Под вопросом еще две гонки.
До 12 марта «Формула-1» создавала впечатление самого упорного чемпионата в деле «не сдаться коронавирусу»: пока в НБА, хоккее, футболе и других видах спорта сезоны уходили на паузу или вовсе отменялись, главная гоночная серия отделалась всего лишь потерей Гран-при Китая и объявлением о закрытии заезда в Бахрейне для зрителей. Для сравнения: в двух других крупнейших гоночных чемпионатах MotoGP и «Формуле Е» сезоны очень быстро отложили минимум на месяц.
Однако болезнь добралась и до «Формулы-1»: в преддверии Гран-при Австралии механик «Макларена» после обнаружения симптомов сдал положительный тест, и легендарная команда сразу же снялась с гонки. На неделе боссы серии обсуждали ситуацию с властями страны несколько часов подряд и в итоге приняли решение отменить этап – а вместе с ним, возможно, под нож пойдут и многострадальная гонка в Бахрейне, и предполагаемый дебют Вьетнама. Первенство может начаться 1 мая в Нидерландах.
Сохранить австралийский этап было невозможно
На первый взгляд, в отмене двух следующих этапов нет необходимости: арабские шейхи нашли вполне достойный компромисс в виде первой исключительно телевизионной гонки в истории «Ф-1» (на трек обещали не пускать даже СМИ), а во Вьетнаме все было относительно спокойно вплоть до десятых чисел марта.
Коронавирус сломал старт MotoGP, но «Ф-1» не сдается: Гран-при Австралии состоится, Вьетнам успешно сдерживает заразу
Более того, заезд в Ханое не отменили даже после обнаружения первого случая заболевания в городе. Дебютный Гран-при очень важен для правительства страны – власти искали любые способы и лазейки все-таки провести этап и показать себя миру. Решать ситуацию даже отправился сам босс «Ф-1» Чейз Кэри – он собирался убедить всех сомневающихся в необходимости проведения гонки.
Однако произошедшее в Австралии все ломает. До обнаружения болезни у механика отменять Гран-при не было формальных оснований: ни в одной из стран назначения (кроме сразу выбывшего Китая) не зарегистрировано и двух сотен зараженных, а персонал команд по умолчанию считался здоровым и не распространяющим коронавирус. Именно поэтому власти Италии, например, выпустили работников «Феррари» из закрытой зоны в Ломбардии, а в Бахрейне согласились немного ослабить карантин для тех же итальянцев и граждан других охваченных эпидемией стран.
Заболевший в паддоке означает, что как минимум «Макларен» запросто может стать разносчиком заразы – и пропуск всей команды на территорию страны через 7-10 дней после обнаружения первого случая (как раз к концу инкубационного периода) стал бы на редкость идиотским решением для властей Бахрейна. А поскольку паддок – довольно тесное место, логика подскзывает необходимость выписать запреты вообще всем. Заезд в Сахире спасти практически нереально.
Гонка во Вьетнаме запланирована на 5 апреля – следовательно, потенциальные зараженные ожидались бы в Ханое уже 30-го марта. Теоретически еще можно посадить всю «Формулу-1» на двухнедельный карантин и потом провести заезд, но вряд ли кто-то захочет рисковать.
По слухам, могут не состояться также этапы в Нидерландах, Испании и Монако, а сезон начнется только в июне в Азербайджане.
Потрясающая неорганизованность
Больше всего в деле Гран-при Австралии поразила не отмена гонки заранее – желание не поддаваться панике и провести чемпионат без опасных убытков для серии и команд как раз очень даже понятно. Дело в другом: «Формула-1» оказалась не готова к потенциальному обнаружению коронавируса у кого-то из паддока.
Да, вы все правильно поняли: об эпидемии все знали с конца января, Гран-при Китая вылетел из календаря в начале февраля, ситуация с болезнью катастрофически развивалась целый месяц – и даже на тестах боссы итальянских команд через прессу задавали официальным лицам вопросы на тему «Что мы будем делать?!» Однако суть ответа всегда оставалась неизменной: «Все пройдет по плану».
И видение действий у Чейза Кэри и компании в самом деле было: компромисс с Бахрейном и работа с Вьетнамом доказывают глубину проработки вопроса. Руководители «Формулы-1» практически спасли чемпионат – их усилия подорвала случайность.
Однако эта самая случайность на 100 процентов предсказуема: вряд ли кто стал бы спорить насчет вероятности заразиться у каждого механика, инженера и пилота. Все они – люди, а значит, и подвержены коронавирусу. К сожалению, этого не изменишь никакими хитрыми компромиссами.
Тем не менее, развитие ситуации с «Маклареном» показало полное отсутствие запасного или экстренного плана у «Формулы-1». Как раз у команды нашлось решение: сразу после положительного теста она опубликовала заявление о снятии с Гран-при и собрала встречу остальных участников чемпионата для обсуждения происходящего.
А что сделали в ФИА, «Формуле-1» и в промоутерской компании гонки? Через час после объявления «Макларена» публиковали заявления с общим смыслом «ну, мы тут думаем, что делать дальше» – и затихли почти на 10 часов. За это время прошло несколько встреч, по ходу которых число команд, не пожелавших проводить гонку, росло (больше других упорствовали «Ред Булл» и «Альфа Таури»), но руководство серии с решением дотянуло до утра.
Formula 1 and the FIA have have been coordinating with all the relevant authorities on the next steps. Our priority is the safety of the fans, the teams and all personnel at the race.
— Formula 1 (@F1) March 12, 2020
При этом у «Формулы-1» было заявление главврача штата о готовности отменить гонку в случае подтверждения случаев заражения в паддоке! То есть даже власти Австралии, безумно желавшие провести Гран-при (в последнее время он начал приносить-таки прибыль), были готовы на отмену, но боссы чемпионата слишком понадеялись на их рвение и вообще не предусмотрели никакого запасного плана.
Можно было заранее обсудить отмену или перенос заездов в случае обнаружения заразы среди команд. Но все-таки, кажется, для боссов «Ф-1» есть кое-что поважнее здоровья персонала и здравого смысла.
Деньги решают все
У медлительности и задумчивости Кэри и компании, на самом деле, очень простое и невероятно логичное объяснение: они не хотели терять лицензионные выплаты за Гран-при и попадать на неустойки.
Экономика в «Ф-1» работает примерно так: промоутер платит за право проведения заезда (обычно это сумма от 15 до 50 миллионов долларов – в зависимости от расположения, историчности, престижности и посещаемости. Монако, например, проводит гонку бесплатно) и отдает значительную часть площадей на рекламных щитах, в паддоке и на мерчендайзинге. Все локальные спонсоры, проданные билеты и заработок на активностях – это прибыль доход организатора. «Формула-1» же помимо лицензионной выплаты зарабатывает на глобальном спонсорстве и продаже телетрансляций.
Именно поэтому инициатива отмены, изменений или переноса заезда со стороны серии означало потерю дохода «Формулы-1»: между чемпионатом и промоутером заключен контракт, в котором явно прописаны неустойки или отказ от выплат. В таком случае Кэри и компания теряли сразу все: и взнос от промоутеров, и заработок со спонсоров, и теледеньги.
Поэтому «Формула-1» просто каждый раз ждала, пока инициативу возьмет на себя локальный организатор – по своей ли воле или по велению властей страны. Тогда неустойку придется платить уже промоутеру – убытки и расходы перейдут на его плечи.
Скорее всего, нежелание выбрасывать деньги впустую и руководило в Австралией в стремлении провести Гран-при любой ценой – и потому болельщики так долго ждали объявления об отмене (промоутер и серия просто торговались за закрытыми дверьми).
У Бахрейна все проще: королевство вообще не зарабатывает серьезных денег на посетителях, Гран-при для местного монарха – красивый образ страны, транслируемый по всему миру. Потому для него не было проблемой закрыть автодром и один раз потратить чуть больше обычного.
Похожая история и с авторитарно-социалистическим Вьетнамом: там до последнего не хотели выбрасывать 50 миллионов впустую вместо красивой завлекающей открытки для туристов.
«Формула-1» рисковала ради сохранения доходов – и риск не оправдался. Теперь придется жить с новой реальностью и подпорченным имиджем.
У команд грядут дыры в бюджете
Ситуация усложняется тем, что около половины доходов серии распределяется между участниками в виде призовых. С падением числа заездов падают и отчисления командам – да, часть из потерянного компенсируется отсутствием расходов на топливо, запчасти и прочие материалы, но в абсолютных числах участники остаются в минусе. Просто потому, что платить зарплаты сотням человек (а в штате современной команды до 300 до 1 200 сотрудников) все равно чертовски дорого – особенно когда вы уже потратили кучу денег на перемещение по миру.
Также отсутствие гонок бьет и по контрактам со спонсорами: команды недополучат эфирное время, и сумма выплат явно снизится. Вместе с призовыми речь может идти о миллионах или даже десятках миллионов долларов. Если представить, стоимость титульного партнерства в 50 миллионов за год на 22 гонки (для Orlen и Rokit – спонсоров «Альфа Ромео» и «Уильямса» соответственно), то вылет четырех Гран-при завесит аж на 9 миллионов – при почти неизменных затратах.
Кто же пострадает больше всех? Те команды, у которых нет богатых владельцев, денежной подушки или автоконцернов за спиной. Остальным держатели акций компенсируют убытки (например, за счет возможного сокращения бюджета в будущем), а вот частникам деваться особо некуда.
В главную зону риска падает многострадальный «Уильямс»: англичане уже продали контрольный пакет инженерного подразделения, чтобы собрать бюджет на 2020-й. У девятикратных обладателей Кубка конструкторов нет богатых владельцев и другой помощи со стороны – похоже, их ждет радикальное снижение трат в следующем сезоне и вечное последнее место. Или продажа кому-то очень богатому и желающему поиграться в быстрые машинки.
Также пострадает «Хаас»: у головного концерна по производству станков миллиардный доход, но владелец обоих организаций еще перед стартом сезона объявил о нежелании вбрасывать от 50 до 100 миллионов в год без шансов на первые места. Похоже, крупный убыток в 2020-м реально грозит смертью интересной американской команде, затащившей два финиша в топ-6 в первых же двух Гран-при в истории пять лет назад.
Остальным же командам принципиально ничего не грозит: владелец «Рейсинг Пойнт» – канадский миллиардер и отец одного из гонщиков, контрольный пакет «Макларена» принадлежит королевской семье из Бахрейна, «Альфа Ромео» до сих пор числится среди активов шведских инвесторов-миллиардеров, «Альфа Таури» не закроют всего через год после шумного ребрендинга только из-за выросших убытков. У «Мерседеса», «Рено» и «Феррари» заводская поддержка, а «Ред Булл» – крупнейший актив производителя энергетиков и в любой момент может запросить помощи от «Хонды».
Однако фактически в случае новых отмен Гран-при коронавирус реально грозит смертью не только персоналу, но и сразу двум командам – и больше ничего для их спасения сделать уже нельзя. Реально чертовская зараза.