В правилах «Ф-1» есть дыра: за выдавливания на первом круге не штрафуют. Ферстаппен пользуется ею активнее всех

Потому и выиграл как минимум два старта у Хэмилтона.

Макс Ферстаппен прослыл агрессивным гонщиком с первого же сезона в «Формуле-1»: к примеру, он агрессивно менял траектории в зоне торможения, захлопывая калитки в последний момент и провоцируя опасные моменты. Международная автомобильная федерация (ФИА) вынужденно реагировала, то запрещая, то разрешая подобные маневры с оговорками – и в нынешних правилах как раз прописана последняя версия. В ней попытались ограничить возможности гонщиков при обороне, но не отбирать совсем право на контратаки совсем: теперь смещаться до входа в вираж все-таки можно, но лишь один раз и при условии предоставления атакующему достаточного места.

Однако сразу два инцидента на стартах в 2021-м заканчивались касаниями колесами между претендентами на титул – и после один даже катался по зоне безопасности. К примеру, именно так Ферстаппен выиграл лидерство в Имоле на Гран-при Эмилии-Романьи.

На старте Гран-при Италии мы увидели примерно такой же тип обороны.

При этом на Гран-при Австрии три похожих маневра не на стартовых кругах оценили в пятисекундные штрафы, да и в Италии повторение подобного перекрытия траектории вызвало жесткую реакцию судей. Тем не менее, Ферстаппен раз за разом остается безнаказанным – неужели стюарды относятся к нему предвзято? На самом деле нет: просто Макс нашел серую зону (да, в том самом правиле, введенном как раз в ответ на его действия) и использует ее активнее и точнее всех конкурентов.

Интересный момент с неоднозначностью судейства жестких схваток на первом круге рассмотрел автор авторитетного сайта The Race Скотт Митчелл – дело в философии нынешней «Формулы-1» вместе с формулировками некоторых пунктов правил:

«Есть что-то немного лицемерное в жалобе Макса Ферстаппена после аварии на Гран-при Италии: после столкновения с Льюисом Хэмилтоном гонщик «Ред Булл» посетовал на то, что соперник не оставил ему места на трассе.

Ведь лишь в этом сезоне Ферстаппен сам неоднократно вообще не оставлял Хэмилтону места в схватках на первых кругах. Но Макс почти наверняка ответит вам: здесь другое, ведь речь идет именно о стартовых отрезках.

Такая защита может показать неуместной, но на самом деле она вполне справедлива – ведь в регламенте есть серая зона в трактовке действий  пилотов в «Ф-1»: судьи всегда смотрят на происходящее на первых кругах с большим снисхождением. Это делается в соответствии с философией «дозволения гоняться друг с другом» – то есть отношение к инцидентам на старте отличается от трактовок схожих действий позже по ходу заезда, в том числе на рестартах после режима машины безопасности.

Вот почему Ферстаппену уже несколько раз сошли с рук моменты, когда он сам не оставлял Хэмилтону место на трассе и перекладывал на него ответственность, вынуждая отступать для избежания столкновений. И в том числе поэтому Ферстаппен чувствует себя вправе действовать подобным образом и предъявлять претензии Хэмилтону за инцидент на Гран-при Италии.

Ферстаппена наказали за аварию с Хэмилтоном, но вердикт судей максимально странный. Бывшие гонщики «Ф-1» тоже спорят

Инциденты, в которых гонщик, как кажется, выдавливает соперника с трассы, не оставляя место шириною в гоночный болид, трактуется как нарушение спортивного регламента «Формулы-1».

В соответствующем разделе конкретно указано: защищающий позицию автомобиль должен оставлять свободное место «шириною минимум в один гоночный болид», но только «на подходе к повороту». Более того, это относится только к пилоту, который «возвращается назад на гоночную траекторию» после того, как провел защитный маневр.

В правилах «Ф-1» есть дыра: за выдавливания на первом круге не штрафуют. Ферстаппен пользуется ею активнее всех

В регламенте ФИА нет правила, напрямую предписывающего оставлять место шириною в гоночный болид в самом повороте или на выходе из поворота. Скорее оно закреплено в регламенте через прецедент, указанный в следующем параграфе – он гласит: «маневры, которые могут помешать другим пилотам – такие как умышленное выдавливание болида за границы трассы или любое другое нестандартное изменение направления движения – строго запрещаются».

Теперь можно было бы обсудить, считать ли вытеснение за границы трассы «нестандартным изменением направления движения». Но здесь спор ведется не об этом. Действие, обычно называемое «выдавливанием соперника за пределы трассы», долгое время было нормальной частью гонок. И это давало гонщикам свободу, допуская возможность оттеснить соперника на край трека при условии нахождения впереди.

В нынешнем сезоне Ферстаппен минимум дважды не оставлял Хэмилтону места в схватках на первых кругах гонок и еще в паре случаев действовал быстро и агрессивно.

В Имоле, на очень мокрой трассе, Ферстаппен вырвался вперед на старте, а Хэмилтон пытался войти в поворот по внешней траектории. Льюис почти поравнялся с передними колесами болида Ферстаппена на подходе к повороту, в зоне торможения оказался чуть впереди, а затем чуть-чуть позади в середине поворота, когда вход в поворот у Ферстаппена получился слишком глубоким. Итог – Хэмилтон проехался по поребрикам в зоне безопасности в попытке избежать контакта, поскольку Ферстаппен просто не оставил ему места.

В Барселоне Ферстаппен обогнал Хэмилтона в первом повороте – и в этот раз они оказались в непосредственной близости друг от друга на входе, а не в середине поворота. Скорость и траектория Ферстаппена на входе, учитывая атаку по внутреннему радиусу, изначально говорили о том, что его должно будет вынести на внешний радиус.

В этот раз все сложилось несколько иначе, но если бы Хэмилтон тоже пошел до конца – случилась бы авария, поскольку свободного места размером с гоночный болид в повороте не оставалось. До этого просто не дошло, потому что Хэмилтон отступил.

Нечто похожее произошло и перед знаменитым столкновением а «Сильверстоуне». Первую половину круга Хэмилтон и Ферстаппен шли бок о бок, Ферстаппен защитил позицию в «Бруклэндс», и, как и в Испании, его скорость и траектория движения подразумевали выезд на внешнюю границу трассе на выходе из поворота – Хэмилтону не осталось бы места, если бы он не отступил.

Более стандартный пример давления Ферстаппена на Хэмилтона можно было увидеть на первом круге в Монце. Они немного потерлись колесами во второй шикане, когда Хэмилтон попытался обогнать Ферстаппена по внешней траектории – и отправился в зону безопасности.

В каждом из этих инцидентов стюарды не находили в действиях Ферстаппена никаких нарушений. И речь сейчас не о верности интерпретации: мы видим явную тенденцию – ему дозволяется больше агрессии на старте, хотя по ходу других кругов Макс уже не использует такой подход.

А еще в этом году мы имеем явные прецеденты – в виде штрафов, примененных к Ландо Норрису и Серхио Пересу на Гран-при Австрии. Другой пример, где речь больше шла о входе в поворот – штраф Эстебана Окона за движение в сторону Себастьяна Феттеля на подходе ко второй шикане в Монце: два года назад Шарль Леклер за такие действия отделался лишь предупреждением.

Второго пилота «Ред Булл» вытолкнули с подиума в гравий – и он отомстил. Досталось «Феррари» – дважды 

Феттеля трижды пытались выбить: и Мик Шумахер, и даже напарник. Но Себ не сдался и все равно доехал до финиша – на сломанной машине

В правилах «Ф-1» есть дыра: за выдавливания на первом круге не штрафуют. Ферстаппен пользуется ею активнее всех

ФИА стремится следовать правилу о необходимости оставлять свободное место шириной в болид, однако снисходительно относится к подобным инцидентам на первом круге – и в результате во многих случаях на такие моменты стюарды просто закрывают глаза.

Это может показаться странным, учитывая важность первого круга Гран-при, ведь именно там у пилотов часто возникают наилучшие возможности для обгонов. И пока Ферстаппену удается отлично пользоваться этой снисходительностью, именно на первом круге совершая ключевые ходы и выигрывая позиции.

Уже давно общепризнан факт: при попытке обгона по внешней траектории пилот автоматически рискует быть выдавленным. Потому Хэмилтон не может жаловаться ни на один из упомянутых инцидентов – потому что традиционно они трактуются как просто жесткие гонки с неизбежным исходом. Пока данные серые зоны в регламенте существуют, Ферстаппен может свободно продолжать действовать таким образом на первых кругах».

Дождь в Сочи сорвал подиум Алонсо. А ведь Фернандо обогнал четверых (даже Ферстаппена!) и нашел лазейку в правилах для сильных стартов

Феттель лидирует по обгонам в «Ф-1» из-за нелепой системы подсчета: учитываются даже нечестные маневры – без проверки на видео или по GPS

Чемпионы «Ф-1» по пит-стопам подставили Ферстаппена в главный момент года – задержали и вывели на Хэмилтона. Из-за новых правил