Главная гонка мира на выносливость: «Тойота» – фаворит «Ле-Мана», российская команда G-Drive Racing – в числе претедентов на победу

Большой шанс Романа Русинова и его напарников.

Сегодня на кольце «Сартэ» в 17 часов по московскому времени на севере Франции стартует 89-й автомарафон «24 часа Ле-Мана» – самая знаменитая гонка на выносливость в мире. Как обычно, российским зрителям будет и где ее посмотреть, и за кого поболеть. С первым поможет телеканал Eurosport, планирующий вести прямую трансляцию на протяжении всей суточной гонки. Помочь разобраться со вторым попробуем мы.

Главные герои

На старт гонки выйдут 62 машины – самое большое число участников «24 часов Ле-Мана» в истории. Как обычно, они разделены на четыре категории (на самом деле даже пять, но об этом чуть позже). Необычным, однако, будет то, что зрители больше не увидят машины LMP1 – категорию, которая была топовой в гонках на выносливость с 1992 года. Ей на смену пришли «гиперкары» – машины, которые должны снизить стоимость гонок на выносливость и за счет этого сделать главный класс этого вида автоспорта более конкурентным. 

Правда, пока конкуренции нет – в категории по-прежнему доминирует заводская команда «Тойота». Это и неудивительно – их GR010 Hybrid сделан на базе модели TS050 Hybrid, уничтожавшей всех в Ле-Мане на протяжении трех предыдущих лет. А других заводских команд в классе нет – они должны появиться только в следующем году. Пока же японцам противостоят французская «Альпин» и американская «Гликенхаус».

Главная гонка мира на выносливость: «Тойота» – фаворит «Ле-Мана», российская команда G-Drive Racing – в числе претедентов на победу

Позвольте, скажете вы, но ведь «Альпин» – это гоночное подразделение «Рено», и именно под этим названием они теперь выступают в «Формуле-1». Это так, но в WEC все устроено немного иначе. Название «Альпин» с прошлого года носит команда «Сигнатек», хорошо известная по выступлениям в LMP2. С «Рено-Ниссан» они сотрудничают уже с десяток лет, но все же это частная команда, возможности которой не идут ни в какое сравнение с потенциалом «Тойоты». Более того – машина «Альпин» A480 есть ни что иное, как немного модернизированное шасси «Рибейон» R13, построенное для швейцарской команды «Рибейно» французским гоночным ателье «Орека» в 2018 году. На них стоят атмосферные 4,5-литровые моторы GL458 компании «Гибсон» (до 2017 года носившей название «Зитек») – да, вот так все запутано в мире автоспорта), и если на одном круге эта машина еще может конкурировать с «Тойотой», то на дистанции верх неизбежно возьмут японцы – из-за меньшего расхода топлива их гибридов. 

Что касается «Гликенхаус», то команда американского миллионера и кинопродюссера Джеймса Гликенхауса остается для Ле-Мана «темной лошадкой». Некоторые верят, что две машины 007 LMH способны преподнести сюрприз фаворитам, но большинство специалистов  в этом сильно сомневаются. Все же «24 часа Ле-Мана» – это гонка, где опыт важен больше, чем где бы то ни было еще. 

В таких условиях ничего не остается, кроме как следить за борьбой двух экипажей «Тойоты» между собой. Составы достаточно стабильны – японская команда предельно консервативна, – и оба строятся вокруг японских пилотов. На машине №7 это Камуи Кобаяси, которому помогают Майк Конвей и Хосе-Мария Лопес, на машине №8 – Кадзуки Накадзима, делящий время с двумя экс-пилотами «Формулы-1» Себастьяном Буэми и Брендоном Хартли. Составы примерно равны по силам (на одном круге Камуи обычно быстрее, чем Кадзуки, но на дистанции суточного марафона это не имеет особого значения), но не по заслугам. Хотя «Тойота» доминирует в Ле-Мане уже как целых пять лет, победить здесь Кобаяси и его напарникам так ни разу и не удалось. 

Главная гонка мира на выносливость: «Тойота» – фаворит «Ле-Мана», российская команда G-Drive Racing – в числе претедентов на победу

За эти пять лет он четыре раза стартовал с поула, каждый раз был очень близок к победе, но всегда что-то шло не так. В 2016-м помешали технические проблемы, в 2017-м произошла совершенно нелепая история, когда гонщик-любитель сбил с толку Камуи на пит-лейн, что привело к поломке машины и сходу, в 2018 и 2019 в «Тойоте» отдавали явное предпочтение экипажу машины №8, в котором выступал знаменитый Фернандо Алонсо. В прошлом году Кобаяси лидировал всю первую треть гонки, пока именно на его машине вновь не начались технические проблемы. 

Эту гонку Камуи вновь начнет с первой позиции, завоеванной им в суперпоуле, но, конечно, на такой длинной дистанции это не имеет решающего значения. 

Борьба в классе LMP2 жестче, здесь выступает российская команда G-Drive Racing

Главная гонка мира на выносливость: «Тойота» – фаворит «Ле-Мана», российская команда G-Drive Racing – в числе претедентов на победу

Надо признать, что хотя заводские команды только обещают прийти в класс гиперкаров, определенный эффект реформа уже дала. Самое главное – скорости в топовой категории резко снизились, и если в 2020-м году время поула Кобаяси составило 3.15,267, то в этот четверг он же завоевал первую стартовую позицию с результатом только 3.23,900. Так медленно машины быстрейшей категории не ездили очень давно – минимум 10 лет. 

Естественно, это привело к тому, что старшую категорию «нагнали» лидеры младшей – ведь регламент LMP2 существенно не изменился. Организаторам чемпионата мира по гонкам на выносливость WEC пришлось даже в мае несколько уменьшить мощность двигателей «Гибсон» GK428 (другие здесь использовать запрещено). Но это помогло лишь отчасти: если год назад лучшая машина LMP2 проиграла поулу почти 10 секунд, то в этом – всего четыре! А проигрыш худшему гиперкару, «Гликенхаус» №709, составил всего 0,3 секунды. 

Это значит, что при определенных обстоятельствах машины LMP2 могут даже претендовать на победу в абсолюте. Судите сами – на старт выйдут всего пять гиперкаров, «подпирать» сзади которых будет 25 машин LMP2. Да, менее мощные и не такие передовые с точки зрения технологий, зато они легче, проще и, главное, надежнее любого гиперкара. А в суточном марафоне надежность – едва ли не определяющий фактор. 

Конечно, если подобное произойдет, это станет настоящей сенсацией, но можно смело сказать, что сейчас «Ле-Ман» ближе к такому результату, чем в любой гонке за последние 20 лет. Приятно, что одним из главных претендентов на это достижение считается российская команда G-Drive Racing, за которую выступает Роман Русинов. 

Главная гонка мира на выносливость: «Тойота» – фаворит «Ле-Мана», российская команда G-Drive Racing – в числе претедентов на победу

G-Drive Racing – без сомнения, самая известная и самая успешная российская команда в шоссейно-кольцевом автоспорте. Вот уже восемь лет она остается одним из лидеров категории LMP2 – в 2015 году Роман Русинов с ней смог выиграть чемпионат WEC. В 2018 году команда перешла в «Европейскую серию Ле-Ман» и сходу ее выиграла. 

Но, конечно, главной целью как G-Drive Racing, так и Русинова остаются «24 часа Ле-Мана». Из года в год российская команда приезжает сюда главным фаворитом категории – но каждый раз победа уплывает у нее из рук. Обидные поломки, аварии, дисквалификации – в невезучести Роман может потягаться с Камуи Кобаяси. 

Последние два Ле-Мана сложились для G-Drive Racing неудачно, но вновь не обошлось без невезения. Год назад Русинов лидировал в своем классе, пока на машине не отказал электронный блок управления двигателем – стандартный для всех машин. Перед нынешним сезоном в команде решились на большие перемены – Русинов сменил обоих напарников. Теперь с ним выступают два молодых и очень быстрых пилота: 26-летний Ник де Врис и 18-летний Франко Колапинто. 

Де Врис хорошо известен всем любителям автоспорта – в 2019 году он стал чемпионом «Формулы-2», в сезоне-2020/2021 выиграл чемпионат «Формулы E». Очевидно, что с таким послужным листом он пришел в G-Drive Racing не отбывать номер, а бороться за победы – и в первую очередь в «24 часах Ле-Мана». И пришел именно в эту команду, так как знает, что здесь у него такой шанс есть. 

Колапинто не столь знаменит, но именно его «трансфер» – быть может, самое важное, что произошло с G-Drive Racing за последний год. Все дело в правиле, согласно которому в экипаже LMP2 должен быть хотя бы один пилот уровня Bronze или Silver – то есть, фактически, полупрофессионал. И если гонщики категорий Platinum или Gold более или менее равны по уровню, то между хорошим Silver и посредственным Bronze лежит целая пропасть. 

В этом смысле Колапинто – почти идеальный кандидат. Формально он имеет статус Silver, хотя в действительности это очень быстрый и профессиональный гонщик, чемпион испанской «Формулы-4». И что, быть может, еще важнее, чем его скорость, аргентинца, несмотря на его юный возраст, во всех сериях отличала исключительный стабильность и здравомыслие. А это именно то, чего ждут от гонщика «серебряной» категории в G-Drive Racing.

Помимо экипажа Русинова, который выступает под традиционным для него номером 26, на старт выйдет и еще одна машина G-Drive Racing. Конкурировать за победу с главным экипажем она не будет – машина №25 заявлена в полулюбительской подкатегории Pro-Am. Здесь цвета G-Drive Racing будет защищать действительно интернациональный экипаж: анголец (с португальской гоночной лицензией) Руи Андраде, американец Джон Фальб и испанец Роберто Мери. 

Главная гонка мира на выносливость: «Тойота» – фаворит «Ле-Мана», российская команда G-Drive Racing – в числе претедентов на победу

Из всех троих известен у нас только Мери, выступавший в свое время за российскую команду в «Формуле-Рено 3.5», а затем в команде «Формулы-1» «Манор-Маруся». Его задача – усилить уже сработавшуюся пару пилотов Андраде-Фальб, занимающую сейчас третье место в «Азиатской серии Ле-Ман». Безусловно, этот экипаж будет одним из главных фаворитов подкатегории Pro-Am. 

Оба экипажа выйдут на старт на машинах Aurus 01. Это быстрая и надежная машина – на ней экипаж Русинова в этом году уже выиграл одну гонку во Франции, «4 часа Ле-Кастелле». Кроме того, на их счету три поула в четырех гонках, так что марафон в Ле-Мане команда определенно проводит в статусе одного из главных фаворитов.

Перед главной гонкой года – «24 часа Ле-Мана» – команды набираются опыта и проверяют болиды в Азиатской и Европейской сериях Ле-Ман. Кроме того, оттачивать опыт помогают межсезонные тестовые заезды. У G-Drive Racing тестовых заездов даже больше – одной из задач команды является испытание моторных характеристик топлива G-Drive cети АЗС «Газпромнефть» в условиях, максимально приближенных к гоночным. Благодаря этим испытания топливо постоянно совершенствуется – становится более эффективным и экологичным. 

Недавно была обновлена формула популярного среди автолюбителей топлива G-Drive 95. Проверка показала, что по воздействию на двигатель оно полностью соответствует требованиям к защитным, очищающим и антикоррозийным свойствам топлива, которые зафиксированы во Всемирной топливной хартии. Этот документ совместно разработан ведущими мировыми производителями: «БМВ», «Фольксваген», «Порше», «Дженерал Моторс», «Вольво», «Мазда», «Тойота» и другими.

Главная гонка мира на выносливость: «Тойота» – фаворит «Ле-Мана», российская команда G-Drive Racing – в числе претедентов на победу

Сильных конкурентов у G-Drive Racing, конечно, тоже хватает. К ним относится, в первую очередь, команда «Йота», извечный соперник G-Drive Racing на протяжении многих лет, а также лидер текущего сезона «Европейской серии Ле-Ман» – WRT. За первую выступают такие сильный пилоты, как Антониу Феликс да Кошта, Энтони Дэвидсон и Роберто Гонсалес. За вторую поедет никто иной, как Роберт Кубица, а помогать ему будут Луи Делетраз и Йе Йифеи.

Еще один мощный соперник – команда «Юнайтед Автоспорт», доминирующая в этом году в чемпионате мира по гонкам на выносливость. Она выставила на старт сразу три машины, но некоторым сюрпризом стало то, что в квалификации лучшее время показал экипаж №32, в котором выступают не слишком известные пилоты Джонатан Абердейн, Нико Жамен и Мануэль Мальдонадо (двоюродный брат бывшего гонщика «Формулы-1» Пастора Мальдонадо). К фаворитам относили скорее два других экипажа этой команды – лидеров WEC Филипа Хэнсона, Фелипе Альбукерке, Фабио Шерера на машине 22 и звездный состав 23-й – Уэйн Бойд, Алекс Линн и Пол ди Реста. 

Не стоит сбрасывать со счетов и «Панис Рейсинг», за которую поедут Джеймс Аллен, Уилл Стивенс и бывший гонщик G-Drive Racing Жульен Каналь. Еще один бывший пилот российской команды, Йоб ван Уйтерт, теперь выступает за «Гоночную команду Нидерландов», где одним из его напарником стал экс-пилот «Ф-1» Гидо ван дер Гарде. 

Вообще, по числу звезд категория LMP2 намного опережает остальные классы. За команду  «Дрэгонспид» поедет Хуан-Пабло Монтойя – человек, ближе всех подошедший к взятию «Тройной короны автоспорта» – на его счету победы в Гран-при Монако и «Инди-500». Ему не хватает только победы в Ле-Мане, и в последние годы колумбиец пытается подобраться к этой цели.

На второй машине «Йота» будет выступать Стоффель Вандорн. «Победитель всего» Робин Фряйнс сядет за руль второй машины WRT. Помогать ему, кстати, будет Фердинанд Габсбург, профессиональный гонщик и правнук последнего императора Австро-Венгрии Карла I. За «Хай класс рейсинг» выступят сразу два бывших гонщика «Формулы-1», отец и сын Ян и Кевин Магнуссены. Ян, кстати, не раз побеждал в Ле-Мане в категории GT. А пилот «Риалтим рейсинг» Лойк Дюваль был победителем и в абсолюте – в 2013-м он выиграл «24 часа Ле-Мана» на «Ауди».

Очевидно, что гонка не станет для G-Drive Racing легкой – конкуренция в LMP2 сейчас высока как никогда. Но тем ценнее успех, и у российской команды есть все, чтобы его достичь. Это показала и квалификация – в основной ее части экипаж Русинова был вторым. В сражении за гиперпоул в четверг российская команда имела все шансы на первое место в классе, и даже в какой-то момент показала очень хорошее время – но спустя несколько секунд оно было аннулировано из-за красных флагов. В итоге машина №26 стартует четвертой среди LMP2, что тоже достаточно неплохо. 

«Настрой у нас боевой, – рассказал Sports.ru Роман Русинов в пятницу. – Вчера у нас был бой за гиперпоул – могли его завоевать, но немного не повезло. Время даже уже зафиксировали, но затем убрали из-за того, что буквально за пару секунд до окончания круга вывесили красный флаг. Пришлось сбросить скорость и прервать серию – иначе, думаю, у нас было бы первое время. В итоге стартуем четвертыми, но это не так важно – впереди 24 часа гонки, стартовые позиции не главное. В Ле-Мане главное всегда доехать до финиша без каких-либо проблем. Именно на этом мы сейчас и сосредоточены».

Что еще будет в Ле-Мане?

Главная гонка мира на выносливость: «Тойота» – фаворит «Ле-Мана», российская команда G-Drive Racing – в числе претедентов на победу

В категории GT сейчас совсем не так весело, как пару лет назад. В 2019-м в LMGTE Pro выступало семь заводских команд: «Форд», «БМВ», «Астон Мартин», «Порше», «Шевроле» и «Феррари». В общей сложности тогда на старт вышло 16 разных, но почти равных по силе машин. Теперь команд осталось только три («Порше», «Шевроле» и «Феррари»), а количество экипажей сократилось до восьми. Причем поул завоевал единственный частный экипаж в этой категории – китайской команды Hub Auto Racing. 

В LMGTE Am участников много, 23 машины, но, в силу низкого профессионализма гонщиков-любителей и их команд, эта категория всегда выступала в роли «массовки». Предсказать результат в этом классе невозможно – победителем обычно становится тот, кто допустит меньше ошибок, а не тот, кто ехал быстрее. 

Наконец, пятая «категория» участников – класс «инновационных машин», ранее известный как «Гараж 56» (в те годы, когда боксов на трассе действительно было 56). Традиционно право выйти на старт здесь получали участники, чья техника в силу своей инновационности не вписывалась в регламент в других категориях. От этого правила отошли в 2016-м, когда на старт в рамках «гаража 56» вышла обычная машина LMP2, но с необычным экипажем. В него входил Фредерик Соссэ – гонщик-любитель, которому из-за бактериальной инфекции четырьмя годами ранее ампутировали все четыре конечности. 

Прошло пять лет – и вот уже сам Соссэ дает шанс сразу двум гонщикам-инвалидам принять участие в «24 часах Ле-Мана». В составе его команды, SRT41, выступят два «колясочника» – Такума Аоки и Найджел Байи. Они будут управлять машиной при помощи дополнительных рычагов на рулевом колесе – аналогичную систему использовал Алессандро Дзанарди на «24 часах Дайтоны» в 2019-м. Третий пилот команды, Матье Лайе, будет управлять этой же машиной обычным способом.

Следить за событиями гонки и делиться впечатлениями можно в нашем специальном онлайне, который начнется за час до старта, в 16:00 по московскому времени:

24 часа Ле-Мана: G-Drive стартует в топ-10, экипажи «Тойоты» борются за лидерство