От редакции: вы в блоге «На максимальной скорости», где регулярно выходят крутые переводы ретроисторий о «Формуле-1» и ее главных звездах. Подписывайтесь и ставьте плюсы, чтобы радовать автора.
«Чем больше смотришь на ту историю, тем больше кажется, что Netflix стоило бы ее экранизировать: так много в ней сюжетных поворотов. Аварии и драматичные моменты, все было экстраординарным», – вспоминает Мартин Брандл [нынешний комментатор Гран-при на Sky Sports F1, погонявшийся 12 сезон в главной серии мира и взявший 9 подиумов].
В 1981-м и 1982-м Айртон Сенна выиграл британские «Формулы-Форд» 1600 и 2000, так что именно его считали фаворитом предстоящего чемпионата «Ф-3». Он должен был гоняться за команду West Surrey Racing, ведомую новозеландцем Диком Беннетсом. Многие ждали, что Сенна просто добавит еще один чемпионат в список побед.
Но неожиданно бразилец наткнулся на грозного оппонента в лице Мартина Брандла. 23-летний продавец «Тойоты» из Норфолка хотел сделать следующий шаг в гоночной карьере: сезон был решающим для Мартина, который пришел в «Ф-3» в 1982-м.
Последний шанс Брандла связан с еще не заматеревшим Эдди Джорданом. Вдвоем они смогли наскрести бюджет – помог чек на 5 тысяч фунтов, который Мартин выиграл за звание самого перспективного гонщика Британского Содружества по версии Grovewood Award. Брандл и Джордан собирали деньги у всех, занимали, чтобы выйти на старт «Ф-3» в 1983-м. Но еще не знали, что будет дальше.
Айртон выиграл первые девять гонок сезона и возглавил чемпионат, что было вполне предсказуемо. Мартин же завоевал восемь вторых мест из девяти возможных и смотрел в спину сопернику. Все изменилось в Сильверстоуне: судьба улыбнулась Брандлу. Британская трасса принимала совместный этап островной и европейской «Ф-3», и Сенна, имевший большое преимущество в чемпионате, решил участвовать в европейской серии и побороться за очки там. Мартин в последний момент тоже заскочил в европейскую часть, и это был абсолютно верный выбор. Европейская «Ф-3» требовала другого типа шин – Брандл мгновенно освоился с машиной и неожиданно выиграл гонку. Бразилец, пытаясь угнаться за ним, свою машину разбил.
Это подорвало его психологическую устойчивость, и с этого момента сезон Сенны пошел под откос.
Брандл доказал себе, что может побеждать Сенну – и получил психологическое преимущество, а Айртон стал все чаще ошибаться. Мартин выиграл шесть из восьми следующих гонок и приехал на финальный этап в Тракстоне лидером чемпионата, опережая соперника на одно очко. Это был невероятно, учитывая старт сезона.
«Айртон был недоволен, когда приходил к финишу вторым. Я сказал ему, что он может все время приезжать вторым и набирать еще каждый раз очко за быстрый круг. Тогда бы он терял лишь два очка по отношению к Мартину – отрыв к тому моменту составлял 36 очков. Но он не мог смириться со вторым местом: пытался обгонять Мартина и попадал в аварии. Транжирил очки», – вспоминал Беннетс.
Брандл добавляет: «Было трудно. Несколько раз за карьеру я опускался на самое дно, а потом возвращался. Думаю, именно в Сильверстоуне сезон Айртона начал складываться неудачно, и он пошел жаловаться: британская система направлена против него, у меня двигатель лучше – придумывал и другие причины. Он немного расклеился, но, когда было нужно, он собирался».
Все события разворачивались во время трагедии, которая могла закончить сезон Брандла. После победы в международной гонке «Ф-3» грузовик Eddie Jordan Racing (будущая команда «Джордан») улетел в овраг по дороге домой. Шеф-механик Мартина Роб Боуден погиб, машины уничтожило.
Мартин вспоминал: «Эдди был подавлен и спрашивал меня, знаю ли я про грузовик. Эдди был эмоционально совершенно раздавлен из-за падения грузовика в обрыв. Это было ужасно».
Это трагичное событие отразилось на финансовом состоянии Эдди и Мартина: им нужно было хотя бы просто закончить сезон. Команда продолжила выступление, но судьба опять повернулась к Сенне: перед финалом производитель деталей Ralt неожиданно прислал новые элементы для машин «Ф-3». Команда Сенны получила аэродинамически более эффективные боковые понтоны, а Брандл – новый толкатель передней подвески, который не особо пригодился на скоростной трассе в Тракстоне – аэродинамика была важнее.
Благодаря новым деталям и свежему двигателю Сенна легко выиграл гонку, Брандл же со старым двигателем едва смог финишировать третьим.
Брандл вспоминал эмоции после проигрыша:
«Айртону дали новые более эффективные боковые понтоны, а я получил толкатель для подвески. Это было несправедливо. Последнее, что нужно было делать – выдавать гонщикам разные по эффективности новые запчасти. Конечно, чемпионат выиграл правильный гонщик – мы знали это тогда, знаем и сейчас. Но история могла быть совсем другой.
Я чувствовал, что провел прекрасный сезон, сделал все, что мог. Очевидно, на нас сказалась потеря Роба Боудена. И в первые девять гонок у меня не было ни единого шанса. Я не пал духом, хотя, наверное, должен был. Я продавал «Тойоту», а теперь оказался на пороге «Формулы-1». Волшебное ощущение».
Это перевод статьи с сайта motorsport.com от 19 мая 2021.
Этот блог в соцсетях: