Новинка слабо возмущает воздушный поток.
У нас есть цифровые материалы, касающиеся нового регламента «Ф-1» 2021 года. У нас есть различные изображения, которые показывают, как мог бы выглядеть болид из будущего. Теперь же появились первые фото и видео тестов будущей машины в аэродинамической трубе.
О чем речь?
Создавая новые правила «Формулы-1» на 2021 год, ФИА и «Ф-1» проделали много исследований, используя при этом компьютерную симуляцию для визуализации своих идей. Следующим шагом было подтверждение собранной информации путем тестов в аэродинамической трубе.
В прошлом месяце, перед Гран-при Германии, последняя модель болида 2021 года была помещена в аэродинамическую трубу «Заубера» в условиях строжайшей секретности. Труба использовалась впервые в январе, где был протестирован болид 2018 года в масштабе 60% от оригинального. Вторые тесты проходили в марте: испытывали модель 2021 года с 13-дюймовыми колесами. Так как все команды получили одну и ту же информацию, независимая группа консультантов из «Заубера» использовала трубу, чтобы убедиться, что их команда не получила незаконно преимущество.
Такие элементы болида, как боковые области и заднее крыло, не должны подвергнуться серьезным изменениям в 2021 году. А вот над разработкой нового переднего антикрыла все еще идет работа.
#F1 — In exclusivity we can bring you the first shots and video of an iteration of the 2021 car undergoing testing in the wind tunnel…https://t.co/UFpE1EfxM1 pic.twitter.com/Urxg1tFxso
— FIA (@fia) August 22, 2019
В видео можно увидеть тесты болида (масштабом в 50% от оригинал) 2021 года с 18-дюймовыми шинами. За болидом можно увидеть «гребни», которые двигаются то вверх, то вниз. Они измеряют воздушный поток за машиной – это позволит «Ф-1» и ФИА исследовать область позади болида и найти способ помочь преследователю не отстать.
«Сами команды не использовали бы «гребни», потому что их не заботит след, который оставляет машина в пространстве, – рассказывает глава ФИА по техническим вопросам Николас Томбасис. – Это не критика. Команды просто хотят улучшить свой болид, что вполне понятно. Однако мы больше заинтересованы в области позади машины. Наша основная цель – уменьшить потери скорости и прижимной силы для преследующего болида».
Пэт Симондс, главный инженер «Формулы-1», также добавил, что пока большая часть работы по развитию болида проводится с помощью компьютерных симуляций, аэродинамическая труба – способ проверки модели в реальности. «Хоть метод симуляции, который мы используем сейчас, является передовым, мы все же хотим подкрепить наше визуальное моделирование с помощью физического», – сказал Пэт.
Преимущество аэродинамической трубы «Заубера» заключается в том, что у нее блестящая автоматическая система «гребней».
«Гребни» оснащены множеством трубок Пито с чувствительностью рысканья, поэтому они способны определить направление, измерить давление и скорость воздушного потока, – говорит Томбасис. – Таким образом, мы можем убедиться в правильности предсказаний симуляции. Упрощение аэродинамики идущей впереди машины также помогает улучшить способность преследования. С одной стороны, болид спереди не способен контролировать воздух за собой; с другой – преследующий болид без маленьких и очень чувствительных деталей менее подвержен поломкам».
Традиционно модель в натуральную величину не используют в тестах с аэродинамической трубой из-за соответствующего правила. На его принятие повлияла огромная цена создания такой модели. Большинство команд решили работать с 60-процентными моделями, но ФИА и «Ф-1» выбрали масштаб в 50 процентов.
«Мы предпочли 50-процентный масштаб и решили тестировать ее в течение долгого времени в аэродинамической трубе. Это позволяет нам лучше понять поведение машины, – объяснил Симондс. – Такая модель занимает меньше места, мы можем больше увидеть. Если бы это была полномасштабная модель, то мы бы увидели только десятую часть болида. Так что 50 процентов – это идеальный баланс, ведь у нас есть достаточно точная модель, со всеми деталями, а также достаточно места сзади, чтобы изучить поведение воздушных потоков. Это правда, что команды сейчас больше предпочитают 60-процентную модель. В этом есть свои преимущества, но современное моделирование позволяет сделать достаточно точную модель даже в размере 50 процентов».
Вы можете задаться вопросом, почему исследователи не поместили в трубу также преследующую машину? Пэт сказал, что в этом «не было необходимости».
«Мы такое делали в 2008 году. Исследуя обгоны, мы также проделывали подобное в 2009-м. Нам приходилось использовать 25% модель, которая была ну уж очень мала, – объяснил Симондс. – Это и заставило нас отказаться от использования второй модели. Даже в таком большом тоннеле, как у «Заубера», навряд ли бы можно было бы заняться подобным исследованием. Сейчас мы используем симуляцию в качестве нашего главного инструмента».
Каковы результаты?
Одна из основных целей регламента 2021 года – больше обгонов. Чтобы этого достичь, делается особый упор на упрощение преследования. Именно поэтому делается много исследований с целью уменьшить след от болида. Итак, что же показали месяцы тестов в симуляциях и аэродинамической трубе?
«Наши догадки оказались верны, – рассказывает Томбасис. – Особых сюрпризов не было. Болид оставляет 5-10-процентный след в воздухе, если рассматривать ситуацию с 50-процентной моделью. Хотя все это еще зависит от конфигурации, которую вы тестируете, и т.д.».
Симондс также вдохновлен. Вот что он думает о тестах: «Результаты как раз такие, как я ожидал в начале. С нашими нынешними конфигурациями результат невероятен».
Какую роль сыграли команды?
ФИА и «Формула-1» вместе работают над исследованиями машин с тем, чтобы успеть к октябрю, когда надо будет представить регламент 2021 года. Но это не значит, что остальные команды просто сидят и ждут в стороне. Все на самом деле наоборот. Команды привлекались к проекту с целью помочь в сборе данных и процессе разработки. С разрешения ФИА работали со специально выделенным на то оборудованием. Те, у кого были ресурсы и возможность, принимали в этом участие. Остальные же продолжали получать нужную информацию.
«Команды также внесли свой вклад в наше дело, – сказал Томбасис. – Обычно команды ограничены в симуляциях, но мы разрешали им порой выходить за пределы правил с целью получить нужную информацию для составления нового регламента. Сразу несколько команд поспособствовали нашему делу. Позже они должны будут поделиться результатами с ФИА, «Формулой-1» и другими командами».