Главный бортовой компьютер болида «Ф-1» может купить каждый (если есть от $250к до $1,5 млн). А вот что у него внутри

«Макларен» поставляет его всем.

Главный бортовой компьютер болида «Ф-1» может купить каждый (если есть от $250к до $1,5 млн). А вот что у него внутри

Машины «Формулы-1» крайне дорогие – стоимость производства каждой составляет в районе $10 млн. И, конечно, все организации – особенно не самые богатые – не смогли бы финансово и технически разработать каждый узел и каждую деталь самостоятельно: бюджета в $100 млн с учетом зарплат, путешествий на Гран-при и оплаты запчастей просто не хватило бы на все. Потому многие команды просто закупают узлы и детали у других больших команд с огромным портфолио исследований и разработок – так выходит дешевле и надежнее. И с внедрением потолка бюджета (140 млн – в 2022-м) актуальность таких «стандартных» деталей только растет.

Главным примером долгосрочного финансового сотрудничества команд давно стала массовая закупка бортовых компьютеров, топливных контролеров и экранов для рулей у «Макларена» – инженерное подразделение английской команды Applied Technologies поставляет самое «умное» оборудование всему пелотону уже много лет. Исключение – только «Уильямс», но у них – собственная концепция расположения компьютера относительно руля.

Уникальный руль «Уильямса» считался символом отсталости в «Ф-1». Но у его конструкции есть огромное преимущество

И, оказывается, главную деталь из пакета контролирующей электроники – ECU (или бортовой компьютер) – может купить вообще каждый. Любой, кто захочет.

«Мы производим на продажу вообще всю электронику от болида «Формулы-1» – рассказал шеф Applied Technologies Ричард Сексби в интервью для Крэйга Скарборо. – К примеру, наши экраны используются еще в MotoGP. «Индикар», новый класс гиперкаров «Ле-Мана» Сигнальные огни с задней части болида – тоже.

Главный бортовой компьютер болида «Ф-1» может купить каждый (если есть от $250к до $1,5 млн). А вот что у него внутри

Из нашего каталога доступно все. Не только для «Ф-1» – любого, кто захочет купить. Пусть вас не пугают возможные стоимости «как в «Ф-1» – их в любые «Формулы» берут, и они так же легко адаптируются [к другой технике], как и любые другие ECU на рынке».

Речь – о вот таких агрегатах:

Главный бортовой компьютер болида «Ф-1» может купить каждый (если есть от $250к до $1,5 млн). А вот что у него внутри

А внутри – огромное количество чипов и микросхем. Они и обрабатывают всю информацию от сенсоров, руля, телеметрии, силовой установки, топливной системы, гидравлические тормоза и десятка других узлов – настоящий мозг болида:

Главный бортовой компьютер болида «Ф-1» может купить каждый (если есть от $250к до $1,5 млн). А вот что у него внутри

Еще – набор сенсоров с пультом для их переключения:

 

Главный бортовой компьютер болида «Ф-1» может купить каждый (если есть от $250к до $1,5 млн). А вот что у него внутри

«Вместе с деталями мы поставляем и программное обеспечение – оно стандартное для всех, – объяснил шеф Applied Technologies.

Главный бортовой компьютер болида «Ф-1» может купить каждый (если есть от $250к до $1,5 млн). А вот что у него внутри

Также для анализа данных команды используют еще одну программу – для обработки телеметрии под названием ATLAS.

Главный бортовой компьютер болида «Ф-1» может купить каждый (если есть от $250к до $1,5 млн). А вот что у него внутри

И мы осуществляем поддержку каждой команды на треке в ее использовании.

Сколько все это стоит? Каждую услугу или деталь можно купить отдельно. Мы все можем адаптировать под требования и, конечно, осуществлять потом поддержку.

Потому цена пакета зависит от требований и истории: есть ли у организации, например, большая история использования таких решений и куча запчастей на складе. Все варьируется – в среднем заказ идет от $270 тысяч до $1,4 млн. Последнее описывает запросы команд «Ф-1».

Может, ценник и пугает, но сам факт доступности топовых технологий для любых желающих – правда невероятен.

Читерский двигатель «Феррари» до сих пор царил бы в «Ф-1» – обгонял и современный «Мерседес» на 15 л.с. Расчеты моториста Ферстаппена

Аутсайдер «Ф-1» бесплатно ускорил пит-стопы – просто сдвинул разметку под углом. Правила позволяют – но никто не рискнул скопировать

Старые болиды «Ф-1» после сезона отправляют на склады. У «Макларена» накопились уже десятки машин – и все в одном зале