«Ф-1» перегрузила расписание – и пришла расплата: опоздали машины восьми команд, механики вкалывали всю ночь, правила меняли на ходу

Последствия безумного календаря.

«Формула-1» не устает хвастаться огромным интересом к Гран-при и радоваться новым рекордам: в 2021-м чемпионат мира впервые в истории разбит на 22 этапа с фантастическими «строенными» маршрутами «Бельгия-Нидерланды-Италия» и «Мехико-Сан-Паулу-Катар». А ведь еще пару лет назад любое число больше 20 заездов за сезон казалось многочисленными, до 2010-х количество этапов редко превышало 18-ти, а еще в 2003-м чемпионат состоял из 16 Гран-при.

«Ф-1» перегрузила расписание – и пришла расплата: опоздали машины восьми команд, механики вкалывали всю ночь, правила меняли на ходу

Конечно, при средней цене одного лишь взноса (без спонсорства и других источников доходов) за право проведения гонки в около $35 млн расширение расписания позволило «Ф-1» круто нарастить выручку – а вслед за ней и призовые выплаты командам (сейчас даже замыкающий топ-10 Кубка конструкторов получает $60-70 млн). Однако уже через пару лет следования напряженному графику реальность проехалась по персоналу: инженеры и механики часто не успевают восстанавливаться, команды даже организуют программы психологической помощи выгоревшим, а шефы и гонщики критикуют календарь.

«С моей точки зрения самое важное – больше не увеличивать количество гонок в сезоне. Текущее количество – уже слишком много, люди начинают уставать и выгорать, – признавался босс «Макларена» Андреас Зайдль в сентябре. – Еще один важный вопрос – количество «тройников». Нам стоит вообще исключить проведение трех Гран-при подряд – чтобы избежать повышенной нагрузки и выгорания. Идеальный календарь должен состоять из 20 гонок».

«Все знают, что проводить три гонки подряд – это очень напряженное испытание для команд. И это чувствуется, – признавал и босс «Хааса» Гюнтер Штайнер (под его руководством – самый маленький штат в «Ф-1», так что ему уж точно понятна эта боль). – Я уже несколько раз обсуждал со Стефано [Доменикали, боссом «Ф-1»] этот вопрос – и он также согласен».

И после Гран-при Мексики Фернандо Алонсо вновь призвал переработать календарь – обозначив еще и логистические проблемы:

«Проведение трех гонок подряд – это в принципе не очень удобная вещь. Путь на каждый Гран-при – 12-часовой перелет, а ведь для команд и сотрудников, механиков, очень важно беречь силы. Например, [в Мексике] ребята до поздней ночи паковали оборудование, чтобы успеть на самолет до Бразилии. После придется снова все распаковывать и устанавливать в боксах. Они работают на пределе.

«Ф-1» перегрузила расписание – и пришла расплата: опоздали машины восьми команд, механики вкалывали всю ночь, правила меняли на ходу

Нам нужно лучше составлять календарь. Из Остина в Мехико напрямую можно долететь примерно за час – но эти гонки разделяли две недели. А другие гонки (имеются в виду предстоящие Гран-при Бразилии и Гран-при Катара), проходящие на разных континентах, проводятся одна за другой».

Слова Алонсо обернулись пугающим пророчеством: перед заездом в Сан-Паулу «Ф-1» встретилась с последствиями логистического сбоя и задержки трех грузовых самолетов. Звучит не так страшно? Вот только в них перевозили болиды и моторы «Феррари», «Макларена», «Хааса» и «Альфа Ромео», двигатели для «Ред Булл», «Альфа Таури» и «Мерседеса» и полные наборы инструментов половины организаций (то есть многие механики не могли даже работать над шасси). Поставки в срок – к полудню среды – получили лишь «Астон Мартин» и «Альпин».

Что же случилось? Природный катаклизм: густой туманище парализовал аэропорт имени Бенито Хуареса в Мехико сразу после гонки. Три грузовых самолета, обслуживающих «Ф-1», вылетели в Сан-Паулу с опозданием в 7 часов, а еще три перенаправили в аэропорты Хьюстона и Гвадалахары для ожидания очереди на погрузку – пока столичная инфраструктура разбиралась с пассажирскими рейсами. Из-за ожидания и возвращения в Мехико по воздуху экипажи самолетов перебрали предел разрешенного времени работы – и после загрузки и вылета в Бразилию пришлось останавливаться в Майами для обязательного отдыха (а еще из-за спешки, высоты и перегруза аэропорта в Мехико самолеты не заправили полностью для рейса в Сан-Паулу).

Трудности чемпионата оказались отголоском общего мирового логистического коллапса – по объяснениям менеджмента «Ф-1», сейчас наблюдается дефицит не только грузовых мощностей, но и пилотов – нельзя просто взять и нанять пару новых.

В итоге команды получили главную часть грузов только днем в четверг (то есть почти на сутки позже обычного) – и чемпионат оказался перед серьезной перспективой остаться без машин для гонки. Ведь спортивные правила Международной автомобильной федерации (ФИА) требовали подать всю документацию по машинам техническим проверкам не позднее, чем за 18 часов до первой практики (то есть в полночь по Москве или в 19:00 по местному времени) – и, естественно, только «Альпин» и «Астон Мартин» успевали провести все процедуры. В итоге «Формула-1» отменила запрет на ночные работы над машинами («комендантский час» с 23:00 до 9:00, введен для уравнивания команд – чтобы богачи за счет сверхраздутых штатов не доминировали над маленькими частниками) и сдвинула дедлайн по подаче документов на 9 утра по местному (или на 15:00 по Москве). То есть теперь техническим делегатам и работникам федерации гарантировали бюрократический супербросок перед практикой: за утро проверить и допустить к заездам все машины – то есть выполнить работу, которую они обычно делали за весь четверг.

«Ф-1» перегрузила расписание – и пришла расплата: опоздали машины восьми команд, механики вкалывали всю ночь, правила меняли на ходу

Но, конечно, люди из ФИА – точно не главные пострадавшие: по расчетам «Мерседеса», для одной лишь базовой сборки болида требуется 60 человеко-часов, и к каждой машине для этих целей приставлены 5 механиков (остальные работники на треке отвечают за сборку мотора, подготовку шин, топливо и композитные материалы). Можно грубо прикинуть, во сколько пошел спать персонал «пострадавших» команд, если детали привезли в четверг после полудня.

«Очень надеюсь, что мы справимся до полночи, – признавался Зайдль после получения последней партии с грузами. – Тогда механики смогут поспать хотя бы пару часов».

Но знаете, что самое смешное? Оказалось, команды еще и платят за такую экспресс-логистику: по данным немецкого издания AMuS, они отправляли самолетами от 26 до 28 тонн, а «Ф-1» покрывает расходы только в 11,5 тонн на организацию – каждое кило перевеса оплачивается отдельно по прайсу в $30. Выходит, каждая из восьми команд фактически влетела как минимум на полмиллиона долларов!

«Менеджмент «Ф-1» это рассмотрит, – пообещал Штайнер. – Из этого случая нужно вынести урок, чтобы подготовиться к следующему разу».

А он легко может наступить хоть на следующей неделе – как выяснилось, самый сложный логистический рывок календаря еще впереди. «Интерлагос» – один из самых трудных треков для сборки и разборки грузов (еще бы – буквально пару лет назад тут вообще грабили персонал на подходах к трассе), и даже малейшая заминка еще сильнее ударит по процессам переезда в Катар.

«Ф-1» перегрузила расписание – и пришла расплата: опоздали машины восьми команд, механики вкалывали всю ночь, правила меняли на ходу

«До Катара 15-часовой перелет, то есть ребятам придется сразу после гонки разбирать гараж и машины, везти его [на погрузку], а затем прыгать в самолет – а там еще другой часовой пояс (6 часов разницы – Sports.ru). Если хоть что-то перенесется на следующую неделю – будут огромные последствия».

Можете себе представить, как почти убитый бессонной сборкой, пятничной квалификацией, спринтом, а затем и основной гонкой персонал будет работать уже в понедельник? И сколько человек вообще доживет до сборки боксов в среду в Катаре? А кто дотянет в здравом уме до финиша местного Гран-при? Кажется, в ближайшие две недели количество ошибок в настройках, стратегии и смене шин на пит-стопах будет максимальным.

А на 2022-й вновь запланирован рекорд – даже 23 Гран-при с двумя строенными этапами подряд (Бельгия-Нидерланды-Италия и Россия-Сингапур-Япония). Похоже, владельцы чемпионата опомнятся только после полноценного срыва одного из них – хоть новый босс «Ф-1» и пообещал пока не переступать черту. Мы ему верим: ведь в Договоре согласия и финансовом регламенте уже прописаны варианты увеличения этапов до 25 ¯_(ツ)_/¯

«Ф-1» ответила на унижения комментаторов в США: рэперам запретили телохранителей на решетке. Теперь нельзя сбежать от интервью

Юниор «Ред Булл» вкалывает не только на трассе: разбирал боксы команды после схода на первом круге. Даже припахал ментора по пилотажу

В США сошли с ума по «Ф-1»: на Гран-при пришли 400 тысяч человек. Потребовались дополнительные трибуны