Лучшую машину «Ф-1» в 1997-м создали благодаря маленькой инновации от обычного самолета. Ее до сих пор применяет каждая команда

Откровения гениального конструктора.

Сезон-1997 стал одним из самых скандальных и противоречивых во всей истории «Формулы-1» – прежде всего благодаря драматичной развязке с битвой за титул между Михаэлем Шумахером и Жаком Вильневом: «Уильямс» давил на пилота «Феррари», вспоминая предыдущие инциденты (хотя канадский гонщик вел себя на трассе ничуть не лучше), и в итоге все закончилось столкновением и сходом будущего семикратного чемпиона.

Лучшую машину «Ф-1» в 1997-м создали благодаря маленькой инновации от обычного самолета. Ее до сих пор применяет каждая команда

22 года назад Шумахер протаранил Вильнева. Михаэля дисквалифицировали, но степень его вины не ясна до сих пор

Однако в 97-м сражение развернулось не только среди гонщиков, но и среди инженеров.

«Болид того года был супербыстрым и очень мне подходил, – вспоминал Вильнев. – Эдриан Ньюи всегда хорошо понимал нужды пилотов. Он был магом по части машин. Та машина стала для меня второй кожей — почти всегда я мог делать с ней абсолютно все, что только хотел. Я всегда знал, что достаточно мне поставить новые шины в квалификации — и я мог проехать на полсекунды быстрее. Каким-то образом все работало.

Год и правда был сумасшедшим: после пары первых гонок все решили: «Все, «Уильямс» выиграл», но затем «Феррари» нашли невероятный ответ. Откуда-то у них взялось отличное механическое сцепление, и они внезапно тоже стали супербыстрыми. На середине чемпионата все думали, что уже «Феррари» точно выиграет, но мы смогли ответить. Было весело».

И Эдриан Ньюи в подкасте для Motorsport Magazine рассказал, откуда же взялась скорость у FW19 с первых же Гран-при: все дело в небольшой инновации верхнего воздухозаборника. Ее гениальный конструктор подсмотрел в обычном авиалайнере.

Лучшую машину «Ф-1» в 1997-м создали благодаря маленькой инновации от обычного самолета. Ее до сих пор применяет каждая команда

«Когда ты встречаешься с проблемой и не знаешь, как ее решить, главное – впитать ее в себя даже на бессознательном уровне. Тогда ты можешь внезапно вернуться к ней в самый неожиданный момент – когда пьешь кофе, гуляешь или встаешь с кровати. К тебе просто приходит вдохновение. У меня часто бывает такое, когда я вожу машину – мой разум словно уплывает, и я думаю только о той машине, которую веду.

Помню, как-то во время полета с Барбадоса куда-то на другой остров в Карибском море я смотрел в окно и увидел решение, использованное в самолете в месте, где пропеллер забирает воздух в мотор. И это решение показалось мне идеальным для решения проблемы нашего воздухозаборника в болиде 1996 года. На основе этого замечания я нарисовал совершенно новый воздухозаборник для болида 1997 года. И решение оказалось очень хорошим – стало стандартом в паддоке.

Нужно всегда держать разум открытым для всего нового и хватить вдохновение. Иногда лучшие решения приходят бессознательно».

Речь, судя по всему, идет о небольшой трубе над головой пилота, которую формирует начало воздухозаборника до начала самого «гребня» моторного отсека. Вот как он выглядел на болиде FW19.

Лучшую машину «Ф-1» в 1997-м создали благодаря маленькой инновации от обычного самолета. Ее до сих пор применяет каждая команда

Сравните с FW18: раньше выступающей части не было, а воздухозаборник как раз и начинался вместе с «гребнем».

Лучшую машину «Ф-1» в 1997-м создали благодаря маленькой инновации от обычного самолета. Ее до сих пор применяет каждая команда

Причем такую же схему использовали все: и «Феррари» (в 97-м).

Лучшую машину «Ф-1» в 1997-м создали благодаря маленькой инновации от обычного самолета. Ее до сих пор применяет каждая команда

И «Бенеттон».

Лучшую машину «Ф-1» в 1997-м создали благодаря маленькой инновации от обычного самолета. Ее до сих пор применяет каждая команда

И «Макларен».

Лучшую машину «Ф-1» в 1997-м создали благодаря маленькой инновации от обычного самолета. Ее до сих пор применяет каждая команда

И лишь после инновации Ньюи все команды перешли на новые воздухозаборники.

Лучшую машину «Ф-1» в 1997-м создали благодаря маленькой инновации от обычного самолета. Ее до сих пор применяет каждая команда

Лучшую машину «Ф-1» в 1997-м создали благодаря маленькой инновации от обычного самолета. Ее до сих пор применяет каждая команда

Это решение и правда стало абсолютным стандартом – его используют до сих пор.

Лучшую машину «Ф-1» в 1997-м создали благодаря маленькой инновации от обычного самолета. Ее до сих пор применяет каждая команда

А все благодаря наблюдательности и гению одного человека.

Нищий «Браун» из 2009-го изменил облик «Ф-1» по-настоящему. Но о главной инновации постоянно забывают

Цунами искр из-под днища – визитка болида «Формулы-1» еще с 80-х. Но раньше их высекали совсем другие детали

Главная моторная инновация года в «Формуле-1»: «Хонда» прокачала мощь двигателя для «Ред Булл» авиационными технологиями