Умопомрачительная статистика.
Среди болельщиков, функционеров и даже некоторых производителей принято критиковать современные гибридные двигатели «Формулы-1» за сложность и дороговизну в разработке и развитии. Отчасти так и есть: в моторных департаментах «Рено», «Феррари», «Мерседеса» и «Хонды» работают по 300-400 человек (фактически как в штате команды), а затраты составляют не менее 100 миллионов долларов в год.
Однако критики часто забывают и о положительных сторонах гибридных силовых установок. К примеру, полный комплект современных моторов стоит дешевле, чем в атмосферную эру: сейчас клиенты платят мотористам 18 миллионов евро, хотя в начале 2000-х аутсайдер «Прост» вываливал по 30 миллионов в год (при бюджете в 40 миллионов) и палил по 40 агрегатов – при далеко не пиковой мощности.
Но еще важнее – технологический прогресс: благодаря гибридной сути моторов инженеры достигли тепловой эффективности свыше 50 процентов (сейчас она оценивается на уровне 56 процентов для мотора «Мерседеса») при той же мощности в 1000 л.с. Для сравнения: у обычных легковушек эффективности составляет 25-30 процентов, а лучше атмосферники V8 в «Ф-1» колебались на уровне 33-35 процентов.
Современные двигатели «Формулы-1» – лучшие в истории. Но ими все равно недовольны
Самой яркой иллюстрацией прогресса стала динамика объема бензобаков – ее в в видео о размерах гоночных болидов подробно разобрал ютуб-канал Chain Bear.
«В 2010-м с баном дозаправок объем баков увеличился с 90 литров до 210 литров, чтобы покрывать всю дистанцию гонки. В 2014-м с новым регламентом и требованиями к расходу баки уменьшились втрое – до 69 литров. В 2019-м ограничения немного ослабили, и бак разросся до 76 литров.
Однако команды не обязаны строить машины вокруг бензобака, вмещающего все разрешенные 110 кг топлива: они запросто могут уменьшать его для оптимизации компоновки».