Кажется, сроки поджимают.
В «Формуле-1» дебютирует Гран-при Саудовской Аравии – пожалуй, один из самых скандальных этапов из-за огромных проблем страны с правами человека и заливкой негативного образа миллионами долларов в автоспорт. Из-за визита чемпионата мира в Джидду в прошлом году встрепенулось почти полсотни правозащитных организаций: всех смутила непоследовательность действий руководства «Ф-1». Вроде бы серия взяла курс на продвижение равенства (тот же слоган We Race As One), но тут же заключила контракт со «страной-тираном» – именно так большинство воспринимает Саудовскую Аравию.
В руководстве серии ничего плохого не видят: «Мы очень серьезно относимся к своим обязанностям и разъяснили свою позицию относительно прав человека всем партнерам и принимающим странам, которые обязались уважать права человека при организации и проведении мероприятий».
Но, возможно, и деньги играют огромную роль: за Гран-при королевство заплатит 66 миллионов долларов в год – с учетом длительности контракта выйдет целых $660 млн. Мы разбирали эту ситуацию во всех подробностях в этом посте:
«Ф-1» едет в страну, где убивают журналистов, практикуют пытки и публичные казни. Все из-за $660 млн
Но если на минутку абстрагироваться от политики и посмотреть на трек, можно увидеть огромное желание саудовцев сделать нечто уникальное и «самое-самое». Проект доверили Герману Тильке (автору «Сочи Автодрома», любимейшей пилотами «Трассы Америк», знаковых «Сепанга» и «Стамбул-парка», крепкого автодрома в Шанхае и городских треков Сингапура и Валенсии), и он изложил хотелки владельцев в замах на пару рекордов (включая рекорд средней скорости на городском треке).
В «Ф-1» – небывало быстрый городской трек: средняя скорость – 253 км/ч. А еще рекорд по поворотам и почти нет жестких торможений
По среднему показателю спидометра трасса в Джидде уступит только Монце (258,2 км/ч против 264,4 км/ч), так что нас ждет настоящий «праздник слипстрима». Кроме того, здесь 27 поворотов – больше, чем на любых других этапах – причем почти все они скоростные. Еще поражает протяженность: длиной в 6,175 км она уступает только «Спа-Франкоршам», а вот среди городских этапов Джидда вырвалась на первое место.
Кстати, есть даже видео виртуального круга с саудовского трека:
Experience all 2️⃣7️⃣ of Jeddah's ultrafast corners 🎥#F1 #SaudiArabianGP pic.twitter.com/eJwXsdm4Tj
— Formula 1 (@F1) March 18, 2021
Захватывающе, да? Но в реальности пока все не так хорошо: вот редчайшая съемка со строительства автодрома.
جولة سريعة وحصرية على حلبة جدة، أسرع حلبة مدن مدرجة في عداد جولات بطولة العالم للفورمولا واحد.
Exclusive ride at Jeddah Street Circuit, Formula 1's World's fastest street Circuit in history.@SaudiArabianGP #F1 #SaudiArabianGP #OvertakeTheFuture#فورمولا1 #فورمولا1_في_السعودية pic.twitter.com/UfAhBVVlqq
— Firas Nimri 🏁فراس النمري (@FirasNimri) September 27, 2021
Согласитесь, выглядит все далеким от готовности – а ведь до Гран-при осталось два месяца. Трудность ситуации подтверждают и официальные лица.
«Мы работаем сверхурочно, 24 часа в сутки. Но нужно еще очень многое сделать, – признался на условиях анонимности один из организаторов в интервью AFP. – Это гонка со временем».
А президент местной автомобильной федерации принц Халид Бин Султан Аль-Файсал предпочел обратить внимание на большой зарубежный спрос на билеты: «Мы ожидаем крупный поток из Европы и США».
Правда, репортеры тут же спросили его о высокой цене посещения Гран-при: от $533 до $9 333. Но принц не увидел проблемы:
«Проект «Формулы-1» стоит дорого, так что нормально компенсировать стоимость автодрома продажей билетов и другими способами: рекламой и поддержкой местных спонсоров».
Понятно, почему саудиты концентрируются на построении привлекательного образа для мирового сообщества, а не на проблемах возведения трека: все-таки после объявления о включении в календарь Гран-при Катара – главного регионального соперника Аравии – признание любых неурядиц будет потерей лица и поражением.
Катар спасает имидж не только благодаря Месси – купили гонку «Ф-1». Громко ответили соседям, которые тоже вливают миллионы в автоспорт
Особенно когда ситуация и правда выглядит напряженной: все-таки первые грузы обычно прибывают на место проведения Гран-при примерно за месяц до старта, а основные – за 1,5 недели до первых технических проверок (в среду) – то есть за 14 дней до начала гонки. Выходит, к 21 ноября все должно быть готово – и у саудовцев остается не так-то много времени для завершения возведения боксов, трибун и прочей инфраструктуры. Огромная протяженность и сложность трассы играет в минус – ведь с ростом протяженности увеличивается и требуемый объем работ вместе со стоимостью.
С другой стороны, как раз из-за прихода Катара в «Ф-1» теперь можно не сомневаться: Аравия заплатит любые деньги за любую армаду мигрантов-строителей, но уложится в сроки – чтобы поразить мир крутостью и размахом собственного этапа сразу после Гран-при главного и заклятого соседа. Ведь королевская семья не для того назаключала гоночных контрактов на миллиард (с учетом «Формулы Е», «Дакара» и спонсорства «Ф-1»), чтобы теперь вот так за раз слить имидж.