Помните, как Ферстаппена критиковали даже после первых побед за «Ред Булл»? Называли «переоцененным» и «везучим»

Макс ответил на трассе.

За последние пару лет новоявленный трехкратный чемпион «Формулы-1» Макс Ферстаппен превратился в небывалого доминатора: побил рекорд по количеству побед подряд (10) и забрал 16 побед за сезон  – причем второе достижение он еще может улучшить. Так что теперь о таланте нынешнего №1 практически никто больше не спорит. Разве что иногда обсуждают его перспективы побить еще больше рекордов.

Но раньше все было далеко не так. В начале карьеры Ферстаппен подвергался жесткой критике: за агрессивный пилотаж, за слишком юный возраст, за образ «будущего суперчемпиона» – голландца не любили по многим причинам. Причем Максу доставалось не только от фанатов, но и разного рода эксперты: от журналистов до многократных чемпионов «Ф-1».

Ферстаппена невзлюбили еще до дебюта: боялись, что он испортит чемпионат

«Ред Булл» подписали Макса в 2014-м: выиграли торг у «Мерседеса» за место в «Ф-1» на следующий год в «Торо Россо» (нынешней «Альфа Таури») – дочерней команде. Еще до дебюта ему дали опробовать болид во время практик Гран-при Японии – и Ферстаппен стал самым молодым пилотом в истории (ему было 17 лет и 3 дня). Голландец проехал 22 круга и показал 12-е время, а позже отметил, что не особо-то и старался. Некоторым такой новичок не очень понравился.

Помните, как Ферстаппена критиковали даже после первых побед за «Ред Булл»? Называли «переоцененным» и «везучим»

«Не бывает так, чтобы пилот был готов к «Формуле-1» в 16-17 лет, – говорил двукратный чемпион Мика Хаккинен. – Я бы никогда не позволил пилоту такого возраста участвовать в «Ф-1» – ни как менеджер, ни как отец (Хаккинен тогда занимался карьерами Валттери Боттаса и своего сына Хьюго – Sports.ru). Слишком рано. И если он провалится, то такая неудача нанесет колоссальный ущерб».

«Мне нужно говорить правду? Думаю, Макс – это оскорбление [для «Формулы-1»], – высказывал недовольство чемпион 1997 года Жак Вильнев. – «Ред Булл» понимают, что сажают в «Формулу-1» ребенка? Не сомневаюсь, что он быстрый, но у него нет опыта. Перед тем, как ты будешь бороться с другими, нужно научиться этому. А обучение – это не задача «Формулы-1».

Начинать карьеру здесь стоит с 21 года. Ты должен прийти в «Формулу-1» как победитель с богатым опытом. «Ф-1» – это не место, куда можно прийти и развивать талант пилота. Дебют 17-летнего – это негативный посыл для «Ф-1». И думаю, последствия пока не такие положительные, как ожидали в «Ред Булл».

Ферстаппен приходит, проезжает 10 кругов и тут же кажется сильным. Кажется, что любой может пилотировать болид «Ф-1», в то время как в дни выступлений моего отца (Жиля Вильнева – выступал в «Ф-1» в 1977-1982 годах – Sports.ru) пилотов считали героями за рулем невероятных монстров. «Ф-1» впечатлила меня, когда я пришел сюда – хотя я перешел из «Индикара». Но нынешняя «Ф-1» не впечатляет».

Мика ровно через два года изменил свое мнение – в середине 2016-го, когда Ферстаппена повысили в основную команду «Ред Булл» на место Даниила Квята. Тогда Макс выиграл Гран-при Испании – первый же заезд в новой команде – и стал самым молодым победителем Гран-при в истории.

Помните, как Ферстаппена критиковали даже после первых побед за «Ред Булл»? Называли «переоцененным» и «везучим»

«Я лично раскритиковал его, когда он перешел в «Формулу-1». Я думал, он слишком молод. Но очень счастлив тому, что ошибся. Я еще более убедился в том, что девушки и юноши готовы к жизни в этом мире лучше [чем мы думали]. Нужно позволять им высказываться, нужно слушать, что они говорят. Макс отлично постарался», – сказал Хаккинен.

Ферстаппена все равно постоянно критиковали – и за ошибки, и за выдающиеся гонки

Впечатляющие результаты Ферстаппена сопровождались многочисленными скандалами. Юный пилот слишком агрессивно вел себя на трассе – и у соперников сдавали нервы.

К примеру, трехкратному чемпиону Ники Лауде (а тогда он был неисполнительным директором «Мерседеса») очень не понравилась борьба Макса с Нико Росбергом на старте Гран-при Мексики в 2016-м (на видео – с 4:42 до 6:02).

Хотя по ходу того сезона австриец говорил о Ферстаппене как о безусловном таланте, в Мехико он жестко раскритиковал Макса:

«Очевидно, Нико был впереди, и Ферстаппен просто выдавил его с трассы. Это могло стоить Нико чемпионства. Это неприемлемо. Это вина Ферстаппена. Он пилотирует слишком агрессивно. В какой-то момент ему придется осознать это. Подобное поведение безнадежно.

Такой рецидивист должен быть наказан (Ферстаппена не оштрафовали за жесткую борьбу; тем не менее он все-таки получил наказание в 5 секунд за срезку поворота – Sports.ru). Гельмуту (Марко, советнику «Ред Булл» – Sports.ru) стоит поговорить с ним.

Если бы Ферстаппен не пилотировал так агрессивно, он бы прогрессировал гораздо быстрее. У него невероятный талант – но он уничтожает его своими глупыми поступками. Он не понимает [этого]. Он думает, что делает все правильно – но это не так. Ему нужно успокоиться. Не знаю, откуда это высокомерие. Не понимаю. Ярость других пилотов все растет и растет».

Макса критиковали даже после невероятно удачных выступлений. В том же сезоне Ферстаппен провел феноменальный дождевой Гран-при Бразилии: по ходу гонки он откатился на 16-е место после волны пит-стопов, но впоследствии прорвался на подиум.

Причем попутно Макс совершил один их самых эпичных сейвов за последние годы:

После гонки шеф «Ред Булл» Кристиан Хорнер назвал пилотаж Ферстаппена «одним из лучших выступлений в истории «Ф-1» – но эксперт Sky Sports Сэм Коллинс (нынешний комментатор F1 TV и один из ведущих шоу Tech Talk на официальном стриминге чемпионата!) не согласился!

«Это не одно из лучших выступлений. Я не из больших фанатов Макса. Думаю, его очень переоценивают. В его пилотаже нет изящества. Он садится в болид, и для него это как игра в PlayStation – он даже не понимает, что делает.

Я не на стороне таких людей, как [Себастьян] Феттель, которые просто думают, что Ферстаппен неконтролируем. В Бразилии некоторые из его маневров были просто сенсационными. Это одно из лучших выступлений, что я от него видел».

Что же касается сейва нидерландца – то он не впечатлил Коллинса:

«Ферстаппен просто входит в каждый поворот, бьет по тормозам и либо врезается, либо продолжает движение. То, что он не врезался в стену, было удачей. На внутренней траектории он зацепил поверхность с высоким сцеплением – и это случилось в нужный для него момент. Он вовремя поднял ногу с газа, так что тут повлияли частично талант, частично удача.

Но некоторые из его маневров, которые он совершал на внешней траектории и на поребриках, – образцовый пилотаж. Так что какая-то доля таланта тут есть».

Два года спустя во время Гран-при Канады о переоцененности Ферстаппена вспомнил Жак Вильнев. Макс тогда грубо отмахнулся от вопросов журналистов: 20-летнему нидерландцу надоели одни и те же вопросы:

«Чтобы прогрессировать, нужно быть в курсе своих ошибок, а он этим не занимается, – заявил Жак. – Вместо этого он показал отсутствие уважения и образования.

В какой-то степени он все еще ребенок. Его вытащили из колыбели и посадили в болид. Возможно, поэтому он и не выступает на уровне [Даниэля] Риккардо и в целом выглядит плохо. Если «Ред Булл» рассматривает его как свое будущее, он должен побеждать своего напарника. Сейчас же все наоборот. Макса переоценивают».

Помните, как Ферстаппена критиковали даже после первых побед за «Ред Булл»? Называли «переоцененным» и «везучим»

Возвращаемся в 2023-й. Ферстаппен – трехкратный чемпион мира после одного из самых доминирующих сезонов в «Формуле-1». Большинство гонок выполнены без единой ошибки, помарки или даже намека на возможность отдать первое место или лучший круг. Великие поулы (вроде японского и шедевра в Монако), обгоны, дождевой пилотаж – Макс собрал все ачивки. И теперь общая точка зрения – «Макс так хорош, что теперь даже не интересно». И недооценивают уже его достижения!

«Порой достижения Макса недооценивают. Побеждать в столь доминирующем стиле, с таким преимуществом, очень непросто в любом виде спорта, — высказывался Фернандо Алонсо. – Каждому гонщику нужен определенный настрой, нужно чувствовать связь с болидом. Макс сейчас чаще всех остальных достигает ста процентов возможностей, чаще любого другого гонщика. Именно поэтому он и доминирует в чемпионате».

Жалеет ли Гельмут Марко о том периоде постоянной критики?

«Да, Макс пару раз делал глупости, но другие гонщики порой делают глупости и в 22 года. Все доказательства вы сами видите. В любом случае, такого гонщика удается найти раз в десять лет. Он добился выдающихся успехов».

Новые основания покритиковать чемпиона?

Эталонный титул Ферстаппена: доминирование и вечные рекорды «Ф-1» на чудо-машине, с которой не справился напарник

«Кто не ценит наше доминирование – не настоящие фанаты «Ф-1». Вот что сам Макс Ферстаппен думает о рекордном сезоне

Хэмилтон ткнул шпильку в Ферстаппена: напарники Льюиса – круче, а Макс ни с кем не сражался. Это правда, но что меняется?