Пока не хватает только стабильности.
После успешного возвращения в «Формулу-1» место Даниила Квята в «Альфа Таури» оказалось под вопросом: Пьер Гасли неизменно обыгрывает российского пилота в квалификациях, а в гонках нашему соотечественнику мешает то странная стратегия, то инциденты. На данный момент Даниил проигрывает партнеру по команде 2-14 по очкам и 0-6 по квалификациям, и руководство программы «Ред Булл» уже намекнуло, что ждет своих молодых талантов в «Ф-1».
«Ред Булл» недоволен выступлениями Квята. Похоже, Даниил вылетит из «Формулы-1» – мест почти не осталось
Юки Цунода из «Формулы-2» – новый фаворит австрийской системы, и конкурентов на это звание у 20-летнего гонщика пока нет. Дэн Тиктум, долго считавшийся угрозой для Квята, покинул программу «Ред Булл» (теперь британец – тест-пилот «Уильямса»), Юри Випс сдал во второй половине 2019 года и скитается между японской «Супер-Формулой» и европейскими гонками с мутными перспективами, а Лиам Лоусон и Деннис Хаугер слишком молоды и лишь начинают путь в «Формуле-3».
Цунода лишь второй год выступает в Европе – до сезона-2019 японец гонялся на родине, где выиграл местную «Формулу-4». Юки впечатлил зрителей «Ф-3» сразу же: в 2019 году выиграл гонку и занял девятое место в чемпионате за «Йенсер» – мягко говоря, не самую сильную команду с напарниками, набравшими ровно ноль очков за сезон (что позволяет получить представление об уровне инженеров, механиков и/или обратной связи от пилотов). Но, что важнее, Цунода запомнился яркими обгонами на трассе и вместе с чемпионом серии Робертом Шварцманом и другими ребятами получил место в «Ф-2» в 2020-м.
Как оказалось – заслуженно.
Главное препятствие на пути в «Ф-1» – суперлицензия
Перед стартом сезона боссы весьма четко сформулировали задачу Цуноды.
«Мы ожидаем, что Юки финиширует в топ-4 в первый же год, – отметил главный в «Ред Булл» по молодежи Гельмут Марко, – Тогда у него будет достаточно баллов для суперлицензии. Цунода показывает невероятное гоночное мастерство. Он уже очень силен в плане обгонов. В квалификациях он не так хорош, однако упорно работает над ними».
Нынешний сезон может оказаться историческим для главной молодежной серии, ведь сейчас за титул сражаются не просто будущие пилоты «Ф-1», а, возможно, и чемпионы мира. Четвертое место в условиях борьбы с гонщиками уровня Роберта Шварцмана, Каллума Айлотта, Дэна Тиктума, Джека Эйткена, Чжоу Гуаньюя и Мика Шумахера – чрезвычайно мощный вызов, но пока Юки с ним справляется.
Впрочем, ситуация пограничная и, вероятно, останется такой до конца сезона – если гонщик не выдаст серию побед или же сокрушительных провалов. Сейчас места с третьего по седьмое разделяют лишь 12 баллов, так что прямые конкуренты могут сместить юниора «Ред Булл» с четвертой строчки уже на следующем этапе, да и Другович, Делетраз и Тиктум, замыкающие топ-10, также находятся на отыгрываемом расстоянии.
С другой стороны, если Лундгор и Цунода оказались впереди «второгодок» Шумахера, Чжоу и Мазепина по итогам первой половины сезона (пусть и ненамного), то есть все шансы выиграть у более опытных товарищей и по итогам всего чемпионата, ведь новички серии вкатились и должны лишь прибавлять. Цунода уже это делает: если на старте сезона чередовал одну прекрасную гонку с двумя провальными, то последние четыре заезда закончил на высоких местах.
Цунода – яркий, но нестабильный пилот
Юки действительно хорош в борьбе за позицию: обгонные качества пилот многократно демонстрировал и в «Ф-3», и в «Ф-2», а в фантастической каталонской гонке мастерски оборонялся на изношенных шинах от соперников на свежих комплектах. Все в порядке и с темпом на одном круге – на счету пилота «Карлина» поул в Австрии и стабильно высокие показатели в тренировках. Японец практически всегда стартует из топ-10 – неплохой результат для новичка серии (у Квята, напротив, квалификации в «Ф-1» не складываются).
Вот так Цунода боролся с Джеком Эйткеном в Испании – изящно и эффектно:
Сражение колесо в колесо с Джейком Хьюзом в «Ф-3» вышло зрелищным:
Хотя борьба на грани приводит и к печальным моментам – вроде столкновения с конкурентом по системе «Ред Булл» Лиамом Лоусоном в «Евроформуле»:
Motopark team mates and Red Bull Junior Team drivers @yuki_TY0511 and @LiamLawson30 have already collided once this year and they tangled at @CircuitSpa in yesterday's @EF_Open race, putting both out. pic.twitter.com/gl1ubpVfdX
— RaceFans (@racefansdotnet) June 10, 2019
Готов ли Цунода к дебюту в «Ф-1» уже в 2021-м? Вероятно, нет – даже если получит суперлицензию. Когда японец заезжает в очки, то с большой долей вероятности оказывается на подиуме, но, к сожалению, великолепные гонки чередуются со сходами и финишами в районе 18-й позиции. Юки сильно не везло на старте сезона, однако даже с учетом данного фактора 50 процентов заездов вне очковой зоны – ужасный показатель для одного из лидеров. Последние два этапа вышли успешными (четыре финиша подряд в топ-6, в том числе победа в гонке), но можно лишь гадать, продолжится ли тренд в Бельгии – боссы Цуноды на это надеются.
«Он показал свою скорость и талант с самого старта сезона, но из-за того, что опыта не так много, порой случаются контакты с соперниками, – заявил руководитель автоспортивного подразделения «Хонды» Масаси Ямамото, – Но он учится каждую гонку и, думаю, раскроется после победы в Сильверстоуне».
Сам пилот тоже не спорит с критикой:
«В начале сезона мне с трудом удавалось довезти переднее антикрыло до финиша! Однако в Великобритании я сделал большой шаг вперед и не потерял его. Но нам есть над чем работать».
К тому же новый технический регламент отложили до 2022 года, и пилоты «Ф-2» лишились конкурентного преимущества – знакомства с 18-дюймовыми шинами. Если нет уверенности, что японец готов в «Ф-1» прямо сейчас, то стоит дать ему шанс проявить себя в «Ф-2» в следующем году – в противном случае ему придется привыкать к новой технике лишь для того, чтобы в 2022-м начинать все с нуля.
Впрочем, в случае успеха парня у «Ред Булл» появится немало аргументов и для того, чтобы не тянуть с повышением. Немаловажным фактором является сотрудничество Цуноды с «Хондой»: мотористы австрийской команды продвигают своего протеже и весьма заинтересованы в появлении соотечественника в «Ф-1». В Японии весьма продвинутая гоночная культура, но своего представителя на вершине автоспорта нет уже много лет, так что дебют Юки станет выгодным для всех сторон.
Руководитель «Альфа Таури» Франц Тост фактичеки прямым текстом зазывает юниора в свою команду:
«Цунода – фантастический гонщик. Он очень талантлив, а свои сильные стороны он неоднократно демонстрировал в прошлом году в «Формуле-3», а теперь – в «Формуле-2». Юки продолжает прибавлять и становится все опытнее. Я ожидаю, что рано или поздно он окажется в «Альфа Таури».
Кроме этого, «Торо Россо»/«Альфа Таури» всегда позиционировалась как молодежная команда для «Ред Булл». Коллектив из Фаэнцы вырастил Себастьяна Феттеля, Даниэля Риккардо и Макса Ферстаппена, но в последние годы все не так здорово: Пьер Гасли и Алекс Албон не впечатлили в старшей команде, Квят перестал считаться молодым и перспективным, а личности вроде Брендона Хартли и не претендовали на повышение. Пятое место «Торо Россо» в Кубке конструкторов в прошлом году стало лишь приятным бонусом – главной целью команды всегда была подготовка будущих чемпионов мира или просто мощных пилотов для топ-команды. Да, у Гасли и Албона пока ничего не вышло, но позиции Квята выглядят наиболее уязвимыми – как и в свете текущих результатов, так и в силу возраста.
Так что продвижение Цуноды будет вполне в духе «Ред Булл». Дело за малым – получить суперлицензию.