В «Ф-1» побеждают из-за лучшей работы с шинами. И в следующем году у «Мерседеса» снова будет преимущество

А виноваты в этом все остальные команды.

В «Ф-1» побеждают из-за лучшей работы с шинами. И в следующем году у «Мерседеса» снова будет преимущество

После пяти лет доминирования в основном благодаря двигателю действующие чемпионы «Формулы-1» и 2019-й начали с 8 побед подряд. На этот раз «серебряным стрелам» помогло идеальное взаимопонимание с шинами и хитрые подвески, позволявшие наилучшим образом прогревать капризную резину «Пирелли» и затем удерживать ее в необходимом температурном окне.

Главные конкуренты «Мерседеса» изначально пошли другим путем и не справились со взаимодействием с покрышками. К примеру, у «Феррари» не хватило прижимной силы из-за чрезмерного малого лобового сопротивления болида, а уровень механического сцепления оказался намного хуже разработанного чемпионами — в результате покрышки на алых машинах не успевали одинаково прогреться изнутри и снаружи, температуры на поверхности быстро улетали в космос и вызывали гранулирование вместе с падением сцепления. И да, из лидеров только у «Мерседеса» не было проблем с равномерным прогревом.

Откуда же взялось такое недопонимание? Просто перед стартом сезона «Пирелли» представила новые спецификации резины с уточненным на 0,4 мм протектором — материала стало меньше, и прогревать его снаружи стало проще, но из-за более жесткого каркаса внутренняя температура медленнее догоняла внешнюю. В результате выведению в рабочие окна на быстрых отрезках помогает прижимная сила, но чрезмерное количество вызывает перегрев и гранулирование, а недостаток — недогрев и зернение. «Мерседес» подобрал точное количество прижимной силы и сбаланировал его инновационной подвеской со сменой дорожного просвета в медленных поворотах — благодаря этим решениям чемпионский болид чаще остальных попадает в рекомендованные «Пирелли» температурные окна и рвет всех на виражах за счет большего количества сцепления. Также серебряной машине помогает и хитрая задняя подвеска: она за счет кинематики контролирует угол развала-схождения колес и снимает с шин большую часть деформационной нагрузки. Благодаря этому машина вписывается в виражи и при меньшем угле поворота руля и большей скорости, покрышка меньше перегревается снаружи и дольше служит.

В «Ф-1» побеждают из-за лучшей работы с шинами. И в следующем году у «Мерседеса» снова будет преимущество

«Мерседес» рвет «Формулу-1» из-за классной подвески

Соперники «серебряных стрел» же неверно спроектировали болиды еще на самых первых порах: к примеру, у «Феррари» с наименьшим лобовым сцеплением не хватало прижимной силы для нужного уровня прогрева. Когда же инженеры из Маранелло взялись за решение проблемы, то выстраивали новые концепции именно вокруг эффективности антикрыльев, забыв про механическое сцепление. В результате алый болид и заболел слишком сильным прогревом – и потому «Феррари» до сих пор часто промахивается с попаданием в температурные окна. С машиной «Ред Булл» происходила примерно такая же история.

«Шины в этом году отличаются от предшественников, – объяснил босс Скудерии Маттиа Бинотто. – Главное отличие состоит в том, что в минувшем сезоне нам неплохо удавалось прогревать резину, и основное внимание приходилось уделять тому, чтобы не перегреть ее – чем ниже температура, тем лучше сцепление. Нынешние шины не перегреть куда сложнее».

Неудавшаяся революция в середине сезона

В «Ф-1» побеждают из-за лучшей работы с шинами. И в следующем году у «Мерседеса» снова будет преимущество

28 июня команды (прежде всего «Ред Булл» и «Феррари») попытались изменить статус кво и вынесли на всеобщее голосование вопрос возвращения более толстых шин из 2018-го, больше подходящих соперникам «Мерседеса». Для успеха бунта требовалось 7 голосов «за» из 10 команд, но коалиция «за перемены» собрала всего пять членов: помимо конюшен Феттеля и Ферстаппена, предложение поддержали только дочерние или клиентские «Хаас», «Альфа Ромео» и «Торо Россо». На стороне «Мерседеса» и его сателлитов («Уильямс», «Рейсинг Пойнт») внезапно оказались еще и «Рено» с «Маклареном» – они, кстати, не испытывали сильных проблем с шинами, а пилоты оранжевых Карлос Сайнс и Ландо Норрис регулярно пользовались трудностями «Ред Булл» и обгоняли Пьера Гасли.

Естественно, боссы соперников «трехлучевых» активно и громко выражали недовольство.

«Когда мы тестировали эти шины на отдельных гонках год назад, «Мерседес» выиграл их все, – бушевал Кристиан Хорнер из «Ред Булл» в эфире Sky Sports. – Менее толстая и более жесткая конструкция требует больше энергии для вывода в рабочий диапазон. Прежде машина «Мерседеса» сильно изнашивала шины, особенно задние. Теперь же они оказались как раз там, где нужно, а все остальные вынуждены искать новые решения».

«У «Мерседеса» невероятное преимущество из-за глупого изменения в конструкции шин, о котором они же и просили, – поддержал Хорнера консультант программы «Ред Булл» Гельмут Марко. – Теперь у девяти команд проблемы. Круг прогрева в квалификации стал важнее самой попытки: если ты не смог идеально попасть в окно температур – тебе конец».

«Я думаю, «Формула-1» страдает из-за этого, – согласился Бинотто. – Безусловно, нужно изменить эту ситуацию, чтобы развернуть «Ф-1» к лучшему. Современные порядки просто неправильные. И у меня нет проблем с «Пирелли»: думаю, они и правда изо всех сил стараются сделать все правильно».

Команды переключились на 2020-й — но слишком поздно

В «Ф-1» побеждают из-за лучшей работы с шинами. И в следующем году у «Мерседеса» снова будет преимущество

Из-за патовой ситуации в текущем сезоне «Феррари» с компанией взялась за изменение «Формулы-1» в следующем сезоне: итальянские шинники получили совершенно иные требования для следующих спецификаций продукции. После долгих лет разработки быстро разрушающихся покрышек (специально для большого количества пит-стопов) «Формула-1» высказала пожелание увидеть шины с меньшим износом — чтобы гонщики имели возможность дольше атаковать и обгонять на полной мощности. Тем не менее, команды со своими пожеланиями тянули вплоть до дедлайна — вечера 4 августа: компании даже пришлось торопить их официальным письмом.

Почему это было важно? Дело в том, что судя по расписанию шинных тестов, опубликованных еще в феврале, в 2019-м только у одной команды остались испытательные сессии для ознакомления с прототипами — и да, это «Мерседес. Именно у «серебряных стрел» запланированы тесты на 10-11 сентября — очевидно, что свежие покрышки на 2020-й привезут только туда (предыдущая сессия была 16-17 июля).

Конечно, данные с этих испытаний получат все команды и сама компания «Пирелли», но все равно наибольшее преимущество вновь окажется на стороне «трехлучевых»: всегда проще интерпретировать информацию с собственной машины.

В «Ф-1» побеждают из-за лучшей работы с шинами. И в следующем году у «Мерседеса» снова будет преимущество

Все команды «Формулы-1» заранее знали о расписании тестов. Все команды «Формулы-1» заранее знали о необходимости как можно скорее составить и передать итальянским шинникам пожелания на 2020-й. Каждая конюшня тоже понимала, что чем раньше начнутся тесты новых прототипов — тем больше данных у них будет. Но вместо дальновидного планирования и ускорения совещательных процессов «Ред Булл» и «Феррари» тянули резину аж до конца июня в уже проигранном сезоне, изо всех сил стараясь победить ветряную мельницу. В результате их стараний главный соперник лишь снова получит все то же преимущество.

Уже сейчас можно сказать, что болельщики Скудерии вместе с остальными фанатами и работниками команд «Ф-1» в марте 2020-го вновь вернутся к старой пластинке о том, что «Мерседес» все купил, «Пирелли» и ФИА ему помогают и вообще делают из Хэмилтона чемпиона покруче Шумахера. Конечно, вполне возможно, что доминирование «серебряных стрел» вновь продолжиться. Но вряд ли здесь стоит искать какие-то конспирологические теории или хитрую политическую волю умнейшего кукловода. Конкуренты «Мерседеса» вполне замечательно регулярно фэйлят и сами.

«Плавник» – карбоновая доска, которая помогла выиграть 8 последних «Ле-Манов» и 2 сезона «Ф-1». Объясняем, как она работает

Агрессивно задранные зады болидов «Ф-1» – главный тренд последних сезонов. Это не блажь дизайнеров, а суперинновация

Новое оружие «Мерседеса» в «Ф-1» скопировано у «Феррари». Скудерия уже не смогла заставить его работать