Последствия не предсказывают даже автоспортивные чиновники.
Пока в мире бушует новая волна допингового скандала с отстранением России, в автоспорте, казалось, должно быть все спокойно: все-таки «Формула-1» и прочие гонки – самые чистые виды спорта на планете (разве что после шахмат). Здесь практически не бывает допинга просто потому, что он абсолютно бесполезен: не существует препаратов, способных повысить концентрацию, внимание и реакцию до элитных уровней, а одной выносливостью ни один Гран-при не затащить. Именно поэтому за последние 10 лет (с момента начала проверок) на использовании запрещенных препаратов попался лишь один пилот – 13-летний поляк Игор Валико из картинга, использовавший стимулятор нервной системы никетамид. Дело было еще в 2011-м.
Тем не менее, гонщиков все равно постоянно тестируют на допинг – к Ромену Грожану и Фернандо Алонсо даже приходили в 6 утра в межсезонье, обеспечив несколько саркастичных постов в соцсетях. Просто Международная автомобильная федерация (ФИА) с 2010 года входит в систему WADA с целым антидопинговым приложением в Спортивном кодексе, а также подписала Международный стандарт по соответствию антидопинговому кодексу – соглашение, давшее комитету право отстранять и наказывать попавшихся на использовании запрещенных веществ.
Именно поэтому после 9 декабря и эпохального решения WADA появилось огромное количество вопросов по будущему российского автоспорта. Гонщики ни разу не залетали в допинговые истории и не игнорировали проверки, но их участие в мировых турнирах под национальным триколором оказалось под такой же угрозой, что и будущее многократного пойманных легкоатлетов и биатлонистов.
Россию забанили в спорте на 4 года, две Олимпиады без флага и гимна, никаких топ-турниров дома
Финальное решение – за ФИА. В прежние годы она дистанцировалась от остальных спортивных организаций и не отстраняла российских спортсменов после всех докладов Макларена. Но в последнее время Федерация изо всех сил рвется в олимпийское движение – даже провела автоспортивные игры с картингом, дрифтом, реальными и компьютерными гонками класса GT, а также заездами «Формулы-4» и GT. Россия, кстати, выиграла там медальный зачет – и стало совсем уж непонятно, будет ли у сборной шанс отстоять награды в следующем году.
Так какие же санкции светят российскому автоспорту? Теоретически могут забрать Гран-при России, этап чемпионата мира по ралли-кроссу и прочие крупнейшие мероприятия вместе с национальным флагом пилотов и команд. Вряд ли самих гонщиков отстранят – все-таки отсутствие каких-либо подозрений за 10 лет играет им на пользу, но в остальном все было не очень понятно.
Мнение организатора этапа в Сочи и Российской автомобильной федерации
Чтобы избежать домыслов, Sports.ru обратился к промоутерам Гран-при России АНО «Росгонки» – там уверены, что как минимум в 2020-м и 2021-м этап «Формулы-1» останется в Сочи.
«Контракт на проведение российского этапа чемпионата мира «Формулы 1» подписан в 2010 году задолго до расследуемых WADA обстоятельств и действует до 2025 года, – ответили в пресс-службе промоутера. – Гран-при России включен в международный спортивный календарь ФИА на следующий год.
Даже если после апелляции формулировки WADA по вопросам отзыва проведения крупного мероприятия при условии того, что это юридически и практически возможно, останутся прежними и будут относиться к Гран-при России – считаем, что отсутствует юридическая и техническая возможность вывода и переназначения российского Гран-при в другую страну. Уверены в том, что Гран-при России в 2020-м и последующих годах состоится в Сочи».
Официальное заявление Российской автомобильной федерации оказалось более развернутым.
«На протяжении всей истории автоспорта РАФ безукоризненно выполнял все требования WADA, ФИА и РУСАДА по обеспечению чистого спорта, свободного от допинга. Таким образом Российская автомобильная федерация не имеет замечаний со стороны упомянутых организаций в этой области.
Одновременно ФИА, являясь одним из подписантов Международного стандарта по соответствию кодексу подписавшихся сторон (International Standard for Code Compliance by Signatories /ISCCS), выполняет решения и рекомендации Всемирного антидопингового агентства.
ФИА не является Организатором крупных спортивных мероприятий, согласно определению, приведенному в ISCCS и Всемирном антидопинговом кодексе. Соответственно, решение WADA не может повлиять на проведение этапов Кубков мира, чемпионатов Европы и других международных серий в России, так как они не попадают под определение «major events», о которых идет речь в решении.
Вопросы о проведении этапов «Формулы-1» в настоящий момент тщательно изучаются всеми сторонами. Обстоятельства, которые повлекли за собой признание РУСАДА несоответствующей Международному стандарту по соответствию кодексу подписавшихся сторон, не имели отношения к деятельности ФИА, РАФ, международного промоутера, АНО «РОСГОНКИ» или российских спортсменов из автомобильного спорта.
В решении исполкома о запрете России принимать в течение 4 лет «major events» есть оговорка, позволяющая вывести Гран-при России из-под его действия – «если право на проведение крупного мероприятия уже было предоставлено России, подписант должен отозвать это право и переназначить событие в другую страну, если это не является юридически или практически невозможным». Решение о проведении Гран-при России было принято задолго до наступления обстоятельств, повлекших признания несоответствия виновной стороны Международному стандарту по соответствию кодексу подписавшихся сторон и юридически закреплено в соглашениях с международным промоутером еще в 2010 году. Соглашение о проведении российского этапа «Формулы-1» действует до 2025 года».
Попросту говоря, РАФ вместе с промоутером Гран-при России объясняют, что российский этап «Ф-1» по контракту обязан проводиться вплоть до 2025-го без каких-либо альтернатив, при этом перенести его за пределы страны юридически нельзя. Что ж, звучит достаточно логично – но все равно в деле остается множество белых пятен. Какие же тогда автоспортивные события нельзя будет проводить России? Останется ли у Даниила Квята российская суперлицензия и флаг, или он перейдет на итальянские? Что будет с российскими пилотами на чемпионате мира по гонкам на выносливость?
С этими вопросами Sports.ru обратился к исполнительному директору РАФ Сергею Иванову – он объяснил суть еще подробнее.
Исполнительный директор РАФ Сергей Иванов
– Мы пока точно не знаем, почему кубки мира и чемпионаты не попадают под категорию крупных спортивных мероприятий. У них [ФИА] есть перечень, но он непонятно трактуется.
И мы сейчас запросили у ФИА, чтобы они четко нам сказали, что под что попадает.
Как мы понимаем, «major events» – это события вроде Олимпийских игр, чемпионаты мира. Кубки мираа, Кубки Европы и другие – судя по тексту, не попадает [под запрет]. Но поскольку трактовки несколько разные у комиссии Международного стандарта по соответствию кодексу подписавшихся сторон и WADA, кое-где немного разные формулировки, потому мы сейчас точно сказать не можем. Мы надеемся, что правильно понимаем текст [решения].
Что попадает под эти, так сказать, санкции: чемпионаты мира и события уровня Олимпийских игр. Остальные вроде бы нет.
– ФИА недавно провела автоспортивные игры. Они какой статус тогда имеют?
– Они недавно были, проводились впервые в этом году. Честно говоря, пока непонятно [какой у них статус]. Судя по тем правилам, которые там были – они по уровню намного ниже, чем та же «Формула-1». Как они дальше будут их позиционировать – мы пока не знаем.
Дело в том, что вообще хотелось бы сказать: многое пока не ясно. И не хотелось бы делать преждевременных выводов. Во-первых, еще будет оспаривание этого решения. Может, там еще что-то изменится или смягчится. Во-вторых, трудно иногда перевести достаточно понятно все эти выражения, определения, которые применяет WADA. Вроде мы понимаем все так, но не факт, что в итоге все не будет интерпретировано по-другому. В данном случае для нас лучше бы подождать официального подтверждения от ФИА.
Мы и сами заинтересованы в том, чтобы как можно быстрее прояснилась ситуация. Надеемся, что в ближайшее время ФИА даст нам конкретный ответ, что они решили. Может, они тоже будут ждать апелляции – я не знаю. Мы надеемся, что они дадут нам ответ сразу, чтобы мы успокоили заинтересованных спортсменов и организаторов, чтобы сказать: «Ребята, сюда и сюда едем без вопросов».
– Говоря о чемпионатах мира, есть хороший пример: «Формула Е» недавно получила статус чемпионата мира. В 2015-м ее проводили в Москве. Выходит, ближайшие четыре года не стоит ждать ее возвращения?
– Да, теоретически ее может не быть в России, раз, получается, «Формула Е» теперь – чемпионат мира. Мы надеемся, что «Формула-1» останется, поскольку промоутером был заключен многолетний контракт. В следующем году уж точно гонка должна остаться, поскольку уже включена в календарь. По «Формуле Е» же, к примеру, нет ни договоренностей, ни контракта, ни места в календаре. Значит, уже не будет. Но это я могу только предполагать.
В первую очередь, кроме чемпионатов мира – мы надеемся, по крайней мере, но практически уверены – остальных соревнований запреты не коснутся. И проведение их в России, и участие наших спортсменов в этих соревнованиях. Нам не запретят проведение всех событий, кроме чемпионатов мира, и наших спортсменов будут допускать всюду, кроме чемпионатов мира. Пока все вот так вытекает. С «Формулой-1» только у нас уже есть контракт: все запланировано, деньги заплачены, договорные отношения выполняются, и отменить это – ну я не знаю, как и кто это отменит.
– Говоря о выступлениях на чемпионатах мира, сохранится ли у РАФ тогда право выдавать суперлицензии на «Формулу-1» и другие турниры, соответствующие этому статусу?
– Ну тут другой вопрос – будут спортсмены выступать под нашим флагом, лишат ли… Этого пока сказать не могу. В каком статусе разрешат нашим участвовать на чемпионатах мира – этот вопрос пока не ясен. И разрешат ли выступать под флагом России или под нейтральным флагом – тоже пока неясно. Потому что в автоспорте есть особенность: кроме чемпионатов мира, флаг определяется по лицензии. Например, белорус может приехать в Россию и взять российскую или пойти и выступать под испанской. И тогда будет так: кто ее выдал – такая и страна.
А в «Формуле-1» и других чемпионатах мира иначе: там флаг определяется по гражданству, по паспорту. То есть не важно, какая лицензия: приехал россиянин с итальянской суперлицензией – флаг все равно будет российский подниматься, гимн российский будет играть. Это все к Квяту имеет отношение. И какое решение примет ФИА и как будет на чемпионатах мира – пока неясно.
Мы – РАФ, автомобильная федерация – никак не участвовали в проблемах, связанных с допингом. Нас никогда и никто не упрекал. Мы стоим немножко особняком. Наверное, нам попроще будет. Но, конечно, какие-то санкции будут.
– А в менее статусных локальных соревнованиях вроде РСКГ, РДС, «Формуле-4» есть допинг-контроль в России? Как это работает?
– Он организован следующим образом: мы в РУСАДА подаем данные по календарю и списки сборных команд. Пока что больше от нас ничего не запрашивали. Я специально звонил еще до этого скандала в РУСАДА и спрашивал – шум вроде стоит же, а нас не дергают, что делать-то? Мне ответили: «Если будет нужно – вас проверят». Но мне случаи проверки наших спортсменов на национальных соревнованиях неизвестны
Были случаи проверок людей, которые в «Формуле-1» гоняют. На чемпионатах мира, наверное, тоже, на кубках мира и Европы – все это было. Все проходило нормально, без проблем.
– В 2018-м Санкт-Петербург принимал Генеральную ассамблею ФИА и церемонию награждения «Формулы-1» и остальных чемпионатов мира. Будет ли у России шанс на подобное мероприятие в эти четыре года?
– Насколько я знаю, таких запретов нет. Но это и без запретов было маловероятно: ФИА уже пять лет ведет такую политику, что один год они эти события проводят у себя, а один год – где-то на выезде. Специально, чтобы пропагандировать автоспорт, помогать и развивать связи с другими странами. Два раза в России за такой малый срок – было бы нелогично. Ее и не планировали у нас в ближайшие несколько лет.
– Может ли теоретически «Сочи Автодром» принимать Гран-при другой страны? По примеру «Имолы», принимавшей Гран-при Сан-Марино, и «Нюрбургринга», принимавшего Гран-при Люксембурга, и так далее.
– Это зависит от законодательства стран. По нашему российскому законодательству мы не можем проводить даже отдельные этапы чемпионата России за границей. У нас могут проводиться этапы любых международных соревнований, если мы берем за скобки запреты WADA. Чисто с точки зрения законности. Но, к примеру, провести чемпионат Испании в России – нелогично. Если где-то и есть такое, то, может быть, в Европе, где границы имеют меньшее значение. Там проводят, потому что удобнее, близко хорошая трасса, что-то еще. У них, видимо, разрешено. У нас – нет.
– В последние несколько ФИА все больше стремится попасть на Олимпиаду, поэтому и проводит автоспортивные игры…
– Да-да-да. Они хотят. Попасть на Олимпиаду – это, так сказать, немножко фантастическая вещь, наверное, но приблизиться максимально к мировому олимпийскому движению – это да, есть такое стремление.
– Возможно, поэтому ситуация не очень понятна: если ФИА стремится попасть на Олимпиаду, то по идее должна следовать генеральной линии МОК.
– Вы правы, да. С одной стороны, ФИА как подписант Кодекса должна следовать решениям WADA и МОК и не может сказать: «Мол, мы сами по себе, идите куда хотите». Но с другой стороны, исходя из практики наших взаимоотношений, мы знаем, что ФИА старается не политизировать эти вопросы. Спорт есть спорт, и если не будет прямых запретов или требований, я практически уверен, что закручивания гаек сверх того не будет. Ну а если решение будет – то тогда все чемпионаты мира явно подпадают под запреты. Только в «Формуле-1» есть такая отмазка, что у нас трудно этап отменить. Тут посмотрим. Я думаю, ФИА все-таки будет здраво подходить к проблеме – как и раньше. Там, где нет прямой обязанности – не будет политизировать вопрос.
Резюме: ситуация вкратце на данный момент
- Даже автоспорт ждут неминуемые санкции – правда, их границы и серьезность пока не известны: требования к сериям надо уточнить
- Гран-при России с большой долей вероятности останется в Сочи, если только WADA директивно не потребует его отобрать. Да и то успех такого решения сомнителен
- Судьба флагов Даниила Квята и Сергея Сироткина из «Ф-1», целой армады россиян с ЧМ по гонкам на выносливость (Михаила Алешина, Виталия Петрова, Егора Оруджева, всей команды «СМП Рейсинг»), гонщика ЧМ по ралли-кроссу Тимура Тимерзянова и прочих пока не известна
- Российских пилотов «Формулы-2» Роберта Шварцмана, Артема Маркелова и Никиты Мазепина ситуация точно не коснется. «КАМАЗ-Мастер» на «Дакаре» тоже должен выступить без проблем. Георгий Чивчян без проблем получит шанс выиграть и третий Международный кубок по дрифту подряд.
- РАФ сохранит право выдавать лицензии, поскольку на заезды средней категории запрет не распространяется, на ЧМ происхождение лицензии не имеет значения
- Россия сохранит этапы ДТМ (пройдет на «Игоре» в 2020-м) и W Series.
- А вот этап ЧМ по ралли-кроссу (тоже запланирован на «Игоре» в 2020-м) под вопросом, поскольку календарь опубликовали только 5 декабря 2019-го – непосредственно перед оглашением решения WADA, а не сильно заранее. С другой стороны, при схожих обстоятельствах, что и Гран-при России, этап могут оставить.
- Ближайшие 4 года России не светят новые этапы чемпионатов мира: ни WEC, ни «Формула Е», ни WRC, ни ЧМ по картингу. С другой стороны, они бы вряд ли появились и так
- Похоже, вариант с переименованием Гран-при и сохранением этапа на «Сочи Автодроме» не рассматривают
Что ж, результат выглядит довольно печально для вида спорта, никогда не попадавшего даже под малейшие подозрения. Теперь подписавшие контракт на проведение Гран-при России до 2025 года выглядят настоящими пророками.