Сладкие условия – для Майами и Монако.
«Формула-1» – коммерчески успешна много лет подряд: еще до покупки медиакорпорацией «Либерти Медиа» в 2017-м серия после многолетних усилий Берни Экклстоуна генерировала выручку под $2 млрд и фиксировала прибыль.
Основу финансового благополучия заложила своеобразная модель управления: бывший супремо чемпионата сделал ставку на консервативные инструменты вроде больших спонсорских сделок с ключевыми «якорными» партнерами и выколачивание максимально возможных взносов за проведение Гран-при из промоутеров и государств. Важную роль играла и продажа трансляций крупнейшим телекомпаниям – а в соцсетях, на стриминговых платформах и прочих площадках «Формула-1» почти не присутствовала.
Тем не менее, финансовая модель засбоила еще в конце эпохи Берни: фанаты жаловались на засилье гонок в Азии и на Ближнем Востоке без исторического вайба, сокращение любимых европейских этапов и недоступность видео и трансляций (последствия дорогих сделок с платным ТВ). Промоутеры жаловались на завышенные цены на взносы. Спонсоры временами уходили к менее «дорогим» конкурентам (вроде трансфера Hugo Boss в «Формулу Е»). Общее старение аудитории вместе со стагнацией посещаемости и просматриваемости не радовала вообще никого из партнеров.
«Я присоединился к серии ровно год назад, и там, кроме меня, над коммерческим сектором работали еще двое человек, – рассказывал новый босс Шон Братчес. – Остальные были бухгалтерами и юристами. Не было маркетингового, цифрового, спонсорского и медиаотделов. Исследовательского подразделения тоже не было. Никто не понимал, своих фанатов, чего они ожидают и могут дать «Ф-1». Лично для меня главной уникальной чертой стало полное отсутствие корпоративной культуры, что довольно странно для 67-летней международной компании.
Мы унаследовали отлично развитую структуру бизнеса, но нам нельзя останавливаться. На данный момент у нас всего 5 главных спонсоров – хотя их может быть, к примеру, 96».
В итоге новые владельцы сходу взялись за реформы: запустили собственную стриминговую платформу F1 TV, устроили активную экспансию в соцсети и интернет в общем, запустили документалку Drive To Survive на Netflix и занялись техническими инновациями в телеграфике для снижения порога входа для новой аудитории.
Однако еще одной важнейшей составляющей развития «Формулы-1» стало продолжение политики Экклстоуна по экспансии за пределы Европы – в страны с платежеспособным спросом (США, Нидерланды) и щедрыми местными промоутерами (Саудовская Аравия и Катар). Именно она и поддерживает динамику выручки.
В 2019-м общий доход «Формулы-1» составил $2,02 млрд, в ковидном 2020-м она резко обвалилась до $1,145 млрд, но в 2021-м все резко исправляется: 180 млн за первый квартал, 501 – за второй и 612 – за третий. Итого – 1,3 млрд только за три первые четверти года, и четвертый квартал точно станет самым финансово успешным – со скандальным и мегапросматриваемым финалом сезона и самыми богатыми этапами вроде Абу-Даби, Саудовской Аравии и Катаром. Его показатели пока не объявлены, но, кажется, у «Ф-1» есть все шансы побить 2019-й.
И основа (до половины) всех поступлений – все еще взносы от промоутеров за Гран-при.
«Ценность чемпионата растет и растет, – отметил шеф «Формулы-1» Стефано Доменикали. – Если продукт не продается – в нем не заинтересованы, вне зависимости от условий. Знаю, как сложно с точки зрения бизнеса платить взносы без возможности зарабатывать на посещаемости.
Но если взглянуть на ценность Гран-при для страны – она выходит на международный уровень. Речь не только о частном бизнесе, для правительств гонка – что-то вроде визитной карточки страны. Например, заезд в Имоле. Зависит от того, что же правительство считает инвестицией».
Сколько же тогда право на проведение одного Гран-при «Формулы-1»? Есть инсайды из паддока:
Этим сведениям можно доверять: автор исследователя – обозреватель Дитер Ренкен. Он один из старейших и наиболее уважаемых журналистов в «Формуле-1» и имеет связи во многих командах. Каждый год он составляет рейтинг о предполагаемых зарплатах пилотов – раньше их публиковали на сайте Racefans, но теперь Дитер работает с другими изданиями (новую информацию южноафриканец предоставил Racingnews365). Теперь он, очевидно, решил поделиться слухами не только о гонорарах, но и о взносах в пользу «Формулы-1» от промоутеров Гран-при.
Прежде всего бросаются в глаза «особые условия» для Майами – история с бесплатной гонкой для США тянется еще с 2019-го, и уже тогда промоутеры других этапов обещали бунты.
Владельцы «Ф-1» бесплатно дают Америке второй Гран-при. Организаторы гонок в бешенстве
С тех пор ситуация заглохла – последствия наступили только для Монако: если раньше княжество единственным в календаре проводила гонку без взноса, то теперь с карликовой страны все же требуют плату (хоть и минимальную по сравнению с остальными). Вероятно, недовольные этапы вроде Великобритании пробили себе скидку на последних переговорах о продлении.
Главным же кандидатом на вылет из календаря однозначно кажется Франция: трек «Поль-Рикар» не нравится гонщикам и зрителям, провинция Прованс-Лазурный Берег-Альпы платит чуть ли не меньше всех, но до ковида этап прославился прежде всего не экшном, а вырвиглазной расцветкой и логистическим коллапсом.
А еще впечатляет стоимость гонки для Гран-при России – особенно с учетом многолетней мантры промоутера АНО «Росгонки» в стиле «нас устраивают все условия».
«Это был один из последних контрактов, согласованных и подписанных при Берни Экклстоуне, буквально за две недели до его отставки, – рассказывал нам на тот момент представитель российского этапа Сергей Воробьев. – Он позвонил в самом начале 2017 года и позвал к себе в Лондон. Мы провели вместе несколько дней, согласовали и подписали контракт, условия которого были значительно лучше по сравнению с предыдущими годами. У нас появилась возможность привлечь коммерческих партнеров на очень привлекательных условиях. Затем начался переходный период, и мы заново согласовали контракт с «Либерти». У нас получалось значительно улучшать условия при переговорах не только с Берни Экклстоуном, но и с новыми владельцами и менеджерами «Формулы-1».
Но заметно и серьезное удорожание этапов за пределами Европы и США: все контракты в 2021-м вроде сделки с Баку, Аравией и Катаром обошлись в максимальные 55 млн – вряд ли это совпадение. Видимо, теперь серия требует бонус-наценку за проведение Гран-при с меньшим локальным коммерческим потенциалом, на рынкам, менее интересных глобальным спонсорам. И даже качество зрелища (все-таки Гран-при Азербайджана – настоящая неоклассика) не помогает.
И одна из важнейших особенностей – количество. Вам не показалось: только законтрактованных гонок уже 26, хотя в календарь на 2022-й влезло только 23 – и то под огромные жалобы механиков и персонала. А ведь в Договоре согласия прописана возможность раздуть календарь только до 25 этапов, но шеф серии Стефано Доменикали хвастается беспрецедентным интересом со стороны всевозможных стран, только в США планируют проводить по три этапа, а в Китае – два.
«С моей точки зрения самое важное – больше не увеличивать количество гонок в сезоне. Текущее количество – уже слишком много, люди начинают уставать и выгорать, – признавался босс «Макларена» Андреас Зайдль в сентябре. – Идеальный календарь должен состоять из 20 гонок».
В итоге все вылилось в душераздирающее открытое письмо анонимного механика команды «Ф-1» – да, в самых богатых гонках не все ладно.
Механики «Ф-1» в отчаянии: гонок слишком много, зарплаты не повышали 20 лет, в командах токсичная атмосфера и полное измождение
Кажется, персонал достучался: Доменикали все-таки пообещал больше не расширять календарь.
«Думаю, что в краткосрочной перспективе мы не будем превышать отметку в 23 Гран-при – мне кажется, это хорошее число. Потому что с ним мы можем правильно составить календарь, подобрать подходящие трассы, собрать необходимый призовой фонд.
Возможна ротация определенных этапов. Я вполне допускаю это для стран и трасс, которые хотят принимать у себя Гран-при «Формулы-1», но не могут позволить себе делать это каждый год. Думаю, можно проводить меньше гонок в Европе, больше в США, на Среднем Востоке и в Азии.
Конечно, мы понимаем, насколько важны традиции – это необходимый элемент для нашего будущего. Но одними традициями долго не проживешь. Нужно думать и о будущем. Люди понимают, что мир меняется. К примеру, Монца – уникальная трасса, но там тоже должны инвестировать в будущее. Зрители этого достойны. Нужно расти, реагировать. Больше не имеет значения, если гонка проводилась в том же месте 100 лет».
Как же тогда «Формула-1» планирует наращивать выручку, призовые и прибыль? Видимо, за счет крупных спонсорских сделок вроде сотрудничества с Saudi Aramco. Или цены из таблицы через пару лет весело взлетят в небеса – и мы тогда еще ностальгией повспоминаем, какие же копейки страны платили в начале 2020-х.