидерство перешло к Брюсу Макларену, которому до победы не хватило несколько сотен метров – в последнем повороте двигатель его автомобиля отказал и новозеландец накатом пересек линию финиша позади воспользовавшегося неудачами соперников Джима Кларка.

Личный зачёт: Джим Кларк (21), Грэм Хилл (14), Ричи Гинтер (9).

Кубок Конструкторов: Lotus (22), BRM (15), Copper (8).

Дальше чемпионат двинулся во Францию, где команда Scuderia Centro Sud не приняла участие. К постоянным участникам добавился Морис Трентитьян на частном BRM. Вернувшийся за руль автомобиля команды Рега Парнелла Майк Хэйлвуд использовал свободное от тренировок субботнее время, чтобы слетать в Ассен на мотогонку Dutch TT, в которой одержал победу. По причине забастовки авиадиспетчеров ему пришлось возвращаться во Францию в ночь перед воскресной гонкой за рулём автомобиля. В гонке он использовал автомобиль Питера Ревсона, который, соответственно, не стартовал.

Джим Кларк лидировал в первой половине гонки, но поломка двигателя его автомобиля открыла Дэну Герни путь к первой победе в истории команды Brabham.

Личный зачёт: Джим Кларк (21), Грэм Хилл (20), Ричи Гинтер (11).

Кубок Конструкторов: Lotus (25), BRM (21), Brabham (14).

Последнию гонку первой половины чемпионата предстояло проводить в Великобритании. Майк Спенс заменил в команде Lotus Питера Эранделла, получившего тяжёлые травмы в аварии в гонке Формулы-2 за неделю до старта Гран-при. Пропустившая предыдущий этап команда Scuderia Centro Sud вернулась в чемпионат. Ричард Этвуд вышел на тренировки на полноприводном BRM, созданном командой в сотрудничестве с разработчиком полноприводных трансмиссий Ferguson, но на старт гонки не вышел. Тревор Тейлор вывел на старт частный Lotus после того, как разбил на тренировках свой автомобиль BRP.

Джим Кларк завоевал поул и лидировал от старта до финиша, завоевав пятый в карьере и единственный в сезоне «большой шлем».

Личный зачёт: Джим Кларк (30), Грэм Хилл (26), Ричи Гинтер (11).

Кубок Конструкторов: Lotus (34), BRM (27), Brabham (17).

Вторая половина сезона началась в Германи, где дебютировала команда Honda, выставившая автомобиль под управлением молодого калифорнийского гонщика Ронни Бакнема, также дебютировавшего в Формуле-1. Команда BRP пропустила этот Гран-при. К постоянным участникам чемпионата присоединились частники Эдгар Барт, Герхард Миттер и Андре Пилетт.

Во время субботней тренировки пилот команды Écurie Maarsbergen Карел-Годен де Бофор вылетел на своём Porsche 718 с трассы в повороте Bergwerk, врезался в дерево и на следующий день скончался в больниц

Старт гонки выиграл Лоренцо Бандини, но ещё до конца первого круга его обошёл Джим Кларк, который, в свою очередь, уступил лидерство Джону Сёртису. На 4 круге вперёд вышел Дэн Герни, но проблемы с охлаждением мотора отбросили американца за пределы очковой зоны. Сёртис довёл гонку до победы, которая стала первым успехом в сезоне для команды Ferrari.

Личный зачёт: Грэм Хилл (32), Джим Кларк (30), Джон Сёртис (19).

Кубок Конструкторов: Lotus (34), BRM (33), Ferrari (19).

Следующий этап в Австрии ее был таким интересным как остальные, и.к. главный герои этого чемпионата ( Грэм Хилл, Джон Сёртис и Джим Кларк) сошли походу гонки. В итоге гонку выиграл Лоренцо Бандини, принеся Ferrari вторую победу подряд, вторым стал Ричи Гинтер, а третьим пилот Brabham Боб Андерсон.

Личный зачёт: Грэм Хилл (32), Джим Кларк (30), Джон Сёртис (19).

Кубок Конструкторов: BRM (36), Lotus (34), Ferrari (28).

Следующим этапом стал домашний для Ferrari Гран-При Италии. К гонке допускались 20 лучших по итогам квалификации. Поскольку занявший 20-е место Жан-Клод Рудаз в гонке не стартовал, его место занял Морис Трентиньян, показавший 21-й результат[2].

Со старта гонки Джон Сёртис и Дэн Герни, занявшие два первых места на стартовом поле, оторвались от преследователей и практически всю дистанцию боролись между собой за лидерство. Лишь в конце гонки Герни замедлился из-за проблем с двигателем и в итоге не попал даже в зачётную шестёрку. Сёртис одержал свою вторую в сезоне и третью в карьере победу, на радость местным "тифози". Вторым финишировал Брюс Макларен, отстав от победителя более чем на минуту. Третье место занял итальянец Лоренцо Бандини, выиграв несколько сотых секунды у Ричи Гинтера.

После этой победы Сёртис резко улучшил свои шансы на завоевание чемпионского титула по итогам сезона, поскольку оба пилота, занимавшие два первых места — Грэм Хилл и Джим Кларк — быстро сошли с дистанции, не заработав ни одного очка, позволив Сёртису вплотную приблизиться к себе в общём зачёте.

Личный зачёт: Грэм Хилл (32), Джим Кларк (30), Джон Сёртис (28).

Кубок Конструкторов: Ferrari (37), BRM (36), Lotus (35).

Девятый и предпоследний этап сезона принимала трасса Уоткинс-Глен в США. Из-за конфликта с итальянским национальным автоклубом, не желавшим омологировать новую модель спортивного автомобиля Ferrari 250LM, Энцо Феррари принял решение заявить на Гран-при США свою команду под именем североамериканской команды NART, попутно перекрасив автомобили из красных в её желто-голубые цвета. «Лотус» выставил третий автомобиль под управлением местного пилота Уолта Хансгена, а команда Роба Уокера предоставила место в своих рядах ещё одному североамериканцу Хэпу Шарпу. На старте Сёртис обошёл обладателя поула Кларка (того обошли также Грэм Хилл и Спенс) и лидировал на первых кругах. На 13-м круге Кларк вернул себе лидерство и удерживал его в первой половине гонки. Сёртиса на 30 круге догнал Хилл, и некоторое время они обгоняли друг друга, борясь за второе место. В середине дистанции мотор «Лотуса» Кларка начал терять мощность, шотландец откатился назад, и руководитель команды Колин Чепмен распорядился обменяться автомобилями Кларку и второму пилоту Майку Спенсу (который после резвого старта откатился на 5 место, пропустив ещё и Дэна Герни). Такие замены были запрещены с 1958 года, в случае финиша в очковой зоне Кларк не мог набрать очков, но он мог отобрать их у соперников. Как бы то ни было, ни Кларк, ни Спенс не добрались до финиша. На первое место вышел Сёртис, но уже на 45-м круге его окончательно обошёл Грэм Хилл, который сохранил лидерство до самого офиниша, одержав свою вторую в сезоне победу. Сёртиса же догнал Герни, и до 69-го круга они боролись за второе место, пару раз обойдя друг друга, пока американец не сошёл из-за проблем с давлением масла. На третье место после схода Герни и Кларка вышел Йо Зифферт и остался на нём до финиша, впервые в карьере приехав на подиум.

Личный зачёт: Грэм Хилл (39), Джон Сёртис (34), Джим Кларк (30).

Кубок Конструкторов: Ferrari (43), BRM (42), Lotus (36).

Перед заключительным этапом, проходящем в Мексике, шансы на чемпионский титул сохраняли три гонщика: Грэм Хилл (лидер общего зачёта), Джон Сёртис и Джим Кларк. Последнему нужна была только победа, при условии что Хилл финиширует ниже третьего места, а Сёртис — ниже второго. Сёртиса же могло устроить и второе место, в случае если Хилл финиширует ниже третьего. Кларк уверенно лидировал почти всю гонку и, с учётом того что Сёртиса от второго места, кроме его партнёра Лоренцо Бандини, отделял ещё и Дэн Герни, а Хилл вообще был далеко от зачётной шестёрки (на 31-м круге он шёл на третьем месте следом за Кларком и Герни, что обеспечивало ему чемпионский титул, но в него врезался шедший следом Бандини, повредив ему болид и вынудив потратить время на ремонт), уже предвкушал триумф. Но на предпоследнем круге на его болиде возникли проблемы с двигателем, и ему пришлось сначала уступить лидерство Герни, а потом в вовсе сойти с дистанции (в итоге он был классифицирован лишь 5-м). Благодаря этому Сёртис переместился на третье место за спиной своего напарника. Как и ожидалось, перед финишной линией Бандини пропустил партнёра вперед, на заветное второе место. Сёртис опередил итальянца на 0,7 с и стал чемпионом мира сезона 1964 года. А победа в Гран-при досталась Герни, который опередил две Ferrari более чем на минуту. Это был второй триумф американца в сезоне и третий в карьере.

Личный зачёт: Джон Сёртис (40), Грэм Хилл (39), Джим Кларк (32).

Кубок Конструкторов: Ferrari (45), BRM (42), Lotus (37).

А теперь дорогие друзья давайте заострим внимание на том, какие были бы итоги чемпионата, если бы в зачёт шли все гонки, а не только лучшие шесть гонок. У Джона Сёртиса как было 40 очков, так и осталось бы. А вот у Грэма Хилла вместо 39, было бы 41 очко, то есть если бы в зачёт шли все гонки, то чемпионом стал бы именно Хилл. В Кубке Конструкторов ситуации похожая. У Lotus вместо 37, было бы 40 очков, но это никак бы не повлияло на положение команд, у BRM вместо 42 очков должено было быть 51, а у Ferrari вместо 45, должно было быть 49. То есть если бы все гонки шли в зачёт то чемпионами были бы не Джон Сёртис и Ferrari, а Грэм Хилл и BRM.