Как если бы Квят прокатил Путина на 9 Мая.
Посты вроде «где они сейчас?» уже стали мемом на Sports.ru, но иногда правда непросто поверить, куда же заносит величайших звезд прошлого. К примеру, Нельсон Пике – величайшая южноамериканская гоночная звезда до Айртона Сенны, трехкратный чемпион «Ф-1», победитель 23 Гран-при (№12 в истории), гонявшийся в «Брэбэме», «Лотусе», «Уильямсе» и «Бенеттоне» (даже застал Шумахера) – теперь шоферит у президента Бразилии Жаира Болсонару.
Возможно, Нельсон просто не смог избежать искушения и поуправлять легендарным люксовым «Роллс-Ройсом» Silver Wraith – послевоенным лимузином, специально созданным для перевозки вип-персон. Его выпускали с 1946-го по 1958-й и собрали всего 1883 штуки, а конкретно эта модель – та самая поставленная в Бразилию новенькой для главы государства в 53-м и тщательно охраняемая Министерством обороны. Такую же до сих пор сохранили для важных церемониальных поездок только в Ирландии, а самые простые версии появляются иногда в продаже по цене в 110 тысяч евро (при достаточно поношенном состоянии). Штучные торжественные версии для президентов явно дороже (если их стоимость вообще можно оценить).
Пике попал за руль редчайшего «Роллс-Ройса» на параде, посвященном церемонии поднятия бразильского флага у Дворца Алворада 7 сентября – на Дне Независимости страны. В России, например, ближайшей аналогией стало бы шоферство Даниила Квята (или Виталия Петрова) у Владимира Путина на 9 мая.
Думаете, сравнение натянутое? «Мы с Путиным очень похожи, я никогда этого не отрицал. Россия нам очень интересна», – заявил Жаир 6 мая в аэропорту Рио, благодаря главу России за освобождение арестованного два года назад в РФ бразильца Робсона Оливейры.
Правда, случай Болсонару даже более скандальный: его считают одним из самых противоречивых действующих политиков планеты и сравнивают с Дональдом Трампом. Вообще у нас есть даже большой материал о всех претензиях к Жаиру на момент избрания в 2018-м – часть населения его буквально ненавидит, а его сторонников считает сумасшедшими.
Если вкратце: он оправдывал неравенство зарплат мужчин и женщин, называл темнокожих активистов «животными, которым необходимо вернуться в зоопарк», а единственный недостаток диктатуры версии Болсонару, – в том, что «людей пытали, но не убивали». После избрания на должность президента Жаир не изменил риторику: в 2019-м как отпраздновал годовщину военного переворота 1964 года (после которого страной до 1985 года правила хунта).
Пика своеобразия его политика достигла на волне пандемии: Болсонару обернулся чуть ли не самым известным в мире ковид-диссидентом, развернул травлю вводивших карантины и масочные режимы мэров и губернаторов и всерьез собирался вернуть спорт в классическом виде – с полными трибунами.
В Бразилии ад, но президент хочет вернуть футбол (директор «Ботафого» считает это самоубийством) и называет вирус гриппчиком
Еще весной в стране развернулся небывалый кризис госуправления: к примеру, 16 марта в должность вступил новый министр здравоохранения кардиолог Марсело Кейрога – четвертый по счету за время пандемии. Он сменил армейского офицера без медицинского образования, которым временно заткнули дыру ранее.
Но на самом деле и с военным крылом отношения Болсонару далеки даже до приемлемых: тогда же весной в отставку одновременно подали министры обороны и иностранных де из-за конфликта с президентом по вопросу о лояльности вооруженных сил. Министр настаивал на использовании лояльности для поддержания конституционного строя, а не личной власти президента – и вслед за ним в отставку подали и командующие сухопутными силами, авиацией и флотом. Тогда впервые в истории Бразилии вся военная верхушка уходила в отставку из-за разногласий с президентом.
Как у него дела прямо сейчас? Можно сказать, Жаир столкнулся с последствиями эксцентричной политики: сенатская комиссия страны 3 месяца работала над расследованием о «массовых убийствах», связанных с действиями президента (также и трех сыновей Болсонару, и еще 69 чиновников), и предложила устроить ему импичмент. На улицах городов в начале октября прошла новая волна митингов за его отставку.
И это еще не все свершения Болсонару в эпоху коронавируса: оказалось, парламентская комиссия проверяла законность закупок вакцин из разных стран. – и выявила серьезные нарушения.Как заявил в интервью EADaily доктор кафедры международной политэкономии Института экономики Федерального университета Рио-де-Жанейро Павел Грасс, «Коррупционный скандал с закупками вакцин окончательно подорвал доверие общества к президенту».
Что же с экономической политикой? Ее последствия тоже догоняют Болсонару – 12 октября в Международный суд в Гааге прилетел иск против Жаира, увязывающий массовую вырубку лесов Амазонии с потенциальными смертями. Обвинения выдвинули австрийские экологи из AllRise – по их подсчетам, администрация Болсонару несет ответственность за вырубки площадью 4 тысяч кв. км в год, и за время правления «бразильского Трампа» темпы выросли на 88 процентов.
«Болсонару систематически ослабляет и отменяет законы и механизмы контроля и прицельно принимает меры против экологов. Действия Болсонару непосредственно связаны с негативными последствиями для климата во всем мире», – заявлено в иске. Объем потенциальной угрозы – дополнительные 180 тысяч смертей в нынешнем столетии.
В 2022-м Жаира ждут повторные выборы – и он уже готовит сторонников к чему-то очень большому. К примеру, во время речи после того самого поднятия флага открыто заявил: «Никто не заставил его покинуть его офис – только божья воля».
«По сути, у Болсонару те же намерения, что были у президента США Дональда Трампа, – заявил в интервью Der Spiegel профессор философии из Университета Кампинаса Маркос Нобре. – Вот только с военной точки зрения штурм Капитолия в Вашингтоне был очень плохо организован. Болсонару хочет подготовиться лучше, в этом его цель, и самые верные из его сторонников готовы за ним последовать».
Вот такому политику служит шофером прославленный чемпион «Ф-1». Жизнь – ироничная штука.