Оказывается, даже Нико Росберг был сильнее.
В «Формуле-1» среди фанатов вечно кипят ожесточенные споры: кто же был лучшим пилотом? Кто был самым быстрым? Кто побил бы всех в гонке? Кто бы показал лучшее время на чистой трассе в квалификации?
Именно последним вопросом и задался один из реддиоторов Azquirrel. Он решил рассчитать лучшего субботнего пилота в истории, взял на вооружение систему Эло из шахмат и принялся за дело.
Что за модель? Это принципы формирования рейтинга ФИДЕ для шахматистов с адаптацией логики в стиле «если пилот выиграл у напарника на одинаковой машине, то победил его со счетом 1:0».
Как же вычисляется рейтинг Эло в данном случае? Сперва находится математическое ожидание количества очков, которые может набрать каждый гонщик — оно равно сумме вероятности выигрыша, рассчитываемое из действующих рейтингов обоих напарников. Отличие от шахматной системы заключалось лишь в отсутствии матожидания ничьих (потому как в автоспорте их не бывает).
Далее новый рейтинг рассчитывался путем вычитания матожидания победы из реального числа набранных очков (1 — за победу, 0 — за поражение), умножение на «коэффициент сложности» и прибавления к предыдущему показателю. Новичок получал стартовую оценку в 1000.
В результате для современных 20 пилотов рейтинг Эло вышел вот таким.
Естественно, обладатель рекордных 87 поулов Льюис Хэмилтон оказался на первом месте, а котировки его главного соперника в данный момент Макса Ферстаппена оказались выше, чем у Себастьяна Феттеля и Валттери Боттаса.
Пятым же внезапно оказался новичок на полумертвом «Уильямсе» Джордж Расселл — он побил даже Шарля Леклера и Даниэля Риккардо. Правда, вероятнее всего, это связано с лагом системы: англичанину в соперники достался вернувшийся после травмы и восьми лет простоя Роберт Кубица — но рейтинг у него явно оставался на уровне 2011 года.
Даниил Квят оказался 17-м из двадцати с результатом в 985 баллов.
Тем не менее, если сравнить результаты Хэмилтона с лучшими квалифайерами в истории, можно удивиться: оказывается, 87 поулов не убеждают рейтинг Эло — сразу 14 гонщиков оценивались выше лучшего балла Льюиса хотя бы раз в карьере.
Самая первая синяя линия — легендарный пятикратный чемпион Хуан-Мануэль Фанхио. Именно он стал лучшим по квалификациям в соответствии с рейтингом Эло.
Вторым в истории по субботнему темпу оказался двукратный чемпион мира Джим Кларк. Третьим стал «Мистер вечно второй» Стирлинг Мосс — четырехкратный вице-чемпион «Ф-1».
Джереми Кларксон выбрал лучшего гонщика в истории «Ф-1». И снял про него шикарную документалку
Также выше рекордсмена по поулам оказались Альберто Аскари (№4 по версии рейтинга), Йохен Риндт, Джеки Стюарт, Ронни Петерсон (не стал чемпионом), Эммерсон Фиттипальди, Карлос Рейтеманн (тоже упустил титул), Джеймс Хант, Кеке Росберг, Ален Прост, Айртон Сенна (№5 в истории) и Михаэль Шумахер. Из современных гонщиков лучше Хэмилтона в квалификациях проявили себя Фернандо Алонсо и Нико Росберг (причем немец ярче всего зажигал именно в начале 2010-х, когда котировался выше всех чемпионов).
Как ни странно, в рейтинг самых-самых не попали Ники Лауда, Марио Андретти, Жиль Вильнев, Найджел Мэнселл, Мика Хаккинен, Кими Райкконен, Себастьян Феттель и другие чемпионы. Все из-за схемы построения таблицы: в подборку попали только те пилоты, кто оказался в лидерах на протяжении более 15 гонок подряд (примерная длина сезона в прошлом и 75 процентов современного сезона).