«Ле-Ман» 21-го набили драмой: лидер LMP2 заглох перед финишем, но въехал в топ-3, а G-Drive Racing из России прорвался на 11 позиций после аварии

Лучший марафон за последние годы.

От «24 часов Ле-Мана» в 2021-м ожидали настоящей революции: все-таки мощнейшие прототипы на 1000 л.с. остались в прошлом, а на их место пришли гиперкары с моторами на 400 л.с. меньше – и младший класс LMP2 даже почти достал их в квалификации. Предгоночные расклады вместе с фундаментальными изменениями давали теоретический шанс на победу трем десяткам экипажей, и среди них числился и российский G-Drive Racing – многолетний лидер категории LMP2, от которого 4 последних года первое место ускользало из-за всевозможных мелочей.

Главная гонка мира на выносливость: «Тойота» – фаворит «Ле-Мана», российская команда G-Drive Racing – в числе претендентов на победу

И гонка не разочаровала с самого старта: прямо перед ним в Пеи-де-ла-Луар пошел дождь, подаривший миру фантастические кадры прогревочного круга и первых километров заезда.

https://twitter.com/FIAWEC/status/1429080430926516224

«Ле-Ман» 21-го набили драмой: лидер LMP2 заглох перед финишем, но въехал в топ-3, а G-Drive Racing из России прорвался на 11 позиций после аварии

А утром на автодром «Сарт» опустился туман, обеспечив гонщикам максимально сложные, просто адские условия пилотажа скользким асфальтом: достаточно склизким для встречи со стеной из-за слишком резкого поворота руля, но далекого до нужной влажности для промежуточных или дождевых шин.

Тяжелейшие условия моментально вылились в большое количество ошибок с первых же кругов (и даже с первого же поворота) – вылеты, аварии и столкновения сыпались и сыпались всю первую половину гонки, и лишь вторые 12 часов пилоты поехали чуть осторожнее на кардинально подбитых болидах. Так что каждого добравшегося до финиша можно всерьез назвать героем!

Подробно о ходе гонки вместе со всеми авариями, схватками, обгонами и ошибками можно прочитать в нашем онлайне – вот здесь

А здесь мы расскажем и покажем самое-самое главное о главном суточном гоночном марафоне планеты.

«Тойота» снова победила – как и в прототипах. Пока другие гиперкары явно слабее

На бумаге, конечно, разница между заводскими машинами и частными болидами вместе с классом LMP2 сократилась на 8-10 секунд с круга – но пока у единственной в категории команды от концерна все-таки слишком стабильный темп и хороший подбор пилотов. Ведь (если вы не забыли – из нашего превью) «Альпин» – лишь брендированный под дочку «Рено» частный коллектив с переделанным шасси из LMP2, а гиперкар «Гликенхаус» – вообще франкенштейн с мотором, собранным из двух двигателей раллийного «Хендэ».

На «Ле-Мане» ждали сексуальные и совершенно новые гиперкары – а получили те же увеличенные прототипы, но на 400 л.с. слабее

Потому главным моментом схватки за победу оказался старт: там в первом же повороте «Тойота» №8 Себастьяна Буэми развернулась после столкновения с «Гликенхаусом» и откатилась в середину пелотона, а японская машина под №7 сохранила первое место и оторвалась от конкурентов.

https://twitter.com/Motorsport/status/1429086019090108418

В азиатской марке все обычно очень строго: преимущество отдают именно лидирующему экипажу, если не случается технических форс-мажоров. В 2020-м, например, №7 ехал на победу точно так же – но на последних кругах столкнулся с двумя внезапными проколами и уступил машине №8 Фернандо Алонсо – а в 2021-м обошлось без катастроф, и Камуи Кобаяси, Марк Конвей и Хосе-Мария Лопес забрали-таки свой кубок.

В битве за третье место «Альпин» все-таки оказалась сильно быстрее частников «Гликенхаус» с мотором-франкенштейном, но американский гиперкар почти полгонки проехал на подиумном месте из-за бесконечных ошибок и разворотов французских гонщиков. Лишь только после того, как товарищи Фернандо Алонсо и Даниила Квята по корпоративным цветам перестали ошибаться, их экипаж легко замыкать топ-3 – реального сражения на трассе без помощи (для одних) и помехи (для других) со стороны круговых не получилось.

В самом конкурентном классе LMP2 выиграли новички во главе с наследником Австро-Венгерской Империи – после заглохшего на последнем круге лидера. G-Drive Racing – 7-е

Разборки в категории частных прототипов закончились настоящей драмой: большую часть гонки лидировал экипаж №41 в составе бывшего пилота «Ф-1» Роберта Кубицы, китайского юниора из молодежных формульных гонок Е Ифэя и бывшего резервиста «Хааса» и гонщика «Ф-2» Луи Делетраза, но буквально за километр до финиша болид команды WRT просто заглох!

Причина – нехватка топлива: кажется, Е так и не освоил в должной мере технику пилотажа «лифт энд кост», которую в спорткарах (да и «Ф-1») широко применяют для экономии горючего.

Особенно жалко было Кубицу, уже упустившего шанс на титул «Ф-1» с «БМВ» в 2008-м из-за недостаточно быстрого прогресса болида. Теперь же новая неудача – и реакция поляка на этой фотке из паддока сразу после кадров с заглохшей машиной говорит громче тысячи слов.

«Ле-Ман» 21-го набили драмой: лидер LMP2 заглох перед финишем, но въехал в топ-3, а G-Drive Racing из России прорвался на 11 позиций после аварии

Правда, нюансы правил «Ле-Мана» все равно позволили Роберту подняться на подиум на третьем месте: поскольку обогнать их могли только те, кто находился с лидерами в одном круге. Таких машин оказалось лишь две – и №41 в итоге классифицирован третьим.

Победил в итоге тоже экипаж WRT – в составе бывшего суперюниора и пилота «Ф Е» Робина Фряйнса, наследника Австро-Венгерской империии Фердинанда Габсбурга и 20-летнего бывшего пилота японской «Ф-3» Шарля Милези. Да, принцы в Европе не просто так наслаждаются жизнью, но и блистают в спорте – а про его высочество мы даже писали отдельный текст.

Наследник империи Габсбургов теперь не просто гонщик в топовом чемпионате. Вкалывает по ночам на складе – готовит Австрию к эпидемии

И даже несмотря на глупый фэйл, «Ле-Ман» 2021-го стал огромным прорывом для WRT. Просто раньше бельгийская команда выступала лишь в классе GT3 (где побеждала на «Ле-Мане» в 2018-м) и в DTM, но уход главного партнера – «Ауди» – из крутейших немецких гонок вынудил организацию искать себе новый бизнес и серию. Выбор пал на гонки спорткаров и чемпионат мира по гонкам на выносливость – и ребята сходу чуть не оформили дубль.

Тем печальнее ситуация для G-Drive Racing – ведь у российского экипажа было достаточно темпа и скорости для победы. Не верите? Вот, смотрите, как новоявленный чемпион «Формулы Е» и новичок команды Русинова Ник де Врис разделал на трассе Кубицу на той самой чуть не победившей машине.

https://twitter.com/EuropeanLMS/status/1429093120491278338

На тот момент нидерландец вытащил G-Drive Racing на второе место – а к пятому часу российская команда и вовсе добралась до лидерства.

Неудачи пришли с ночными сумерками: первый же отрезок «Ле-Мана» 18-летнего чемпиона испанской «Ф-4» Франко Колапинто (который на равных рубился с юниорами «Ред Булл» в новозеландской Toyota Racing Series в 2020-м, между прочим) закончился столкновением с женским экипажем и повреждениями:

«Когда я готовился обгонять Софию Флерш, она вдруг переключилась на две передачи вниз и сильно замедлилась, – пояснил Колапинто для Dailysportscar. – У меня не было времени отреагировать, и я врезался в отбойник».

В итоге экипаж №26 добрался до боксов и встал на ремонт – механики сделали все возможное для экспресс-восстановления болида, но G-Drive Racing потерял четыре круга и вернулся на трассу 19-м.

Следующие ночные отрезки достались Роману Русинову и Нику де Врису – они значитально поправили ситуацию. Особенно хорошо вновь проехал именно нидерландец: постоянно гнал быстрее лидеров и отыгрывал позицию за позицией. В итоге к утру машина №26 поднялась на 8 позиций, а к 17-му часу гонки вернулась в топ-10 категории.

Дальше, к сожалению, зарубиться за более высокие позиции не вышло: штраф из-за столкновения с Магнуссеном и несколько ошибок Колапинто (вроде блокировок колес и поездок по гравию) увеличил отставание от лидеров до 6 кругов. Высокий темп экипажа помог подняться на 7-е место в LMP2.

У второго экипажа тоже постоянно возникали проблемы с границами трека: вот такие вылеты случались несколько раз.

«Ле-Ман» 21-го набили драмой: лидер LMP2 заглох перед финишем, но въехал в топ-3, а G-Drive Racing из России прорвался на 11 позиций после аварии

А затем во время сложнейшего ночного отрезка ангольский пилот экипажа №25 Руи Андраде не удержал контроль над машиной:

Пришлось сойти с 13-го места.

В итоге «Ле-Ман» оставил смешанные впечатления для российской команды. С одной стороны, G-Drive Racing продолжил фантастическую серию трансферных краж – после подписаний Жана-Эрика Верня, Нормана Нато, Йоба ван Эйтерта и Лоика Дюваля список пополнилмся впечатлившим Ником де Врисом. Достаточно быстрым оказался и «серебряный» гонщик Колапинтно – а ведь именно от подписания максимально профессионального и деятельного «полулюбителя» по правилам «Ле-Мана» часто и зависит степень успеха в LMP2.

C другой стороны, 18-летний аргентинец хоть и показал скорость, но, кажется, не совсем готов к вызовам «Ле-Мана» – особенно его ночной части. В основном именно мелкие ошибки Франко фактически и стоили G-Drive Racing шанса на победу – хоть парень и вовсю старался их компенсировать на трассе. Ему бы еще чуть-чуть наката в сложных условиях и психологической устойчивости – и можно будет заново штурмовать главный автомарафон.

Во всем остальном же скорость и максимальный профессионализм никуда не делись – временами машина №26 под управлением Русинова даже всерьез рубилась с гиперкарами и обгоняла их.

https://twitter.com/GDrive_Racing/status/1429220479689240578

А экспресс-ремонт поврежденной машины и вовсе выглядел крайне эффектно.

https://twitter.com/GDrive_Racing/status/1429179400835244033

Все-таки восстановить машину всего за 15 минут до степени «готова проехать быстрее лидеров еще 12 часов» – это мастерство. На следующих «Ле-Манах» соперникам точно стоит опасаться G-Drive Racing – впрочем, как и всегда

Классы GTE: битва на выживание в первые 7 часов, а затем – осторожность до финиша

Сложные условия особенно ударили по классу кузовных машин – все-таки у них намного меньше прижимной силы, способствующей контролю в любых поворотах. В итоге первые 7 часов после старта превратились в бойню с огромным количеством вылетов вроде такого вот.

https://twitter.com/Motorsport/status/1429131988947152898

По итогам стартового отрезка лидерство захватил экипаж №51 от «АФ Корсе Феррари» – и уже не отдавал его до самого финиша, удерживая конкурентов примерно в 20-40 секундах позади. Просто после большого количества ошибок и ремонтов у кого-то кончились запчасти, а кто-то всего лишь сменил цель на «добраться до последнего часа в любом состоянии» – и большинство пелотона перешло в режим доезжания. Можно критиковать их за такой выбор – но часто при попытках атаковать и отыгрывать позиции болиды буквально разлетались на ходу.

Так что Алессандро Пьергвиди, Джеймса Каладо и Коме Ледогара из «Аф Корсе» можно только поздравить. Как и экипаж №83 той же «АФ Корсе», состоящий из Франсуа Перродо, Никласа Нильсена и Алессио Роверы – он выиграл «Ле-Ман» в любительской категории GTE, хотя в квалификации занял вообще 11-е место. Да, «Феррари» взяла отличный реванш за поражения от «Астон Мартин» в 2020-м и от «Порше» – в 2019-м и 2018-м.

«Ле-Ман»-24 становится все более экологичным: в этом году утилизируют шины, в следующем – перейдут на биотопливо

Автогонки на выносливость («Ле-Ман» и другие заезды, включенные в календарь чемпионата мира) – это большая нагрузка на окружающую среду. В этом году занялись переработкой шин – раньше после финиша их выкидывали (представьте себе масштабы – для участников класса LMP2 привезли 2200 гоночных комплектов!) 

Автомобильный эко-активизм доступен не только профессиональным спортсменам. В России АЗС «Газпромнефть» принимает шины на переработку круглый год: сейчас эта опция доступна на станциях в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске. Проект называется «Зеленый — новый черный», его цель – развитие культуры правильной утилизации использованных автомобильных шин среди автовладельцев. Собранные на АЗС шины отправляются на переработку в резиновую крошку, которая используется при производстве покрытий детских и спортивных площадок. Клиенты сети сдали на переработку уже более 2000 тонн старых шин – и это за два года. 

А в 2020-м АЗС «Газпромнефть» реализовала сбор старых шин для автолюбителей из Омска – акция шла во время международного ралли «Шелковый путь». Число старых шин, принесенных на переработку за время проекта, перевалило за 15 тонн. 

Вопросом эко-осознанности также занялась  нефтегазовая компания Total: в 2022 году они планируют перевести участников чемпионата мира по автогонкам на выносливость (в календарь входит и «Ле-Ман»-24) на биотопливо. Оно позволит по крайней мере на 65% снизить выбросы углекислого газа, который выпускают автомобили на ходу. 

Биотопливо – или возобновляемое топливо – производится на основе биоэтанола (это побочный продукт винодельческого производства) и метил-трет-бутилового эфира (вещество, которое добывают на нефтеперерабатывающем заводе компании недалеко от города Лион). 

https://twitter.com/TotalEnergies/status/1428655053842358275

«Наша цель – свести выброс углерода к нулю к 2025 году» – прокомментировал Патрик Пуянне, генеральный директор компании.