В других гонках эту систему возненавидели.
Современную систему штрафов за перерасход и внеплановую замену деталей машин не любят ни фанаты, ни гонщики, ни команды. Да, кажется, что она выглядит просто и понятно: заменил коробку передач до истечения лимита в 7 Гран-при – потерял пять позиций на стартовой решетке. Превысил разрешенное количество элементов силовой установки (от двух до четырех) – схватил еще от пяти до пятнадцати лишних мест. А если уж заменил весь мотор целиком – то и вовсе автоматически отправляешься на последний ряд.
Выглядит справедливо, правда? На первый (или юридический) взгляд – очень даже, но есть куча нюансов.
На самом деле все в пелотоне считают нынешнюю систему жесткой и неспортивной. Она не только наказывает гонщиков по сути ни за что (они часто никак не могут повлиять на замену деталей), но и выбрасывает из Гран-при целые команды из середины пелотона, заставляя их соревноваться за 14-15-е места.
Для зрителей подобные наказания тоже не несут ничего интересного: нарвавшиеся на пенализации гонщики редко рискуют в квалификациях, снижая уровень конкурентности шоу. Конечно, теоретически слабые субботы должны окупаться веселыми прорывами и мощными обгонами по воскресеньям, но давайте начистоту: никому не интересно смотреть, как лидеры совершают десяток однотипных DRS-атак на аутсайдерах на прямых и объезжают их без потери времени и какого-либо сопротивления. Среди аутсайдеров же редко бывают мощные схватки за места за пределами топ-10.
К тому же, ближе к концу сезона на штрафы подсаживаются довольно много машин, из-за чего простым болельщикам часто трудно понять, кто и за кем стартует. К примеру, на Гран-при Бельгии сразу 8 гонщиков получили наказания – и формирование итогового порядка превратилось в хаос.
Но чемпионом по лишним вопросам стал протокол перед Гран-при Австрии: Льюис Хэмилтон заблокировал в квалификации Кими Райкконена и должен был опуститься на три позиции, но потерял фактически лишь две.
If you want photo proof of the grid here it is…: pic.twitter.com/DCI3Zb9BEz
— Adam Cooper (@adamcooperF1) June 29, 2019
А все из-за штрафа Кевина Магнуссена из-за замены коробки передач: датчанин квалифицировался пятым и должен был подняться на одно место вверх, обогнав Хэмилтона, но в итоге сам потерял пять мест, оставив пустое место.
Но это еще что! Существующая система запутала даже самих работников ФИА: в предыдущей решетке они допустили ошибку и неправильно посчитали штрафные позиции гонщиков на последнем ряду. Пришлось исправляться.
Естественно, после такого цирка Международная автомобильная федерация просто не могла не задуматься о новой более понятной системе. Возможная замена всплыла в новом традиционном опросе от «Формулы-1», через который серия спрашивает мнение болельщиков.
«Возможность добавить балласт к болидам. Объем веса может быть рассчитан в зависимости от серьезности штрафа: например, лишние 5 кг – за замену турбины, лишние 15 кг – за замену двигателя и так далее. Точные объемы рассчитают так, чтобы соответствовать эффекту от нынешних штрафов в виде позиций на стартовой решетке».
Это прогрессивная идея
У системы дополнительного веса много плюсов, но самый главный – отсутствие старой неразберихи между квалификацией и гонкой. Больше не придется тасовать пелотон и разбираться, кто за кем стартует – все пилоты начнут решающий заезд в точном соответствии с итогами субботы. Более того, теперь и гонщики с новыми агрегатами будут бороться за высокие позиции в квалификации наравне со всеми, а не разгонять напарников и ездить в прогулочном темпе для проверки новых деталей.
Также исчезнут и десятки безликих DRS-обгонов в исполнении лидеров: на более тяжелой машине уже нельзя будет прошивать всех подряд и создавать иллюзию героического прорыва в топ-6. Вместе со значительным объемом веса оштрафованным пилотам придется трудиться весь заезд, обороняя места или подготовливая атаки. Словосочетание «преимущество нового мотора» уйдет в небытие благодаря компенсации со стороны балласта, а середняки получат уникальный шанс все-таки зарубиться с топами за позицию на равных. Только представьте Даниила Квята, обгоняющего оштрафованного Себастьяна Феттеля на уравненной с «Торо Россо» «Феррари» – это будет великое зрелище! Так гиганты реально понесут какое-то наказание без организации хаоса, а гонщики получат лишний шанс вытащить заезд благодаря демонстрации всему миру собственного таланта.
И, конечно же, старты станут просто огненными: обремененные балансом болиды каждый раз будут неизбежно проваливаться, обеспечив немного хаоса и возможностей конкурентам. Скучно точно не будет.
Также новая система должна распространяться только на «технические» штрафы – блокировки, столкновения и прочие нарушения стоит оставить с потерей позиций на стартовой решетке. Это сейчас их острота немного размазывается из-за большого количества наказанных – после балластовой реформы спуск на 3-5 мест снова станет достаточно весомой карой.
Конечно, после введения новой методики штрафов «Формула-1» потеряет некоторую часть историчности – но это тот самый случай, когда «старше» не значит «лучше». К примеру, формат квалификаций эволюционировал несколько десятков лет, пока не приобрел нынешнюю практически совершенную форму – потому не стоит бояться и новой системы наказаний. Ее давно пора обновить – причем идея с балластом намного лучше, чем предложение «Рено» тупо заменить потерю позиций на дополнительное время в итоговом протоколе. Вот уж где точно странная схема, по которой любой пилот, формально отставший на полминуты, может мешать конкурентам в разборках за очки – и все будет полностью законно!
Спортивная составляющая может пострадать
Но все-таки к балласту есть вопросы. Главные из них: станут ли правила проще и понятнее, чем сейчас, не приведут ли изменения к еще большему отрыву топ-команд от остальных и не будет ли подорван дух гонок?
«Формула-1» – о расчетах, ресурсах, классных специалистах и современном оборудовании. Ясно, что с новыми правилами команды засядут на базах, пересмотрят концепции своих машин с учетом утяжеления техники в определенных местах и проведут сотни часов симуляций, после которых станет известно, в каких условиях, на каких трассах, с каким количеством топлива и балласта машина будет ехать лучше или хуже. Наивно полагать, что с наукоемкими задачами топы справятся хуже середняков. «Мерседес» в подготовке к трудностям почти наверняка превзойдет соперников из «Альфа Ромео», «Торо Россо» или даже «Рено» и станет еще быстрее в гонках.
Более того, обратите внимание на тех, кто чаще других получает штрафы за перерасходы элементов двигателя: в основном это парни вроде Даниила Квята, а не Себастьяна Феттеля. По факту середняки пострадают больше, и отставание в большинстве Гран-при только вырастет. Шансы же на реальную борьбу с фаворитами будут выпадать не более пары раз за сезон.
Не повысят балластные штрафы и зрелищность Гран-при – напротив, мы перестанем понимать, кто и насколько быстр в реальности. Если при нынешних правилах пилот, квалифицировавшийся 12-м и откатившийся из-за штрафа на последний ряд стартового поля, еще имеет хоть какую-то возможность отыграться, то в новых условиях он планомерно и постепенно сдаст позиции на треке без возможностей что-либо изменить. Представьте, как таких гонщиков уничтожат плохо разбирающиеся в нюансах правил болельщики?
Наконец, есть еще одно соображение, почему балластные штрафы – непобедимое зло.
Вывести идеальную для всех формулу расчета балласта за перерасход технических компонентов сложно со всех сторон, потому что характеристики новых деталей у всех будут разными. Предположим, за замену турбины в машину будут накидывать ровно столько балласта, чтобы та потеряла 0,2 секунды на круге – но при этом новая турбина условного «Мерседеса» будет давать прибавку в 0,1 секунды на круге, а «Хонды» – 0,05 секунды. Несправедливости станет еще больше, когда тот же условный «Мерседес» за счет прорывной технологии в новой турбине версии 2.0 начнет отыгрывать по 0,3 секунды на круге. Получается, вес штрафа придется пересмотреть прямо по ходу сезона? Или сделать его для каждой команды разным?
С другой стороны, можно сделать его чрезмерно большим, чтобы покрывать все возможные апгрейды машин, но не слишком ли сильно такой подход навредит спортивным результатам? Останутся ли шансы у оштрафованных хоть на какой-то успех?
В теории балластные наказания выглядят неплохо, но на практике команды и ФИА столкнутся с трудностями, сложными расчетами и возможными пересчетами, снизив доверие к системе у публики. Вместо желаемого упрощения спортивные правила сделают заезды еще более запутанными. Да, нынешнюю систему тоже сложно назвать удобной, но подобная замена вряд ли улучшит спорт.
Балластовые штрафы изобрели не в «Формуле-1» и их возненавидели
Болельщики не любят дополнительный вес на болидах из-за неудачного первого опыта: правило весовых гандикапов ввели в туринг-чемпионатах в начале 2010-х для уравнивания пелотона. К примеру, в ДТМ это работало примерно так: самая быстрая на тестах машина получала дополнительные 35 кг и теряла по 0,5-0,6 секунд с круга, на вторую по скорости добавляли 20 кг, и она замедлялась на 0,3 секунды и так далее.
Жеребьевка в квалификации, весовые гандикапы и другие странные правила в гонках
В итоге все это привело к огромным и крайне запутанным правилам расчета необходимого балласта, которые не всегда понимали даже работники серии. Болельщики были в еще большем недоумении, когда быстрейшая на обкатке или квалификации машина внезапно проваливалась по скорости и падала на последние места. Благая идея превратилась в уничтожение спортивного принципа: иногда машины уравновешивали настолько, что гонщики ничего не могли сделать при обгонах друг друга – им просто не хватало разницы в скорости. Вместо доминирования одного из производителей (и борьбе между его машинами) заезда пришли к паровозикам.
Просто так бросить систему организаторы чемпионатов не могли и меняли правила гадикапов чуть ли не каждый сезон, запутывая всех снова и снова. Пиком абсурда стали результаты чемпионата ДТМ 2015 года: в топ влетела слабейшая машина «БМВ» за счет чрезмерно большого балласта на болидах конкурентов. Главные шансы на победы в гонках получали аутсайдеры, не набиравшие очков и соответственно избегавшие дополнительного утяжеления – во второй половине сезона так одержали шесть побед из восьми.
Естественно, после большого скандала многие серии отказались от правила весовых гандикапов – дольше всех продержались как раз в ДТМ, где систему отправили на покой в 2017-м. С тех пор в среде гоночных болельщиков ее принято демонизировать: якобы с ее помощью очень удобно подыгрывать конкретным брендам.
На самом деле основная проблема заключалась не в самой системе, а в коммунистическом посыле полного равенства всех машин за пределами моносерии и кривой реализации расчетов гандикапов – их делали заново буквально перед каждым этапов. «Формула-1» будет изначально лишена обоих недостатков: здесь балластом предполагается карать провинившихся без привязки к скорости, а объем лишнего веса (судя по всему) за каждое нарушение объявят заранее. Без них цирка уровня ДТМ точно не будет.
Естественно, главное в этом вопросе – правильно рассчитать объемы штрафа, чтобы улучшенные машины спускались на один-два уровня хотя бы на один Гран-при, причем сделать их простыми и понятными с самых первых этапов. Нужно сразу же забыть о возможных пересчетах по ходу сезона: если какая-то команда придумала более быстрое обновление, компенсирующее штраф – они молодцы и выиграли инженерное соревнование. Да, многие об этом забывают, но в «Формуле-1» сражаются не только пилоты, но и конструкторы, и спортивная составляющая между ними тоже должна оставаться.
Так что главное в вопросе балласта – не замедлить команды слишком сильно, безальтернативно отправив их в хвост пелотона уже после нескольки кругов. Естественно, удержать баланс будет непросто, но у «Формулы-1» и ФИА есть тонны современного оборудования и терабайты данных телеметрии и GPS-замеров – уж совершить расчеты разных темпов с разными загрузками там точно смогут.
В конце концов, доминирование топ-3 – это проблема последних нескольки сезонов, а не всех 69 лет истории. Ситуация может измениться уже в 2020-м или в 2021-м с новым регламентом, так что отказываться от любых изменений только из-за того, что фавориты лучше к ним подготовятся – просто неправильно. Естественно, у команд с большими бюджетами будет больше ресурсов для адаптации к переменам, но это верно для любого сезона и каждого технического тренда.
В конце концов, хуже нынешней системы с многочисленными наказаниями и хаосом на решетке точно не будет – так почему бы не попробовать?