Азбука дрифта: 20 слов, которые помогут вам стать знатоком RDS GP. Полная версия

Новый сезон главного российского турнира по дрифту не за горами, а значит — самое время начать подготовку к Гран При Российской Дрифт Серии. Пилоты RDS GP активно готовят свою технику к новым сражениям на трассе, а вас приглашаем ждать старта чемпионата вместе с официальным блогом RDS GP на Sports.ru.

Если вы только-только начинаете знакомиться с дрифтом, давайте начнем с азов. Сегодня расскажем о главных терминах из мира управляемого заноса – запоминайте, эти слова помогут быстро разобраться в происходящем на трассах Российской Дрифт Серии. Ну а если вы фанат RDS GP со стажем — отлично, повторим основы!

Техника пилотирования

• Furidashi («фуридаши») — с этого начинается любой заезд в дрифте. Словом «фуридаши» называется инициация заноса в конце разгонного участка. Начать её важно не раньше и не позже отмеченного отрезка трассы, а от качества исполнения постановки в занос зависит качество и темп заезда как в квалификации, так и в дуэлях.

Furikaeshi («фурикаеши») — без «фуридаши» невозможно представить себе «фурикаеши». За этим японским словом скрывается смена направления движения в управляемом заносе. Если говорить совсем просто, то «фурикаеши» — тот маневр, который знаком всем под термином «перекладка».

Азбука дрифта: 20 слов, которые помогут вам стать знатоком RDS GP. Полная версия
Оверстир, андерстир или бэквард? Ответ на этот вопрос знает только сам пилот. Фото: RDS GP

• Oversteer/Understeer («оверстир»/«андерстир») — слова, которые часто встречаются в автоспорте и обозначают проблемы со сцеплением колёс автомобиля с трассой. Если недостаточно хорошо за дорогу держится передняя ось и машину несёт наружу поворота, то это understeer или снос. В обратной ситуации, когда сцепление с покрытием потеряли задние колёса, машина отправляется в занос или oversteer.

• Backward («бэквард») — один из немногих дрифтерских терминов, который имеет не японское, а английское происхождение. За «бэквардом» скрывается крайне зрелищная постановка, в момент которой задняя ось автомобиля практически обгоняет переднюю. Если автомобиль правильно настроен, а пилот имеет достаточный опыт, то таким манёвром можно порадовать болельщиков и получить кучу фоточек в Instagram. Но если что-то пошло не так, то «бэквард» закончится в лучшем случае разворотом, а в худшем — аварией.

Азбука дрифта: 20 слов, которые помогут вам стать знатоком RDS GP. Полная версия
Целовать стены без последствий под силу только настоящим мастерам дрифта. Фото: RDS GP

• Powerslide («пауэрслайд») — один из способов инициации заноса, в котором основную роль играет мощность двигателя. Если табун лошадей под капотом достаточный, а настройки подвески подобраны правильно, то спровоцировать скольжение можно за счёт «пауэрслайда». Клубы дыма из-под колёс и респект зрителей гарантированы.

• Kansei («кансей») — если «пауэрслайд» позволяет отправить машину в занос за счёт мощности двигателя, то «кансей» работает на контрасте с этим методом. Здесь занос начинается за счёт вывернутого руля и одновременного резкого сброса газа. Если вы хоть раз смотрели культовое аниме Initial D, то с «кансей» вы знакомы как минимум на картинке.

• Kiss the wall — в прямом смысле «поцелуй стены», который по силам только настоящим мастерам дрифта. Во время этого маневра пилот касается задним бампером своего автомобиля отбойника — если удалось дальше продолжить движение, то это желанный kiss the wall. Если касание привело к аварии, то это уже фиаско…

Азбука дрифта: 20 слов, которые помогут вам стать знатоком RDS GP. Полная версия
На трассе в Сочи из-за близости отбойников от скорости работы механиков зависит многое. Фото: RDS GP

Участки гоночной трассы и разметка

• Respect zone («респект зона») — отрезок участка разгона, в котором автомобиль пилота-преследователя должен двигаться в пределах базы машины пилота-лидера. Сделано это для того, чтобы нивелировать возможную разницу в мощности и разгонной динамике двух автомобилей, обеспечив максимально синхронный разгон и минимальное расстояние между участниками заезда на «постановке» в занос.

Азбука дрифта: 20 слов, которые помогут вам стать знатоком RDS GP. Полная версия
Пройти так клиппинг-зону — значит, получить от судей хороший балл. Фото: RDS GP

• Clipping zone («клиппинг зона») — это часть оцениваемого участка, расположенная обычно внутри траектории движения автомобилей, через которую оба пилота должны проехать. Дрифтерам необходимо двигаться через нанесённую на асфальт разметку, которую из-за вида трёх белых полосок часто называют «адидасами». Причём чтобы судьи зачли прохождение «клиппинг зоны», ее важно преодолеть через короткие стороны разметки. Удаётся это не всем и не всегда.

• Touch and go («тач-н-гоу») — зона оцениваемого участка, разметку которой пилоты должны преодолеть хотя бы одним задним колесом. Обозначается на трассе прямоугольником. Обычно «тач-н-гоу» располагаются снаружи относительно траектории движения автомобилей и призваны не дать лидеру смещаться внутрь, лишая этим преследователя возможности ехать плотно и синхронно.

Азбука дрифта: 20 слов, которые помогут вам стать знатоком RDS GP. Полная версия
Cлева в кадре видны два прямоугольника тач-н-гоу, а справа — «адидасы» клиппинг зоны. Фото: RDS GP

Правила соревнований

• Senko («сенко») и Atooi («атой»), они же leader и chaser, они же лидер и преследователь. Проще говоря, лидер — это пилот, который в парном заезде двигается по трассе первым и задает темп и траекторию. Логично, что преследователь в парных заездах едет вторым, стараясь удержаться за машиной впереди. Любой участник RDS GP, если он прошёл квалификацию и вышел в стадию топ-32, как минимум один раз должен примерить на себя роль «сенко» и «атоя».

• Tanso («тансо») и Tsuiso («тсуисо») — японские термины, имеющий английский аналог solo run и tandem run. Как ясно из названия, первый термин означает одиночные проезды по трассе, а второй – парные заезды. Проще говоря, «тансо» в дрифте называются квалификационные заезды, по итогам которых определяются участники топ-32. А стать свидетелями «тсуисо» можно со стадии топ-32 и вплоть до финала.

• Heat — «хитом» в дрифте называют парные заезды, причём именно их сочетание. Сочетание, при котором один из участников дуэли по очереди проезжает оцениваемый участок сначала в роли лидера, а потом в роли преследователя. Таким образом, в состав «хита» входят два парных проезда. И никак иначе — если участник один, то см. bye run ниже.

Азбука дрифта: 20 слов, которые помогут вам стать знатоком RDS GP. Полная версия
Типичный хит в дрифте — два пилота одновременно на трассе. Фото: RDS GP

• Bye run («бай ран») — запоминайте, он возможен только в парных заездах. Этим термином называют заезд, в котором участвует только один пилот — либо из-за схода соперника, либо из-за нечётного количества участников в дуэлях. Для успешного прохождения в следующую стадию борьбы пилоту в «бай ране» нужно просто своим ходом доехать до зоны постановки и всё.

• One more time — термин, который часто скрывается за аббревиатурой OMT и обозначает перезаезд, если судьи не смогли определить победителя парного заезда. А часто бывает так, что OMT не приходит один. Порой пилоты едут одинаково хорошо (или одинаково плохо) несколько раз подряд, так что судьям приходится неоднократно назначать перезаезды. Регламент RDS GP допускает до трёх OMT в одной паре участников.

Азбука дрифта: 20 слов, которые помогут вам стать знатоком RDS GP. Полная версия
Опытная команда способна за короткое время восстановить машину после аварии или заменить двигатель после поломки. Фото: Lukoil Racing Team

• Pit stop («пит-стоп») — широко распространённый в гонках термин, за которым скрывается плановая остановка автомобиля в специально обозначенной зоне трассы. В RDS GP пилотам и командам отводится 1 минута на смену покрышек, проверку состояния машины и общение с дрифтером перед продолжением борьбы. Если в минуту не уложились — либо идёт competition time out, либо участника ждёт наказание.

• Competition time out — если что-то пошло не по плану и автомобиль сломался во время парных заездов, каждый пилот может один раз за гоночный уик-энд воспользоваться 5-минутным перерывом на ремонт машины. Не уложились в это время — увы, борьба завершена… Но опытные команды способны за время competition time out перебрать чуть ли не половину дрифт-кара, чтобы вернуть своего пилота в борьбу!

• Anikuya («аникуя») — мечта всех пилотов, которые выходят на старт квалификационных заездов. За этим японским словом скрывается достаточно редкое событие, записать которое на свой счёт хотят все без исключения дрифтеры. Термином «аникуя» в мире управляемого заноса называется проезд в квалификации с максимальным результатом в 100 баллов. Если тебе покорилась anikuya — твоё имя надолго впишут в историю RDS GP, ведь за последние два года в дрифт-серии никто в квалификации на 100 баллов так и не проехал.

Этот ролик даёт отличное представление о фуридаши (01:19), фурикаеши в парных заездах (01:36) и, конечно, о работе команд во время пит-стопов и competition time out (02:43)

Конечно, этой двадцаткой слов лексикон дрифта не ограничивается, но и перечисленных терминов вам хватит на первое время, чтобы ощутить себя профи во время просмотра трансляций на RDS TV и в живых дискуссиях на трибунах. Есть вопросы — пишите в комментариях, и мы на них ответим.

Ну и не забывайте подписываться на блог RDS GP. Дальше будет интереснее — расскажем, что такое оцениваемый участок и раскроем все секреты судейского задания, а кроме того, будем держать вас в курсе событий нового сезона RDS GP и подготовке наших пилотов к чемпионату 2022 года.

Всем дрифт!