Быстрейшие автомобили мира делает маленькая фирма из Швеции. Но ее основатель до сих пор не может позволить себе гиперкар

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

История «Кенигсегга».

Быстрейшие автомобили мира делает маленькая фирма из Швеции. Но ее основатель до сих пор не может позволить себе гиперкар

Что сложнее: с нуля организовать успешную IT-компанию или построить удачный автомобиль премиального сегмента? Тут и обсуждать нечего – стать миллионеров в ай-ти значительно проще. Делов-то – светлая голова плюс бизнес-план. В автобизнесе все куда запутаннее.

Даже если вы сможете построить самую распрекрасную, совершенную и самую быструю машину в мире – далеко не факт, что она будет и самой желанной. На автомобильном рынке – особенно в премиальном сегменте – почти невозможно стать успешным без того, что называют красивым английским словом heritage – «наследие». Груз «херитажности» за плечами – это десятилетия побед на гоночных трассах, успешные исторические модели, список знаменитостей, в гараже которых были или до сих пор есть машины этой марки. Откуда всему этому взяться у брендов, которые появились год-два назад?

Вот почему новые игроки вроде Genesis заходят в премиум-сегмент со скрипом. По этой же причине из десятков новичков на рынке супер- и гиперкаров большинство через пару-тройку лет растворяется без остатка. Как кубик сахара в горячем чае – вот он есть, а вот его и след простыл.

Сломать систему не удалось почти никому. Единичные случаи – это лишь допустимая погрешность, отклонение от нормы. Один из удачливых взломщиков – Кристиан фон Кенигсегг, основатель фирмы Koenigsegg, выпускающей самые быстрые автомобили в мире. 

Быстрейшие автомобили мира делает маленькая фирма из Швеции. Но ее основатель до сих пор не может позволить себе гиперкар

Абсолютный ноунейм в мире спорткаров меньше чем за 30 лет прошел путь до признания и уважения, масштабы которых, тем не менее, все равно не назовешь всемирными и всеобъемлющими.

Зато история Кристиана – словно готовый кейс для коучей по личностному развитию. Думали, мантра «верь в себя и все получится» работает только в сказках? Фон Кенигсегг – живое подтверждение обратного.

Кенигсегг захотел строить автомобили в детстве – после просмотра фильма о гонках

Его роман с автомобилями закрутился в самом трепетном возрасте. Крису было всего пять, когда он увидел The Pinchcliffe Grand Prix – «Большие гонки», если в русском переводе. Дурашливое кино, а вернее кукольный полнометражный мультфильм, о веломеханике, который строит гоночный автомобиль и побеждает чемпиона мира «Формулы-1». 

 

Быстрейшие автомобили мира делает маленькая фирма из Швеции. Но ее основатель до сих пор не может позволить себе гиперкар

«Когда я вырасту – тоже будет строить автомобили!» – авторитетно заявил юный Кенигсегг после просмотра. 

Ну заявил и заявил. Кто в детстве не метался в выборе между пожарным, министром финансов и пианистом?! Энцо Феррари мечтал о карьере оперного тенора, например.

Только Кристиан оказался однолюбом – автомобилям он уже не изменял никогда. С ранних лет занятия картингом он перемежал изучением спортивных машин. И не просто отличал разные кузова и бренды, но досконально разобрался в устройстве автомобиля, понял как все все работает.

Быстрейшие автомобили мира делает маленькая фирма из Швеции. Но ее основатель до сих пор не может позволить себе гиперкар
Кристиан фон Кенигсегг осваивает азы картингового искусства

Перед основанием автокомпании пришлось торговать замороженной курицей

Важный момент – Кристиан родом из именитой и богатой семьи. Конечно, это было плюсом для будущего основателя фирмы суперкаров. Заниматься таким дорогим делом, как создание автомобилей, сподручнее с деньгами, нежели без них. 

Однако не стоит переоценивать преимущество стартовых условий. Все-таки, фон Кенигсегги далеко не нефтяные шейхи, торговцы оружием или бенефициары госконтрактов на укладку тротуарной плитки в центре столицы. Родители Кристиана, не возражая против автомобильных фантазий сына, всегда подчеркивали – твоя мечта, сынок, это прежде всего твоя проблема. Искать деньги на дорогое удовольствие, коим во все временам был автомобильный бизнес, пришлось самому.

С 15 лет Крис начал приторговывать мопедами, которые сам же и тюнинговал, а в 19 основал фирму по… перепродаже замороженной курицы. Дело оказалось верным. Всего через три года, закончив с прибыльной, но нелюбимой курятиной, фон Кенигсегг вплотную подойдет к главному решению в жизни. 

Здесь бы самое время засомневаться и сбросить обороты. Много ли автомобильных стартапов добились успеха за последние 20 лет? Стоит ли приносить в жертву успешный бизнес ради эфемерной детской мечты? Кристиан не сомневался в ответе – да, конечно!

Быстрейшие автомобили мира делает маленькая фирма из Швеции. Но ее основатель до сих пор не может позволить себе гиперкар
Один из первых автомобилей Кристиана – недорогая, но очень классная «Мазда» MX-5 первого поколения. Через много лет фон Кенигсегг разыщет именно этот экземпляр японского родстера и вернет его в свой гараж

Мечта давно превратилась в детальный бизнес-план. Дорожная карта по превращению разработки суперкаров в прибыльное дело впечатлила для начала Кенигсегга-старшего, а затем и шведский совет по промышленному и техническому развитию Nutek, одобривший юному дарованию субсидию в $300 000.

Для человека 300 тысяч – это большая сумма. Для создания автомобиля, даже мелкосерийного – ничтожная. Впрочем, нужно же с чего-то начинать…

Первый автомобиль строили больше шести лет. Экзотичная особенность – вертикальные двери и гигантский багажник

Официально Koenigsegg Automotive AB была основана 12 августа 1994-го. Всего год спустя по эскизам Кристиана промышленный дизайнер Дэвид Крафурт создал модель в масштабе 1:5. На ее основе профессиональный макетчик Свенхарри Окессон изготовил полноразмерный макет. Прошел еще год, и Koenigsegg CC – уже в статусе работоспособного прототипа – показали публике на трассе в Андерсторпе. 

Быстрейшие автомобили мира делает маленькая фирма из Швеции. Но ее основатель до сих пор не может позволить себе гиперкар
Еще молодой и подтянутый, но уже со своей фирменной «прической» Кристиан рядом с ранним прототипом СС

Когда-то здесь проходил Гран-при Швеции «Ф-1», а теперь Рикард Рюделл, гоночный герой «Тре крунур» 90-х, запомнившийся пилотажем «Вольво» в чемпионате BTCC, показал, на что способен пока никому неизвестный суперкар.

Быстрейшие автомобили мира делает маленькая фирма из Швеции. Но ее основатель до сих пор не может позволить себе гиперкар
Быстрейшие автомобили мира делает маленькая фирма из Швеции. Но ее основатель до сих пор не может позволить себе гиперкар
Дебютный выезд прототипа «Кенигсегг» CC в июле 1996-го на трассе «Андерсторп»

Грамотный маркетинг сразу стал фишкой «Кенигсегга». После трекового дебюта в Андерсторпе машину ждал выход в большой свет – Koenigsegg CC привезли на Каннский кинофестиваль 1997 года. Публика там совсем не автомобильная, но это было только в плюс. Новый шведский суперкар очаровал богему – этакий Бергман от автоиндустрии. Так сложносочиненная фамилия Кенигсегг проникла на страницы гламурного глянца.

Быстрейшие автомобили мира делает маленькая фирма из Швеции. Но ее основатель до сих пор не может позволить себе гиперкар
Фотографии с презентации CC получились не слишком четкими, но должное впечатление автомобиль произвел

Потом еще долгих три года серийную версию Koenigsegg CC будут доводить до ума. Учитывая весьма ограниченный бюджет и заявленные амбициозные характеристики – фон Кенигсегг видел свой суперкар лучшим и быстрейшим в мире – не так уж и долго. 

Для конца 90-х машина считалась продвинутой: одного карбона в конструкции – закачаешься. Много возни было с мотором. Сначала Кристиан видел под капотом двигатель от «Ауди» R8. Затем переключился на V12 «Мотори Модерни» – наследие неудавшегося проекта «Субару» в «Ф-1». В итоге же остановился на… 4,6-литровом V8 «Форд Модулар». 

Изначально предназначенный для американской линейки пикапов и внедорожников, этот мотор не покоряет характеристиками в стоковом виде, но известен живучестью и огромным потенциалом для форсировки. Финальная версия агрегата с бонусом в виде сухого картера и механического компрессора выдавала 664 л.с. Тогда это было грандиозно, а сегодня серийные модели Koenigsegg оперируют мощностью в четыре раза больше….

Быстрейшие автомобили мира делает маленькая фирма из Швеции. Но ее основатель до сих пор не может позволить себе гиперкар
«Синхронно-спиральные» двери – это неотъемлемая черта суперкаров «Кенигсегг» с первых дней компании

Кристиан прекрасно понимал: чтобы иметь хоть какой-то шанс закрепиться на рынке, где десятилетиями правили «Феррари», «Ламборгини» и «Бугатти», нужен идеальный суперкар. Не только мощный, быстрый и эффектный, но еще и необычный, экзотический и не в последнюю очередь удобный.

Быстрейшие автомобили мира делает маленькая фирма из Швеции. Но ее основатель до сих пор не может позволить себе гиперкар
Долгожданный дебют предсерийного СС на автошоу в Париже осенью 2000 года

За экзотику в первом серийном «Кенигсегге» отвечали уникальные вертикально-открывающиеся двери – создатели называют их «двустворчатыми синхронно-спиральными исполнительными механизмами». Выполненная единым элементом съемная крыша из карбона помещалась в специальный отсек кузова, а объем багажника модели составлял 120 л. Для автомобиля разгоняющегося почти до 400 км/ч – это реально много. У «Бугатти-Вейрон», например, багажник всего на 37 литров… 

Быстрейшие автомобили мира делает маленькая фирма из Швеции. Но ее основатель до сих пор не может позволить себе гиперкар
Представленный на автосалоне Женева-2019 Jesko назван в честь отца Кристиана. Машина оснащена 5,1-литровым V8 с двойным турбонаддувом максимальной мощностью 1625 л.с. Максимальная скорость – 480 км/ч. Изначально заявленный тиража в 125 экземпляров был распродан за пять дней.

«Кенигсегг» – быстрейший серийный автомобиль мира

Долгожданный дебют предсерийного суперкара на Парижской выставке 2000 года фон Кенигсегг встретил во всеоружии. Новый бренд из Швеции показал яркий, основательный с инженерной точки зрения суперкар с невиданным для сегмента сочетанием динамики и комфорта. При заявленной максималке в 390 км/ч он сразу замахнулся на звание самого быстрого серийного автомобиля в мире.

Официально этот титул достанется следующей модели фирмы – CCR. На итальянском полигоне Нардо в феврале 2005-го гиперкар с раскаченным до 817 л.с. мотором разгонится до 387,87 км/ч и попадет на страницы книги рекордов Гиннесса.  

Быстрейшие автомобили мира делает маленькая фирма из Швеции. Но ее основатель до сих пор не может позволить себе гиперкар
Прототип рекордной модели CCR, записавшей фамилию Кенигсегг в книгу рекордов Гиннеса

С тех пор число достижений добытых автомобилями бывшего торговца курятиной стало двузначным. Среди них есть и по-настоящему экзотические. В 2008 году Хорст фон Саурма, редактор немецкого журнала Sport Auto, установил рекорд в дисциплине 0-300-0. Разгон с места до 300 км/ч и потом торможение до полной остановки занял всего 29,2 секунды.

Пройдет 11 лет, и еще более невероятной «Реджере» понадобится 31,4 секунды, чтобы повторить тоже самое, но в формате 0-400-0. Космос какой-то! 

Кенигсегг построил удивительную бизнес-модель, но при этом остается в тени

С начала нулевых, когда Кристиан делал первые шаги в мире суперкаров, многое изменилось.

Быстрейшие автомобили мира делает маленькая фирма из Швеции. Но ее основатель до сих пор не может позволить себе гиперкар
Если приглядеться, за рулем 1500-сильного «Реджера» сидит Кристиан. Но это не его личный автомобиль. Снимок сделан во время американского пресс-тура фирмы. Сам же Кенигсегг по-прежнему тот самый сапожник без сапог

Быстрейшие автомобили мира делает маленькая фирма из Швеции. Но ее основатель до сих пор не может позволить себе гиперкар
Быстрейшие автомобили мира делает маленькая фирма из Швеции. Но ее основатель до сих пор не может позволить себе гиперкар

Автомобили «Кенигсегг» не только бьют рекорды, но и стали привычным зрелищем в голливудских боевиках. Главные роли в «Форсаже» и «Жажде скорости» – хороший показатель.

«Кенигсегги» разных моделей обжили гоночные симуляторы Playstation и Xbox, заслужили похвалы от самых авторитетных журналистов планеты – звание гиперкар года от Top Gear легендарного созыва дорогого стоит. Наконец, на этих машинах ездят знаменитости. Флойд Мэйвезер для вас достаточно знаменит?

Ко всему прочему фон Кенигсегг тихо и почти незаметно проворачивает технические революции.

Быстрейшие автомобили мира делает маленькая фирма из Швеции. Но ее основатель до сих пор не может позволить себе гиперкар

Еще в 2007-м он представил первый в мире «зеленый» суперкар CCXR, работавший как на обычном бензине, так и на этаноле E85. Недавно на серийных моделях марки появилось еще большее чудо – поршневой двигатель без распредвала. Вместо него открытием клапанов заведуют пневмопривода, одновременно повышая мощностную отдачу и увеличивая топливную эффективность. 

Быстрейшие автомобили мира делает маленькая фирма из Швеции. Но ее основатель до сих пор не может позволить себе гиперкар
Быстрейшие автомобили мира делает маленькая фирма из Швеции. Но ее основатель до сих пор не может позволить себе гиперкар
Диковинные двери, двигатель без распредвала, одноступенчатая (!) трансмиссия с фиксированной передачей. Кенигсегг удивляет автомобильный мир не только рекордами и дизайном, но и технологиями.

Быстрейшие автомобили мира делает маленькая фирма из Швеции. Но ее основатель до сих пор не может позволить себе гиперкар

Но согласитесь, для фирмы, которая делает машины, не оставляющие на трассе шансов любому «Феррари» или «Ламборгини» – давайте уж называть вещи своими именами – у нее совсем не такой зашкаливающий уровень паблисити. 

Может быть потому, что Кристиан не вкладывает миллионы в пиар и маркетинг?

Быстрейшие автомобили мира делает маленькая фирма из Швеции. Но ее основатель до сих пор не может позволить себе гиперкар

Просто не может себе позволить. Ведь бюджет, с которым работает фон Кенигсегг, остается скромным. Он и начинал с денег заработанных на курятине, но и сейчас не ворочает миллиардами. В Голливуд и гоночные симуляторы шведские суперкары попали не по блату, а по праву быстрейшей и крутейшей экзотики. Продюсеры кинематографических и игровых студий просто не могут игнорировать Koenigsegg.

Быстрейшие автомобили мира делает маленькая фирма из Швеции. Но ее основатель до сих пор не может позволить себе гиперкар
Быстрейшие автомобили мира делает маленькая фирма из Швеции. Но ее основатель до сих пор не может позволить себе гиперкар
Флойд Мэйвезер и его «Кенигсегг» CCXR Trevita почти за $5 миллионов

Сам же Кристиан живет по средствам, вкладывая прибыль в создание новых машин, новых технологий и расширение производства. Хотя производство остается штучным – за всю историю фирмы общий тираж «кенигсеггов» всех моделей не перевалил даже за 300 экземпляров! Даже при столь ограниченных тиражах фирма остаётся прибыльной. Как у него это получается?

Быстрейшие автомобили мира делает маленькая фирма из Швеции. Но ее основатель до сих пор не может позволить себе гиперкар
Общее количество всех выпущенных автомобилей Koenigsegg, включая прототипы, еще пробило четвертую сотню. Вот это реально штучный товар!

Какие-то деньги приносят роялти за патенты. Безусловно, и сами автомобили шведского бренда стоят очень дорого – прайс новейшей «Джемеры» с 2300-сильным мотором начинается с $1,7 миллиона.

Быстрейшие автомобили мира делает маленькая фирма из Швеции. Но ее основатель до сих пор не может позволить себе гиперкар
Быстрейшие автомобили мира делает маленькая фирма из Швеции. Но ее основатель до сих пор не может позволить себе гиперкар
Быстрейшие автомобили мира делает маленькая фирма из Швеции. Но ее основатель до сих пор не может позволить себе гиперкар
Быстрейшие автомобили мира делает маленькая фирма из Швеции. Но ее основатель до сих пор не может позволить себе гиперкар
Быстрейшие автомобили мира делает маленькая фирма из Швеции. Но ее основатель до сих пор не может позволить себе гиперкар
Быстрейшие автомобили мира делает маленькая фирма из Швеции. Но ее основатель до сих пор не может позволить себе гиперкар
Гибридный гиперкар Koenigsegg «Джемера» был представлен весной 2020-го. Его дизайн разработан Сашей Селипановым, шеф-стилистом русского происхождения

Да, и сами размеры прибыли шведской фирмы выглядят скромно. До пандемии «Кенигсегг» поднимал порядка 15 миллионов евро чистыми в год, в последнее время и того меньше. Для автопрома это слезы. «Феррари» только с отчислений от использования собственной эмблеме на сувенирах ежегодно получает около $1 миллиарда. Впрочем, с другой стороны, «Бугатти» продолжает спускать деньги в унитаз, а маленький, но гордый производитель гиперкаров из Швеции работает в плюс.

Все это кажется нереальным в условиях современного бизнеса, но это правда. Кристиан фон Кенигсегг, мечтавший создавать лучшие в мире автомобиле, живет в мире осуществившейся мечты. По личному признанию он не может позволить себе ездить на автомобиле своей марки, но жалеет совсем не об этом.

Быстрейшие автомобили мира делает маленькая фирма из Швеции. Но ее основатель до сих пор не может позволить себе гиперкар
Только представьте этого парня у руля SAAB. Возможно, в таком случае легендарная шведская марка не канула бы в историю…

Не поверите, но в карьере обаятельного шведского гения все же есть болезненная неудача. В 2009-м фон Кенигсегг создал консорциум, чтобы выкупить принадлежавшую «Дженерал Моторз» марку «СААБ». Сделка стоимостью в $1,5 млрд была в принципе согласована, но сорвалась в последний момент – правительство Швеции слишком долго тянуло с предоставлением 600-миллионного кредита.

Глядя на того, как фон Кенигсегг ведет бизнес, об этой нерешительности теперь жалеют не только в Стокгольме, но и в каждом доме, где любят «СААБ». Если у кого и получилось бы вернуть шведскую легенду к жизни – так это у него. 

Запах новой машиныканал автора блога в Telegram о необычном и захватывающем из мира автомобилей. Исторические экскурсы, авторские лонгриды, редкие фото и видео, интересные квизы. Заходите, скучать будет некогда!