Кубки «Ф-1» – произведения искусства: в каждый вшита скрытая отсылка, на фамилию уходит по три недели. Их 30 лет вручную делает одна компания

Раскрыли все секреты красивых и не очень трофеев с любого Гран-при.

Кубки «Ф-1» – произведения искусства: в каждый вшита скрытая отсылка, на фамилию уходит по три недели. Их 30 лет вручную делает одна компания

Каждый Гран-при «Формулы-1» завершается подиумом, где тройка лучших пилотов получает не только славу, овации и зачетные очки, но и красочные трофеи. Иногда дизайн всех приводит в восторг, а другие кубки гонщики даже критикуют за скучный внешний вид – к примеру, ярче всех на счет вмешательства спонсоров высказался Себастьян Феттель на Гран-при Мексики 2019-го.

«Отличная гонка, организаторы прилагают так много усилий для ее проведения, а потом мы видим дерьмовые, скучные трофеи, – проехался по разработчикам четырехкратный чемпион. – В будущем им стоит что-то придумать – может быть, сделать трофей более традиционно мексиканским. В смысле надписи «Хайнекен» и так видны вообще везде, не нужно вешать эту чертову звезду еще и на трофей».

Но все-таки чаще дизайн победных кубков (да и сам факт их получения) радует гонщиков. Но кто же отвечает за их внешний вид? Как вообще их изготавливают? Мы решили вам помочь найти ответы.

Кубки «Ф-1» – произведения искусства: в каждый вшита скрытая отсылка, на фамилию уходит по три недели. Их 30 лет вручную делает одна компания

Большинство кубков – дело рук одной компании. Она вошла в «Формулу-1» 30 лет назад

Практически все значимые награды в «Формуле-1» (включая чемпионские кубки) делает Fox Silver – и отвечает за все ее основатель Ричард Фокс.

Компания возникла как объединение мастерской Ричарда и его жены Серены в 1993 году. В автоспорт супруги пришли благодаря страсти мужа, пока жена сконцентрировалась на изготовлении ювелирных украшений.

Но сотрудничество Фокса с «Формулой-1» началось еще в 1984 году: тогда к Ричарду обратился сам Берни Экклстоун (на тот момент глава всей серии) с просьбой создать трофей в свою честь.

Кубки «Ф-1» – произведения искусства: в каждый вшита скрытая отсылка, на фамилию уходит по три недели. Их 30 лет вручную делает одна компания

«Он (Берни – прим.) спросил, сколько времени уйдет на дизайн, – рассказывает Фокс. – Я сказал: «Что ж, понадобится где-то неделя или что-то в это роде. Как насчет конца следующей недели?» Тогда он сказал: «В четверг утром я уеду в ЮАР». Я предложил ночь среды как крайний срок. Ему, кажется, все понравилось».

Кубки «Ф-1» – произведения искусства: в каждый вшита скрытая отсылка, на фамилию уходит по три недели. Их 30 лет вручную делает одна компания

Этим трофеем имени Берни Экклстоуна наградили автомобильный клуб той страны, чьи пилоты наибольшее количество очков. 

С тех пор Fox Silver создала для «Формулы-1» более 600 кубков, хотя, по версии самого Ричарда, компания представила даже 800 трофеев для главной серии мира. Более того, награды для WRC (чемпионат мира по ралли) и NASCAR – тоже их творения.   

Процесс создания кубка намного сложнее, чем кажется: только в правилах ФИА их регламентируют две страницы

Кубки «Ф-1» – произведения искусства: в каждый вшита скрытая отсылка, на фамилию уходит по три недели. Их 30 лет вручную делает одна компания

Все начинается с определения титульного спонсора Гран-при. Fox Silver взаимодействует не только с ним, но и с представителями автодромов и других спонсоров чемпионата.

«Если вы откроете регламент ФИА, то обнаружите там целых две страницы, посвященные тому, каким должен быть трофей», – говорит Фокс.

Вот самое главное из правил: на кубке должны присутствовать логотип «Ф-1», официальное название мероприятия и позиция пилота. Трофеи победителя и конструктора не могут быть ниже 50 см и выше 65 см, награды призеров – ниже 35 см и выше 45 см. Вес – не более 5 кг. Причем, именно этот параметр Фокс называет самым главным, поскольку изготовители, по его же словам, буквально «привязаны» к нему. Кроме того, дизайн кубка должен быть удобным для держания в руках и переноса без повреждений.

«Когда мы создаем трофеи, идеи приходят в голову сами, – рассказывает Ричард. – Иногда это занимает несколько дней. У нас есть специальные дизайнеры, создающие модели (на компьютере).

Кубки «Ф-1» – произведения искусства: в каждый вшита скрытая отсылка, на фамилию уходит по три недели. Их 30 лет вручную делает одна компания Кубки «Ф-1» – произведения искусства: в каждый вшита скрытая отсылка, на фамилию уходит по три недели. Их 30 лет вручную делает одна компания

Затем мы используем 3D-принтер, создавая уже реальную модель на основе выбранного материала, чтобы посмотреть все ли хорошо, нормально ли все с пропорциями.

Кубки «Ф-1» – произведения искусства: в каждый вшита скрытая отсылка, на фамилию уходит по три недели. Их 30 лет вручную делает одна компания Кубки «Ф-1» – произведения искусства: в каждый вшита скрытая отсылка, на фамилию уходит по три недели. Их 30 лет вручную делает одна компания

После мы обдумываем, каким именно способом создать разные части трофея: вручную или с помощью токарного станка. Мы также можем прибегнуть к электроформингу. Это такой процесс трехмерного покрытия. Он заключается в погружении в серную кислоту (при условии, что кубок сделан из меди) или в циановую (при условии, что основной материал – чистое серебро).

Кубки «Ф-1» – произведения искусства: в каждый вшита скрытая отсылка, на фамилию уходит по три недели. Их 30 лет вручную делает одна компания

Фактически мы проводим электрический поток через объект из 20 кг серебра. В пространстве, куда погружают часть будущего трофея, расположены два мешочка, играющие роли катода и антикатода. Они перегоняют молекулы из жидкости прямо на погруженный объект. Мы делаем это относительно медленно, чтобы получить идеальный результат».

На примере трофея Гран-при Бахрейна Ричард рассказывает, как сделали разные части кубка: к примеру, этот кусок создан вручную – отсюда и красивые волны, символизирующие расположение страны.

Кубки «Ф-1» – произведения искусства: в каждый вшита скрытая отсылка, на фамилию уходит по три недели. Их 30 лет вручную делает одна компания Кубки «Ф-1» – произведения искусства: в каждый вшита скрытая отсылка, на фамилию уходит по три недели. Их 30 лет вручную делает одна компания

Здесь создатели вырезали на трофее логотип местного Гран-при, внутри которого расположена схема самой трассы.

Кубки «Ф-1» – произведения искусства: в каждый вшита скрытая отсылка, на фамилию уходит по три недели. Их 30 лет вручную делает одна компания

Ричард также рассказал об изготовлении кубков к внеплановому Гран-при Айфеля этого года. «Его основа сделана из полиацеталя (полиформальдегид, заменяющий металл в автопромышленности). Он покрыт металлом, на серебряной части которого мы позже займемся гравировкой».

Кубки «Ф-1» – произведения искусства: в каждый вшита скрытая отсылка, на фамилию уходит по три недели. Их 30 лет вручную делает одна компания

Цвета национального флага наносят, зажимая деталь в токарном станке.

«Металл начинает крутиться, как диск, и его начинают прижимать специальным инструментом, придавая определенную форму. Когда его возвращают на прокрутку, нам приходится заняться тем, что мы называем «уплотнением», так как на поверхности необходимо убрать оставшиеся неровности. В противном случае, трофей выглядел бы просто отвратительно, даже после полировки».

Кубки «Ф-1» – произведения искусства: в каждый вшита скрытая отсылка, на фамилию уходит по три недели. Их 30 лет вручную делает одна компания

Весь кубок Гран-при Айфеля состоял из трех частей, которые держались благодаря плотно состыкованной конструкции.

Кубки «Ф-1» – произведения искусства: в каждый вшита скрытая отсылка, на фамилию уходит по три недели. Их 30 лет вручную делает одна компания Кубки «Ф-1» – произведения искусства: в каждый вшита скрытая отсылка, на фамилию уходит по три недели. Их 30 лет вручную делает одна компания

Фокс также отмечает, что у трофеев обычно специально закрытое дно на случай, если пилоты захотят испить из них шампанское.

Далее Ричард показывает выгравированные логотипы 70-летия «Ф-1» и спонсора серии Saudi Aramco с синей линией под ней.

Кубки «Ф-1» – произведения искусства: в каждый вшита скрытая отсылка, на фамилию уходит по три недели. Их 30 лет вручную делает одна компания

Внутри трофей покрыт 24-каратным золотом.

Кубки «Ф-1» – произведения искусства: в каждый вшита скрытая отсылка, на фамилию уходит по три недели. Их 30 лет вручную делает одна компания

Кубки «Формулы-1» как вид искусства

Сделать трофей действительно не так просто. Но еще сложнее превратить кусок металла в настоящий шедевр – здесь нужны по-настоящему золотые руки.

«Те, кто занимается полировкой, должны обладать особыми навыками, – признает и сам Фокс. – Это своего рода искусство. Именно в этот момент можно полностью уничтожить проделанную работу. Очень легко зацепить край или испортить целую деталь. Это очень неприятная работа. Но лично я горжусь мастерством полирования».

Не обойтись мастерам и без творческого мышления. Ведь именно оно и дает те гениальные идеи, воплощенные в реальность. Об этом Ричард рассказывает на примере трофея последнего этапа сезона:

Кубки «Ф-1» – произведения искусства: в каждый вшита скрытая отсылка, на фамилию уходит по три недели. Их 30 лет вручную делает одна компания

«Кубок Гран-при Абу-Даби – это чистое серебро, наложенное на потрясающие формы. Мы работали над ним с первой гонки сезона. Так что у нас уже есть 3-4 готовых экземпляра. Знаете, я брал в расчет все, что может ассоциироваться с Абу-Даби: архитектура, история… Но что может быть лучше пикирующего сапсана? Это же скорость. «Формула-1» – это тоже скорость. Это, по сути, быстрейшее животное на Земле. После ко мне пришла идея добавить вихрь. В итоге получился сапсан, разрезающий воздух».

Fox Silver также создали особый трофей к Гран-при Эмилии-Романьи, проходившем в Имоле. В честь легендарного Айртона Сенны, погибшего здесь 26 лет назад, на сделанный в виде трассы кубок нанесли алмазную метку в месте аварии трехкратного чемпиона.  

Кубки «Ф-1» – произведения искусства: в каждый вшита скрытая отсылка, на фамилию уходит по три недели. Их 30 лет вручную делает одна компания

Это творение высоко оценил победитель гонки Льюис Хэмилтон: «Мы не ездили тут очень давно, и я даже помню, как тогда в 1994-м мимо меня проходил Сенна. Удивительно осознавать, что мы снова, спустя 26 лет, получили возможность победить на таком треке. И да, трофей точно будет верным хранителем памяти (об Айртоне). Он не такой уж и легкий, что придает ему ценности».

И, конечно, лучшие творения компании – главные кубки современной  «Ф-1» для победителей чемпионата мира и Кубка Конструкторов.

«Одни из моих любимых трофеев – чемпионские, – говорит Ричард. – Это был удивительный заказ от «Формулы-1». Все пилоты просили у нас сделать копию. На него нанесены все чемпионы с 1950-го года. Мы ставим дату титула каждого. Сейчас 70-летие «Ф-1», и у нас много работы. На всего лишь одну фамилию уходит 3 недели. А если пилот еще и захочет дубликат…»

Кубки «Ф-1» – произведения искусства: в каждый вшита скрытая отсылка, на фамилию уходит по три недели. Их 30 лет вручную делает одна компания Кубки «Ф-1» – произведения искусства: в каждый вшита скрытая отсылка, на фамилию уходит по три недели. Их 30 лет вручную делает одна компания

Создание кубков в автоспорте – дело, приносящее не славу, но в первую очередь удовольствие. И наилучшим доказательством служит резюме Ричарда Фокса:

«Я обожаю наблюдать, как пилоты радуются, держа в руках трофеи, как они подкидывают их вверх. Надеюсь, это отражает их достижения».

Сменщик Хэмилтона в «Мерседесе» надел кроссовки на размер меньше и выехал на трассу через боль. Из-за высокого роста

Оказывается, с болидов «Ф-1» обязательно сдирают краску после каждой гонки. Все ради максимальной скорости

Шлем для «Ф-1» за $5000 в разрезе: пара миллиметров карбона и кевлара, потом пять сантиметров пенопласта. Выдержит выстрел